На основе анализа современных научных исследований в статье определено содержание информационно-технологической компетентности студентов технических специальностей вуза. Информационно-технологическая компетентность студента выделяется как базовая в составе его профессиональной компетентности. Информационно-технологическая компетентность многоаспектна и представляет собой готовность будущего специалиста к решению профессиональных задач с использованием средств информационных технологий.
Ключевые слова:модернизация российского образования; компетентность; технический вуз; информационно-технологическая компетентность; промышленность; профессиональная деятельность.
Современный период общественного развития, характеризующийся стремительным техническим прогрессом, совершенствованием технологий производства, изменением и усложнением условий труда определяет необходимость ориентироваться в потоках непрерывно поступающей информации. Процесс информатизации в сфере нефтепереработки и нефтехимии России, стимулирует специалистов профессионально применять средства вычислительной техники в ходе выполнения функциональных обязанностей. Нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность являются базовыми и динамично развивающимися отраслями в структуре экономики страны, в которых наряду с решением производственных задач, необходимо обеспечить выполнение программы «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г». (утверждена приказом Минпромторга России и Минэнерго России от 8 апреля 2014 г. № 651/172). К приоритетным направлениям этой программы относится подготовка высококвалифицированных специалистов, способных применять программные продукты, компьютерные технологии во многих областях профессиональной деятельности.
Информатизация современного нефтехимического комплекса и постоянно расширяющаяся область прикладного применения средств информационных и коммуникационных технологий обусловливают объективную необходимость расширения технологического содержания в составе информационной компетентности и выделение информационно-технологической компетентности специалиста нефтехимического производства в качестве самостоятельного структурного компонента его профессиональной компетентности. Современный специалист должен успешно решать задачи, стоящие перед современным производством, быстро осваивать новейшую технику и технологии современного производства, анализировать сложные ситуации и принимать ответственные решения, владеть современными информационными технологиями, постоянно заниматься совершенствованием собственной профессиональной деятельности.
Информационный поток, получаемый студентом на протяжении его обучения в вузе (4–5 лет), не позволяет ему в полном объеме овладеть сведениями, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому будущему специалисту необходимо уметь самостоятельно получать информацию, технически грамотно её перерабатывать и применять для решения возникающих проблем. Формирование у студентов подобного опыта в настоящее время становится одной из главных задач высшего профессионально-технического образования, поскольку ее решение непосредственно влияет на качество работы современного специалиста.
На основе теоретического анализа научно-технической литературы (Е. М. Баранова, А. И. Владимиров, Г. В. Галевский, Н. М. Кулагин, Ю. А. Пустовойт, Г. Б. Хасанов, И. В. Храмова и др.) можно выделить две группы требований, предъявляемых промышленными предприятиями к качеству образования молодого специалиста. Первая группа требований — профессиональные требования, к которым относятся: наличие профильного образования, так как в связи с опасным и специфичным видом деятельности необходимо, чтобы специалист имел комплекс специальных знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности в нефтехимической области. К профессиональным требованиям в настоящее время относят и умение работать на компьютере, знание специальных программ, технических характеристик оборудования и др. Вторая группа требований — личностные требования. К ним относятся: честность, целостность, профессионализм, самостоятельность, мотивация, энтузиазм, гибкость, ответственность, готовность к непрерывному образованию и др. [5, с. 215].
Таким образом, современные требования работодателей к качеству высшего технического образования в условиях перехода к информационному обществу обусловливают необходимость более внимательного рассмотрения информационно-технологической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля.
Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между:
- усложнением технологических процессов, технологий, техник промышленного производства и не достаточным уровнем сформированности информационно-технологической компетентности у выпускников технических специальностей;
- потребностью работодателей современного нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности информационно-технологической компетентности и недостаточной разработанностью теоретико-педагогических основ процесса ее формирования у будущих специалистов технического профиля в вузе.
Существует проблема соотношения таких понятий, как «компетентность» и «компетенция» и каждый исследователь их трактует по-разному. Причинами этого явления, по мнению В. Л. Бозаджиева, являются следующие: во-первых, эти понятия в российской педагогической науке являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разночтение в их интерпритации; во-вторых, это связано с особенностями перевода данных терминов с латинского, английского и французского языков; третья причина состоит в наличии этих же понятий в различных областях науки и общественной практики [1, с. 137].
Можно выделить два подхода к трактовке рассматриваемых понятий:
1) данные термины рассматриваются и употребляются в качестве синонимов (И. Г. Агапов, Н. В. Баграмова, Л. Н. Болотов, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков и др.);
2) они рассматриваются как разные понятия (И. А. Зимняя, Б. В. Авво, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.).
Исследование подходов к определению и разграничению терминов «компетенция» и «компетентность» позволяет утверждать, что данные понятия различны по своему содержанию.
Обобщая рассматриваемые положения можно сделать вывод, что компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков человека, необходимых для его успешной деятельности в определенной сфере, с учетом личностного опыта индивида. Понятие же «компетентность» представляет собой сложное и многозначное определение в современных научных исследованиях и включает в себя социально-педагогические и социально-психологические характеристики, когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Определение понятия «компетентность», данное С. М. Вишняковой, позволяет глубже проникнуть в его сущность, поскольку оно расширяет состав компетентности, включая в него ещё и профессионально важные качества личности будущего специалиста. По мнению С. М. Вишняковой, «компетентность — это совокупность соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем» [2, с. 130].
Таким образом, на основе анализа определений данных отечественными авторами, можно сделать вывод о том, что компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения, готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
Анализ исследований П. В. Беспалова, Л. В. Махровой, М. Е. Дмитриева, И. Б. Мыловой, Л. Н. Паламарчук, И. В. Пановой, Е. Б. Птущенко, О. Л. Серветник, Л. В. Сергеева, В. Н. Софьиной, С. Л. Сурменко, Т. А. Яковлевой и др. позволяет сделать вывод о широте подходов к определению понятия «информационно-технологическая компетентность» и выявить разногласия между ними. Это связано с тем, что большинство исследователей ставят понятие «информационно-технологическая компетентность» в один ряд с понятиями «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», «компьютерная компетентность». Информационно-технологическая компетентность многоаспектна и представляет собой готовность будущего специалиста к решению профессиональных задач средствами информационных технологий. Информационно-технологическая компетентность предполагает умение работать с компьютерной техникой, использовать современное программное обеспечение, предназначенное для решения профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист должен обладать определёнными личными качествами, быть способным к самообразованию, чтобы соответствовать актуальному уровню развития информационных технологий.
В процессе рассмотрения информационно-технологической компетентности специалистов нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства, необходимо учитывать специфичность условий протекания производственных процессов в данной отрасли, постоянное усложнение набора профессиональных обязанностей, обусловленное возрастанием информационных потоков и динамичным расширением области прикладного применения средств информационных и коммуникационных технологий. Под информационно-технологической компетентностью будущего специалиста технического профиля мы понимаем интегративную характеристику личности, отражающую готовность будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности в нефтехимической и нефтеперерабатывающей области на основе информационных технологий, опираясь на уже имеющийся опыт, постоянно совершенствуя и расширяя его границы.
Интегративный показатель качества подготовки будущего специалиста технического профиля определяет его способность решать не только общие и предметно-специализированные задачи, но и профессиональные информационно-технологические задачи, которые определяются профессиональной деятельностью с учетом их специфики.
Ученые отмечают сложный многокомпонентный состав информационно-технологической компетентности, в которую входят как минимум когнитивная и практически-деятельностная составляющие. В работах И. А. Зимней систематизированы и обобщены результаты исследования проблемы развития компетентного работника, компетентности как свойства личности и компетенций специалиста. Выделены две подструктуры: деятельностная и личностная.
Принимая позицию И. А. Зимней о многоуровневой компонентной структуре компетентности, представленной компонентно-блочной моделью и опираясь на исследования Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, а также учитывая сложный, интегративный характер понятия «компетентность специалиста», считаем, что информационно-технологическая компетентность включает шесть характеристик:
1. Ценностно-смысловой аспект, который включает понимание важности, личностной и социальной значимости информации, применения в профессиальной деятельности средств информационно-коммуникационных технологий.
2. Мотивационный аспект — это мотивы, цели, потребности в профессиональном обучении, самовоспитании, саморазвитии, стремление и способность реализовать свой потенциал. По мнению Л. И. Божович, М. С. Неймарка и др. мотивация обуславливает направленность личности на достижение трудовых и личных успехов, на продвижение по пути профессионального роста. Данный аспект обеспечивает направленность личности на профессиональное развитие.
3. Когнитивный аспект — включает знание основных алгоритмов поиска и обработки, хранения информации; знание принципов работы, возможностей и ограничений технологических средств обработки информации; навыки совершенствования профессиональных знаний и умений.
4. Технологический аспект — рассматривается, как владение будущим специалистом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации когнитивного компонента информационно-технологической компетентности.
5. Личностный аспект — включает аналитическое мышление, коммуникабельность, лабильность, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность.
6. Творческий аспект — умение творчески самовыражаться в профессиональной деятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний. Творческий аспект выступает мощным фактором развития личности, детерминирующим ее готовность самосовершенствоваться, преодолевать стереотипы.
Сформированные мотивационный и когнитивный аспекты информационно-технологической компетентности образуют ценностно-смысловое поле, которое проецируется на ситуацию использования студентом информационных технологий при решении различного рода задач. Этот переход определяет поведенческий аспект. Опыт реализации информационно-технологической компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях предполагает способность будущего специалиста творчески применять информационно-технологические знания и умения на практике при принятии решений.
Информационно-технологическая компетентность студентов включает в себя:
1. Знания об объектах изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование информационно-технологических знаний в профессиональной деятельности. Для того чтобы знание о способе практической деятельности превратилось в умение, навык и соответствующую компетенцию, необходимо выработать реальный способ деятельности по осуществлению и приобретению опыта его практической реализации
Можно выделить следующие необходимые для будущего специалиста технического профиля информационно-технологические знания: знание аппаратных и программных средств; модели решения функциональных и вычислительных задач; принципов работы с локальными и глобальными сетями ЭВМ; принципов работы программных продуктов и программного обеспечения; технологий программирования; методов защиты информации; в области технических, конструкторских характеристик технических средств; достижений науки и техники, передового и зарубежного опыта в области приборостроения.
2. Практический опыт осуществления известных способов профессиональной деятельности, реализуемых в умениях и навыках.
Следует выделить такие значимые для будущего специалиста технического профиля информационно-технологические умения, как: умение собирать, передавать, накапливать и обрабатывать информацию; умение работать с проектной документацией, способность внедрять в производство новые технологии, умение вести техническую документацию, умение контролировать качество производимых работ, умение использовать локальные и глобальные сети ЭВМ; умение использовать средства защиты информации.
3. Опыт творческой деятельности характеризующийся новизной, самостоятельностью в принятии решений по выбору и использованию профессионально-ориентированных информационных технологий.
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения будущего специалиста к его информационно-технологической деятельности характеризуется умением применять полученные знания в практической деятельности. Содержание эмоционального опыта, как указывает И.Я. Лернер, состоит не только в эмоциональных реакциях на определенные, социально значимые объекты, но и в обобщенной, сформировавшейся на этой основе способности переживать те или иные эмоции безотносительно к конкретным объектам, рефлексии и возможности восстанавливать в сознании пережитые эмоции, наличии представлений о них и их возможной силе, способности вызывать в себе эти эмоции и адекватно откликаться на эмоции других людей [3, c.25]. Этот опыт тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах.
Таким образом, структура информационно-технологической компетентности будущего специалиста технического профиля представляет собой совокупность следующих компонентов (Рис.1): ценностно-смыслового, т. е. понимание важности, личностной и социальной значимости информации, применения средств ИКТ в профессиональной деятельности; мотивационного, т. е. наличие мотивации, интереса к изучению методов работы с информацией и средствами ИКТ, осознание необходимости эффективной работы с информацией и готовность к ней; когнитивного, т. е. знания о целях информационной деятельности, о способах получения, обработки и хранения информации и др.; технологического, т. е. умения, навыки, опыт применения средств ИКТ в профессиональной деятельноости; личностного, проявляющегося в тех качествах будущего специалиста, которые необходимы для реализации информационной деятельности; творческого, позволяющего студентам находить новые идеи, способы использования информационных технологий.
Рис. 1. Структура информационно-технологической компетентности будущего специалиста технического профиля
Системное, целостное представление об информационно-технологической компетентности, выделение ее сущностных черт, обоснование критериев и уровней сформированности является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий её формирования. Это позволяет более целенаправленно и эффективно организовать информационно-технологическую подготовку специалистов и значительно ускоряет процесс их овладения современными ИКТ.
Литература:
1. Бозаджиев В. Л. О соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» в контексте образования // Вестник Института психологии и педагогики. - 2005. - № 4. - С. 137-141.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538с.
3. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Знания, 1978. - 48 с.
4. Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г. // Утверждена приказом Минпромторга России и Минэнерго России № 651/172. — 2014. — 8 апреля [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173997/?frame=1 (дата обращения: 10.06.2015)
5. Хасанов Г. Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского государственного технологического университета. — Казань: изд-во КГТУ, 2012. — № 20. — С. 215–217.