Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Кадиров, А. А. Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах / А. А. Кадиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1455-1456. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31113/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Ключевые слова: учебный план, электротехника, лаборатория, эффективность, педагогическая технология

В профессионально-технических колледжах в процесе обучения лекционные и лабораторные учебные занятия неразрывно связаны друг с другом. В процессе учебы учебный план и программа считаются основными документами. Указанные в учебном плане учебные предметы, порядок изучения каждого предмета, советы и контроль являются обязательными для всех групп. Учебный план – это государственный документ, который определяет виды профессионально-технических колледжей, цели и задачи, количество учащихся и сроки обучения. Документы, входящие в учебный план – это квалификационные требования, план тем и учебные программы.

Квалификационные требования являются нормативным документом, в котором собраны основные требования, предъявляемые к знаниям и профессиональному уровню будущего специалиста. В них описываются знания, необходимые для сознательного и правильного выполнения специалистом работ в кругу той или иной профессиональной деятельности.Тематический план составляет часть учебного плана, в котором указываются названия и порядок, а также время, отведенное для теоретических, лабораторных, практических занятий и производственного образования. Учебные планы определяют объём каждого учебного предмета,содержание и порядок его обучения.

В новом учебном плане и программах материалы распределены по учебным годам, предусмотрено вооружение учашихся знаниями и навыками (квалификациями) по новой технике, обучение в учебных мастерских, лабораториях и площадках для упражнений, ознакомление с новыми технологическими процессами. Основное внимание уделено развитию самостоятельного мышления, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

Кроме того, пристальное внимание уделяется повышению эффективности учебных занятий на научной основе, непрерывности целостности, наглядности, соответствия содержания учащимся, активности и сознательности обучения, полного усвоения знаний, навыков, квалификаций и индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Правильное пользование лабораторным оборудованием в процессе обучения помогает учащимся усвоить полностью знания, касающиеся электротехники, что помогает повышению их квалификации.

Я. А. Каменский, описавший важность процесса усвоения знаний, наблюдая за телами и процессами, чувствами и пониманием на лабораторных занятиях, писал так: «Учащиеся, те вещи, которые они могут чувствовать - они обязательно должны познать посредством своих органов чувств, т. е. то, что они могут увидеть - увидев глазами, то, что они могут услышать - услышав своими ушами, то, что они могут понюхать - понюхав, то, что они могут потрогать своими руками — потрогав.

То, что можно познать сразу несколькими органами чувств - надо познать их по возможности с участием этих нескольких органов чувств.

Для того чтобы дать знания детям и обучить всему, надо обучать на основе непосредственного наблюдения и чувств».

Принцип сознательности и активности обучения на лабораторных занятиях предусматривает организацию обучения на основе сознательного, творческого усвоения научных знаний.

Этого можно достичь только активностью учащихся во время лабораторных занятий.

Если этот принцип в процессе теоретических занятий мы можем увидеть в сознательном усвоении предмета, то при выполнении лабараторных заданий это проявляется в правильности методов измерения и своевременном выполнении, пользовании полупроводниковыми приборами.

Учитель контролирует (следит) за эффективностью проводимых лабораторных занятий. В целях обеспечения полного освоения навыков изучаемая лабораторная работа непрерывно повторяется в маленьких группах.

Этот учебный процесс проводится следующим образом:

− В целях крепкого усвоения лабораторного занятия многократным повторением способов измерений;

− Во время изучения свойств полупроводников, обратив внимание на самостоятельное усвоение навыков учащимися;

− Создать у учащихся навыки самостоятельного пользования литературой и данными;

− При формировании навыков переходить от простых измерений к сложным и проводить уроки в специально оборудованных помещениях.

Индивидуальное отношение к каждому учащемуся требует создания условий, которые обеспечивают им всестороннее изучение предметов, своевременное оказание им помощи, проявления инициативы и творческих способностей у учащихся.

Для того чтобы принять во внимание (учесть) способности и качества, свойственные каждому отдельному учащемуся, необходимо провести беседу с каждым учеником отдельно.

Имеет большое значение правильный выбор организационных форм лабораторного занятия. В них предусматриваются место и порядок проведения урока, деятельность учащихся и разделение их на группы, значение и цель связи между учениками и учителем.

Организационные формы уроков определяются учебно-воспитательными задачами профессионально-технических колледжей и зависит от методов обучения.

Литература:

  1. А. И. Хонбобоев, Халилов. Общая электротехника и основы электроники. Т.:ЦПИУЛ. 2004 г.
  2. Т. Ю. Артюгина.Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие. Архангельск: АО ИППК РО, 2009 г.
  3. А. С. Каримов и другие. Электротехника и основы электроники. Т.:Укитувчи. 1995 г.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный план, занятие, учащийся, знание, лабораторное занятие.


Похожие статьи

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Особенности обучения заключается в проектно-ориентированной направленности учащихся в выборе своей профессии.

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Похожие статьи

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Особенности обучения заключается в проектно-ориентированной направленности учащихся в выборе своей профессии.

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Задать вопрос