Современные требования ФГОС третьего поколения предполагают развитие исследовательских способностей у обучающихся, а также формирование у них готовности решать реальные профессиональные задачи. Эти требования могут быть достигнуты при условии внедрения в образовательный процесс практики, способствующей развитию профессиональных навыков и компетенций у обучающихся.
Лабораторные работы являются неотъемлемой частью процесса обучения в колледже и играют важную роль в профессиональной подготовке специалиста технической специальности, формируя навыки успешного и самостоятельного выполнения работ по профессии.
Цель исследования — изучить влияние лабораторно-практических работ на успешность освоения учебного материала студентами технических специальностей.
В процессе профессионального обучения студентов при изучении дисциплин проводятся занятия лекционного и практического типов, а также лабораторные работы.
Лабораторные работы — проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, установок, инструментов с целью изучения различных явлений. Они проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Преподаватель составляет инструкцию, а обучающиеся записывают результаты работы в виде отчетов, графиков, числовых показателей [1, с. 41].
Для осмысления нового учебного материала в профессиональных учебных заведениях проводят лабораторно-практические занятия, включающие в себя следующие методические приемы [2, с. 110]:
- Постановку темы занятия и определение задач лабораторно-практической работы;
- Определение порядка лабораторно-практической работы или ее отдельных этапов;
- Выполнение лабораторно-практической работы студентами и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
- Подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование выводов.
Как правило, для успешного усвоения учебного материала студентам недостаточно одной теории, полученной на занятиях лекционного типа, им необходима практика. Особенно важно применить полученные знания на практике студентам технических специальностей. Это достигается посредством проведения лабораторных работ, в процессе которых студент:
— Изучает практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы применяя знания, полученные на лекциях;
— Сопоставляет практические результаты работы с теоретическими утверждениями;
— Интерпретирует итоги лабораторной работы, оценивает применимость полученных данных на практике, в качестве источника научного знания.
Выполнение лабораторной работы завершается составлением отчета и его защитой в ходе собеседования с преподавателем, что позволяет оценить уровень сформированности профессиональных знаний и навыков.
Для выявления значимости лабораторно-практических работ было проведено исследование, включающее несколько этапов:
— Организация мониторинга успеваемости студентов, изучающих техническую дисциплину теоретически и тех, кто изучал дисциплину с обязательным компонентом лабораторных практикумов.
— Обработка полученных статистических данных методами регрессивного анализа и сопоставление успешности овладения профессиональными компетенциями.
Для проведения эксперимента была выбрана тема «Устройство двигателя внутреннего сгорания» по дисциплине «Устройство тракторов и дорожных машин». Выборочные группы студентов, принимающие участие в данном эксперименте, были сформированы случайно среди обучающихся по специальности 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Предложенную тему выборочные группы студентов изучали по-разному. Первая группа обучающихся должна была изучать тему теоретически с использованием технических средств обучения. Таким образом, процесс обучения данной группы должен был состоять только из лекционных занятий. В качестве закрепления материала обучающимся было предложено заполнить отчет, содержащий вопросы по теме и разнообразные схемы по устройству двигателя.
Вторая группа обучающихся помимо посещения лекционных занятий, регулярно выполняла задания в лаборатории и проводила исследования самостоятельно либо под руководством преподавателя.
В конце данного эксперимента был проведен итоговый контроль обучающихся на качество усвоения знаний в рамках изучения предложенной темы. Итоговый контроль состоял из вопросов теоретического характера и заданий практической направленности. Анализ показал существенную разницу между группами студентов, участвующих лишь в лекционных занятиях, и теми, кто выполнял обязательные лабораторно-практические работы. Вторая группа обучающихся продемонстрировала значительно лучшие результаты при сдаче итогового контроля. Стоит также отметить, что именно у этой группы были развиты в полной мере профессиональные навыки, так как вся предлагаемая на лабораторно-практических занятиях работа была максимально приближена к реальным производственным условиям.
Первая группа в достаточной мере овладела теоретическими знаниями, но их было недостаточно для того, чтобы в совершенстве выполнить итоговые контрольные задания.
Из всего вышеперечисленного вытекает то, что теоретическая форма подготовки студентов технических специальностей, в нашем случае машинистов дорожных и строительных машин, не удовлетворяет требования образовательных стандартов и не подходит для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, где требуется продемонстрировать владение профессиональными умениями и навыками. Студенты также подтвердили, что выполнение практических работ в лаборатории позволило лучше закрепить теоретические знания, получить профессиональный опыт и развить умение принимать решения в условиях неопределенности.
Полученные в результате проведенного эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии регулярной практической деятельности на эффективность обучения техническим специальностям.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о решающей роли лабораторно-практических занятий в формировании профессиональных компетенций будущих технических специалистов. Опыт показывает, что сочетание теории и прикладных навыков обеспечивает качественное освоение учебной программы и способствует развитию креативного подхода к решению производственных задач. Отсюда следует, что организация регулярных лабораторно-практических занятий должна стать неотъемлемой частью образовательной системы колледжей, ориентированных на подготовку квалифицированных кадров технической направленности.
Литература:
- Овсянникова, О. А. Психология и педагогика высшей школы/О. А. Овсянникова — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 236 с.
- Демченко, И. В. Педагогика и психология высшей школы/ И. В. Демченко — Норильск: ЗГУ им. Н. М. Федоровского, 2022. — 233 с.

