Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Метальников, А. М. Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе / А. М. Метальников, О. В. Карпанин, А. Е. Костяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68694/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Ключевые слова: автоматизированная обучающая система, уровневой подход, направление подготовки, среднее профессиональное образование, основная профессиональная образовательная программа.

Выполнение лабораторной работы на разном уровне сложности с точки зрения постановки цели и трудоемкости задач ее достижения для пользователей с разным уровнем подготовки является явным преимуществом в применении АОС, которая может быть использована для изучения различных групп дисциплин: полупроводниковая электроника, электрические измерения, метрологические характеристики автоматизированных комплексов и т. д. [1].

В качестве примера в первую очередь рассмотрим применение АОС и реализацию уровневого подхода для изучения дисциплин по полупроводниковой электронике, микроэлектроники и наноэлектроники. Проведенный анализ, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего образования (ВО) и среднему профессиональному образованию (СПО), а также учебных планов различных учебных заведений России, позволил сделать следующие выводы.

  1. Требования к результатам обучения студентов по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) в сильной степени зависят не только от ступени (уровня) образования, но также и от направления, профиля и формы обучения.
  2. Иерархию определения требований к результатам обучения профессионального образования можно отобразить в виде схемы на рисунке 1.

Рис. 1. Иерархия определения требований к результатам обучения профессионального образования

  1. Всего в профессиональном образовании по техническим направлениям подготовки можно выделить следующие ступени образования: СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.
  2. Уровень требований к результатам обучения в бакалавриате и специалитете практически одинаковые.
  3. Условно глубину изучения и спектр вопросов, которые необходимо освоить в ходе обучения, для различных ступеней обучения сформулированы следующим образом:

СПО — «Ознакомление»;

бакалавриат и специалитет — «Изучение и основы НИР»;

магистратура — «Глубокое изучение и НИР»;

аспирантура — «НИР и техническое творчество».

  1. Наиболее востребованной разрабатываемая система является для бакалавриата и специалитета.
  2. Наиболее трудоемким, с максимальным уровнем сложности аппаратно-программного и методического обеспечения является АОС для направления подготовки «Электроника и наноэлектроника» дистанционной формы обучения для профилей (программ) обучения, включающих проектно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельности в качестве основных (как правило, такие виды деятельности включены в ОПОП академических профилей подготовки бакалавров и магистров).

Исходя из выше приведенных выводов, разработку данной системы следует ориентировать в первую очередь на уровень подготовки «бакалавр» и «специалист» с возможностями реализации требований к другим ступеням образования [2].

Далее указаны общие требования к АОС по глубине изучения темы исследований.

Уровень «Ознакомление» позволит изучить общее назначение и продемонстрировать основные характеристики и параметры полупроводниковых приборов (диоды, транзисторы и тиристоры). В данной подсистеме должна быть реализована не только подробная справочная система, но и грамотно построенная контекстная справка.

Уровень «Изучение и основы НИР» позволит не только изучить основные параметры и характеристики полупроводниковых приборов (помимо указанных выше приборов, сюда входят также элементы нано- и микроэлектроники), но и навыки построения методики эксперимента. Обучающийся должен также научиться анализу полученных результатов с возможностью расчета других характеристик и параметров на основе имеющихся полученных данных. Система контекстной справки может быть активной либо нет в зависимости от методики преподавания или конкретных требований ведущего преподавателя. Справочная система не должна и не может заменять лекционные занятия и учебные пособия по изучаемой дисциплине, она лишь содержит минимальный объем знаний для успешного выполнения лабораторных работ. Для наиболее одаренных и подготовленных студентов система должна предоставлять возможность проводить самостоятельные эксперименты для изучения и определения дополнительных возможностей полупроводниковых приборов.

Уровень «Глубокое изучение и НИР» предполагает в первую очередь возможность построения самостоятельной методики эксперимента. Система справки будет содержать лишь информацию о возможностях стендов АОС. Обязательным компонентом системы должна стать приставка с произвольным по структуре полупроводниковым прибором. У ведущего преподавателя должна быть возможность гибко менять программу исследований. АОС также может стать основой для написания магистерской диссертации.

Последний уровень «НИР и техническое творчество» предполагает возможность изучения свойств, характеристик и параметров новых или модернизированных элементов электроники, микроэлектроники и наноэлектроники. Система справки будет содержать лишь информацию о возможностях стендов АОС [3].

В условиях возрастающих требований к качеству инженерного образования с целью повышения эффективности обучения при выполнении лабораторных работ требуется обеспечение учебного процесса современными высокопроизводительными автоматизированными стендами с подобной системой уровневого подхода.

Литература:

  1. Метальников А. М., Карпанин О. В., Чайкин М. С. Аппаратное и программное обеспечение автоматизированной обучающей системы для исследования вольт-амперных характеристик полупроводниковых приборов // Молодой ученый. — 2019. — № 50. — С. 118–121.
  2. Башкатова Ю. В. О принципах построения автоматизированных обучающих систем// Научно-методический журнал «Педагогическая информация» — под ред. Я. А. Ваграменко. — № 1. — 2001. — М.- с. 49–52.
  3. Чернова, Я. П. Принципы построения автоматизированных обучающих систем / Я. П. Чернова //Научно-технический вестник Поволжья. 2010. № 1. С. 168–171.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, результат обучения, уровневый подход, автоматизированная обучающая система, возможность стендов, Глубокое изучение, основная профессиональная образовательная программа, полупроводниковая электроника, справочная система, техническое творчество.


Похожие статьи

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий

В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала, на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на ста...

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию

Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Похожие статьи

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий

В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала, на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на ста...

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию

Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Задать вопрос