Портфолио как альтернатива ЕГЭ. Системы оценивания результатов обучения учащихся по окончании школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Байчурина, Ю. В. Портфолио как альтернатива ЕГЭ. Системы оценивания результатов обучения учащихся по окончании школы / Ю. В. Байчурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86449/ (дата обращения: 27.10.2024).



В статье рассматривается портфолио как альтернатива единому государственному экзамену (ЕГЭ) — системе оценивания результатов обучения учащихся по окончанию школы.

Ключевые слова: портфолио, альтернативная оценочная система единому государственному экзамену, контроль и оценка учебно-профессиональных достижений, механизм мониторинга успеваемости обучающегося.

Время не стоит на месте. Периодически меняются образовательные стандарты, на смену старым средствам контроля уровня образования приходят новые, способные совершенствовать систему контроля образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.

В настоящее время в Российской Федерации быстрыми темпами развивается ОСОКО — общероссийская система оценки качества образования, главным структурным элементом которой выступает единый государственный экзамен. Так же сейчас ЕГЭ — это одно из важных элементов в развитии и улучшение системы управления качеством образования, способное давать независимую информацию о действительном состоянии качества школьного образования [2].

Данные, полученные по результатам сдачи ЕГЭ, позволяют выявить уровень и качество образования выпускников школ, определить направление и развитие системы среднего образования.

На первый взгляд, ЕГЭ — это универсальная, единая система оценки и контроля, с большим количеством плюсов. Действительно, плюсов, несомненно, много, но и не меньше минусов.

Единый государственный экзамен не способен давать адекватную оценку знаний. По моему мнению, это обыкновенная «угадайка», где в виде теста нужно отвечать на вопросы. К тому же зачастую троечники, по результатам ЕГЭ, получают оценку выше, чем отличники. Молодёжь задумывается: «А стоит ли вообще учиться, тратить так много времени и нервов на подготовку к единому экзамену, если в конечном итоге всё решает случай?».

Многие старшеклассники не идут в 11 класс, из-за того что чуть ли не с первых лет обучения в старших классах начинается запугивание учеников. Как учителя, так и родители говорят учащимся о том, как сложно и невозможно сдать ЕГЭ. Но на самом деле единый государственный экзамен куда проще обычных экзаменов или хотя бы не сложнее их.

Экзамен проверяют не люди, а компьютер. Хоть компьютер и универсальная машина, полностью доверять ему нельзя. Тем более, что речь о почерке человека. Буква должна быть идентично написана, как показано в примере, и точно располагаться в клеточке, иначе компьютер примет написанный ответ за ошибку, даже если он будет и правильным. Это вызывает много сложностей, ведь у каждого человека разный почерк, и не все могут аккуратно писать.

Помимо всего этого, ухудшается уровень знаний. Даже успешно пройдя ЕГЭ, ученики поступают в вуз, со знаниями, не соответствующими баллам в аттестате. Потому что как минимум два последних года их обучения в школе было построено на тщательном разборе и прорешивание вариантов КИМов, а не на получение и усвоение новой информации, развитие самостоятельности и умение вести рассуждения с опорой на свои знании и личный опыт. Поэтому, преподавателям высших учебных заведений приходится начинать обучение первокурсников «с нуля».

Напрашивается вопрос: «Какой альтернативной системой оценивания результатов обучения учащихся по окончанию школы можно было бы заменить ЕГЭ?». Причём необходимо ввести такую систему, которая была бы не хуже единого государственного экзамена, а наоборот, превращала все его минусы в плюсы.

Ещё с конца ХХ века активно обсуждалась идея внедрения и применения портфолио в процессе обучения. Примерно в то же время портфолио получило официальное одобрение, и стало элементом модернизации общего и профессионального образования. Потом про эту тенденцию забыли, но сейчас в СМИ всё чаще освещается этот вопрос.

На одном из заседаний, руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех», член — корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук Сергей Комков, предложил следующее: «Нужно разрабатывать другие формы итоговой оценки знаний. А именно, одним из вариантов является итоговое портфолио ученика, которое будет включать в себя все его достижения в различных областях: конкурсы, викторины, олимпиады, творческие работы». Он считает, что таким образом ученик смог бы избежать стресса и перегрузок из-за ЕГЭ [5].

Я разделяю мнение Сергея Комкова и присоединяюсь к его предложению. Так как оценка достижений обучающихся — важный компонент образовательного процесса, который должен отвечать требованиям, основным приоритетам и целям современного образования.

На мой взгляд, система контроля и оценки не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки навыков по определенному предмету, как это подразумевает ЕГЭ. Федерально государственный образовательный стандарт устанавливает более важную социальную задачу: сформировать у общающихся умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, выявлять ошибки и находить пути для их предотвращения. Я считаю, решить эту задачу можно, введя контрольно-оценочную систему — портфолио.

Ведь портфолио способно не только фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижений школьника, но также способствовать выработки положительной мотивации и интереса к обучению, развивать самоанализ и самооценивания. И, пожалуй, одним из основных достоинств портфолио над всеми традиционными способами контроля и оценивания считается то, что оно необходимо самим обучающимся.

Так что же такое портфолио?

В широком понимание, портфолио — это средство сосредоточения, накопления и оценки личных достижений приобретенных обучающимся в различных видах деятельности: учебной, культурной, социальной и других, за назначенный период его обучения [4].

Портфолио ничуть не уступает ЕГЭ, постольку является единой системой, которая имеет цель, основную концепцию и ряд функций, оказывающих контроль и оценку достижений обучающихся.

Применение портфолио дает возможность образовательной организации постоянно контролировать прогресс обучающегося, а также получать информацию о его статусе, как субъекта учебно-профессиональной деятельности [1]. Что не может предоставить единый государственный экзамен.

В отличие от ЕГЭ, портфолио включает в оценку учащегося любой вид образовательной информации — успеваемость, дипломы, грамоты, эссе, отзывы и прочее. В то же время портфолио выступает в качестве одного из условий развития умений самоконтроля, овладения навыками самопрезентации [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что альтернативой контрольно-оценочной системы единого государственного экзамена выступает портфолио — созидательный процесс, который:

1) позволяет выявлять и обобщать результаты учебно-профессиональной деятельности;

2) гарантирует и стимулирует личностное развитие обучающегося;

3) стимулирует активность обучающихся в получении дополнительного образования, посредством участия в конкурсах, конференциях и практиках различного уровня;

4) дает возможность повысить объективность оценки;

5) формирует у учащихся рефлексивно–оценочные навыки, которые являются наиболее главным профессиональным качеством, помогающем выпускникам сориентироваться в выборе будущей специальности.

Литература:

  1. Барышева Т. Л. Технология «портфолио» как средство анализа и оценки уровня профессионально обучения // Новые технологии. 2019. № 4. С 240–247.
  2. Бородина А. ЕГЭ со всех сторон // Лицейское и гимназическое образование. — 2015. — № 3. — С. 9–13.
  3. Кудрявцева Е. Ю. Развитие самообразовательной деятельности учащихся средствами технологии портфолио / Е. Ю. Кудрявшева. — Текст: электронный // Вестник КемРИПК. — 2017. — № 2. С. 89–93.– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19344055. –Дата публикации: 13.11.2017)
  4. Новикова Л. И. Красивое слово — портфолио // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 4. С. 48
  5. Учёные рассказали, чем можно заменить ЕГЭ. — Текст: электронный // Информационный портал: официальный сайт: — URL: https://life.ru/p/1399222 (дата обращения 01.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): единый государственный экзамен, портфолио, ЕГЭ, время портфолио, контрольно-оценочная система, окончание школы, оценка достижений обучающихся, учебно-профессиональная деятельность.


Ключевые слова

портфолио, альтернативная оценочная система единому государственному экзамену, контроль и оценка учебно–профессиональных достижений, механизм мониторинга успеваемости обучающегося

Похожие статьи

Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовк...

Оценка родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды как показатель ее эффективности

В статье раскрыто значение родителей в оценке образовательной среды школы; предложена схема оценки родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды, содержащая показатели, индикаторы и критерии оценивания.

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по математике

В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания, предложены критерии оценивания результ...

Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад»

Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ

В данной статье рассматриваются особенности обучения письменной речи на иностранном языке в процессе подготовки к ЕГЭ. Наиболее эффективно такое обучение будет реализовываться в рамках личностно-ориентированного подхода, который учитывает индивидуаль...

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Похожие статьи

Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовк...

Оценка родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды как показатель ее эффективности

В статье раскрыто значение родителей в оценке образовательной среды школы; предложена схема оценки родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды, содержащая показатели, индикаторы и критерии оценивания.

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по математике

В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания, предложены критерии оценивания результ...

Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад»

Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ

В данной статье рассматриваются особенности обучения письменной речи на иностранном языке в процессе подготовки к ЕГЭ. Наиболее эффективно такое обучение будет реализовываться в рамках личностно-ориентированного подхода, который учитывает индивидуаль...

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Задать вопрос