В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сформированностью профессиональных компетенций у выпускника ВУЗа.
Ключевые слова: информационные технологии, образование, производственная практика, профессиональная компетентность, ВУЗ, студент, компетенции, выпускник, ФГОС, ВПО.
Одной из проблем современного образования является подготовка выпускников с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Выпускник, получивший диплом ВУЗа сталкивается с проблемой трудоустройства на ранке труда.
Развитие информационных технологий, а также промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, систем автоматизации требует от выпускника (молодого специалиста) высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.
В связи с этим Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки выпускника: «способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3); способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4) и др»..
Данные компетенции выпускника ВУЗа являются основополагающими при устройстве на работу. Весте с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация высшего профессионального образования на взаимодействие с работодателями по рациональной организации производственной практики студентов ВУЗа для формирования их профессиональной компетентности.
Вопросы повышения качества образования в педагогическом процессе затрагивались Арзуманова Н. В., Зенкина С. В. [1, с. 8–12], Тишина И.Ю [6, с. 81], Берденникова Н. Г. [2, с. 172].
Роль формирования компетентности в профессиональном образовании анализировались исследователями: Шадрикова В. Д. [8], Бухаровой Г. Д. [3, с. 86], Зеера Э. Ф. [4, с. 126], Марковой А. К. [5].
Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующим противоречием:
Между количеством часов, выделенных на производственную практику и требованиями ФГОС к выпускнику.
Между острой потребностью современного производства в кадрах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточным уровнем их готовности решать типовые и нестандартные практические профессиональные задачи.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему: «Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа».
Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа.
Предмет исследования: производственная практика студентов ВУЗа.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа в процессе производственной практики.
Гипотеза исследования: производственная практика станет фактором формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа в том случае, если:
Высшие учебные заведения будут напрямую сотрудничать с рынком труда.
Работодатель предоставляет возможность студенту ВУЗа неоднократно пройти производственную практику на конкретном рабочем месте, закрепив за ним наставника-профессионала.
После прохождения производственной практики у студента ВУЗа накоплен достаточный фонд знаний и сформированы необходимые компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).
Компетенции в дальнейшем будут применяться самостоятельно выпускником ВУЗа на конкретном рабочем месте.
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
Обосновать понятие производственной практики, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа.
Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.
Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.
Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить сформированность компетенций выпускника ВУЗа.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы теоретического анализа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование и статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-поисковая база исследования. Исследование проходило в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
В исследовании участвовало 100 выпускников ВУЗа. Были опрошены выпускники 2015 года специальности 050100 «Педагогическое образование».
Таблица 1
Усвоенность профессиональных компетенций до и после изменения производственной практики
ПК |
Процент усвоенности компетенции у выпускника в настоящее время |
Планируемый результат освоения компетенции при увеличении производственной практики |
ПК — 1 |
72 % |
100 % |
ПК — 2 |
90 % |
100 % |
ПК — 3 |
45 % |
100 % |
ПК — 4 |
60 % |
100 % |
ПК — 5 |
63 % |
100 % |
ПК — 6 |
55 % |
100 % |
ПК — 7 |
80 % |
100 % |
ПК — 8 |
78 % |
100 % |
ПК — 9 |
40 % |
100 % |
ПК — 10 |
41 % |
100 % |
ПК — 11 |
49 % |
100 % |
Заключение
Результаты исследования показали, что выходя из стен высшего учебного заведения, выпускник нуждается в улучшении качества и увеличении количества производственной практики во время образовательного процесса.
Рис. 1. Влияние практики на компетентность выпускника
Литература:
- Арзуманова Н. В., Зенкина C. B. Роль инфокоммуникационных технологий в формировании качеств современного специалиста // Труды V-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 5. Часть 2. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 8–12.
- Берденникова Наталья Григорьевна. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Берденникова Наталья Григорьевна; [Место защиты: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ].- Санкт-Петербург, 2007.- 172 с.: ил.
- Бухарова, Г.Д., Старикова, Л. Д. Общая и профессиональная педагогика [Text]: учебное пособие / — М.: Академия, 2009. — 336 с. — ISBN 978–5-7695–58 87–0: 387–86 р.
- Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
- 5.Маркова А. К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.
- Тишина, И. Ю. О повышении качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для детей [Текст] / И. Ю. Тишина //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск, 2009. — № 3. — С. 173–81 (0,55 п.л.).
- Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 9.