Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. Ю. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов / А. Ю. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68079/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов. На основе анализа научной литературы, раскрывается смысл понятия «профессиональная компетентность личности». Характеризируются основные структурные элементы профессиональной компетентности будущего специалиста: цель, смысловые компоненты, принципы, педагогические условия, организационные формы, методы, результат.

Ключевые слова: студент, будущий специалист, профессиональная компетентность, структурные компоненты.

В современных условиях востребован компетентный специалист, который обладает гибкостью, мобильностью, конкурентоспособностью на рынке труда и профессий. Соответственно это требует перестройки профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, создание целостной, комплексной педагогической технологии, которая предусматривала бы формирование общенаучных, специальных знаний, умений и навыков будущих специалистов для народного хозяйства. Но, вместе с тем, наблюдаются противоречия между потребностью государства в формировании специалиста-профессионала, способного к рефлексии, постоянного самосовершенствования в течение всей профессиональной карьеры, и узко функциональным подходом к его профессиональной подготовке.

Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты профессионального образования в современных условиях рассмотрены в работах А.Вербицкого, С.Витвицкого, Б.Запесоцкого, В.Зинченко, Н.Розова, П.Щедровицкой и др. Проблеме готовности специалистов посвящены исследования Г.Анопова, С.Архангальского, Ю.Кулюткина, В.Сластенина, Б.Сосновского, Г.Суходольского, Н.Талызиной, В.Щадрикова и др.

Профессиональная компетентность, по нашему мнению, является интегральным образованием личности и проявляется в ее знаниях, умениях, навыках, опыте, личных свойствах, обуславливающих готовность индивида к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности включает следующие основные этапы: профессиональное самоопределение, профессиональную деятельность, профессиональный рост в выбранной сфере, формирование профессиональной компетентности. Существенную роль в формировании профессиональной компетентности играет ценностно-смысловая сфера специалиста. Это объясняется тем, что профессиональная деятельность относится к числу основных средств построения собственного жизненного пути личности. Вместе с тем, построение такого пути будет успешной при условии, что профессиональная деятельность вступит личностного смысла. Профессиональная компетентность предполагает сформированность у человека внутренней мотивации к качественному выполнению ею профессиональных задач, наличие профессиональных ценностей.

По их мнению, компетентность — это способность личности действовать. Но ни один человек не будет действовать, если она личностно не заинтересована в этом. Естественная компетентность такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть в условиях глубокой заинтересованности в данном виде деятельности... следовательно, ценности являются основой любых компетенций» [2, с. 8–9].

Чтобы профессиональная деятельность заняла подобающее место в иерархии личных ценностей, крайне важно, чтобы с ранних этапов профессионального становления студенты начали рефлексию своего смыслового пространства, увидели его связи с целями и задачами будущей профессии, а также были вовлечены в специально организованную работу по развитию своих смысловых ориентиров. Следует качественно менять формы учебно-воспитательного процесса в высшей школе в направлении свободного перехода от собственно обучение к профессиональному самовыражения в реальных условиях трудовой деятельности [1, с. 254].

Программа формирования у студентов ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности включает, по И. Беху, составление студентом «образа себя- как профессионала” [1, с. 268–269]. Составление «образа себя-как профессионала” является ключевым, поскольку выработка образа будущей профессиональной деятельности и образа себя в ней задает перспективу собственного становления будущего специалиста и повышает ценность избранное профессионального пути. Мыслительной переноса себя в будущее и создание «образа себя-как профессионала” осуществляется с опорой на активное воображение, яркость воображаемого образа. В образ будущей профессиональной деятельности студенту нужно внести известные знания о себе, о своих способностях, личностных качествах, психофизиологические особенности и их соответствие выбранной профессии.

Профессиональная подготовка студента должна предусматривать формирование у него профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности (инициативы, сотрудничества, способности работать в группе, коммуникативных способностей, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, решать проблемные ситуации, выбирать оптимальные стратегии поведения).

Наряду с понятием «компетентность» достаточно часто учеными используется понятие «компетенция». Результаты изучения научных трудов свидетельствуют о многообразии взаимоотношений между ними. В частности, О.Хуторской под дефиницией «компетенция” понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых в соответствии с определенного круга предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность проявляется в овладении человеком соответствующей компетенцией, основанной на личностном отношении к ней и предмету деятельности [4, с. 65–79].

По мнению В. Щадрикова «... различия наблюдаются в компетентности актуальной качества личности и предметной наполняемости компетенций как системных новообразований, качеств личности» [5, с. 30]. В данном случае речь идет о компетентности как результат освоения человеком знаниями, умениями, определенным опытом и акцентируется внимание на том, какими должны быть эти знания, умения, опыт. Но если рассматриваются компетенции как личностные новообразования, то на передний план выступают требования к подготовке специалиста (свойства, качества, потенциальные способности), взаимосвязь знаний, умений и опыта.

Компетентность проявляется в способности человека решать профессиональные задачи, которые требуют наличия реальных знаний, умений, навыков, опыта. Она выражается в практической профессиональной деятельности личности как системная характеристика и имеет определенную структуру. Компетентность может быть измерена количественно, например, с помощью выделенных уровней, или качественно (методологически, технологически, социально и т. д.). Компетенция проявляется в пространстве социально-психологического воздействия, определяется должностью, социальным статусом, служебными функциями специалиста.

Следовательно, можно утверждать, что компетентность является совокупностью профессиональных знаний, умений, способов выполнения профессиональной деятельности, а компетенция включает совокупность определенных прав, служебных обязанностей работника, которые он уполномочен решать. Компетенции специалиста определяются нормативными документами организации.

Профессиональная компетентность личности включает: социально-правовую компетенцию (умение взаимодействовать с социальными институтами и людьми); специальную компетенцию (готовность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности); персональную компетенцию (способность к повышению профессиональной квалификации); аутокомпетентность (адекватные представления о собственных социально психологические характеристики); профессионально-значимые качества личности, определяющие продуктивность деятельности, которые являются многофункциональными, а каждая специальность имеет их собственный набор [3, с. 47]. В этот перечень, по нашему мнению, целесообразно внести такую ключевую компетентцию, как компетентцию самообразования, которая способствовала самосовершенствованию, саморазвитию специалиста, активизировала его готовность к самостоятельной получения и пополнения знаний.

Таким образом, профессиональная компетентность личности представляет собой сочетание такого уровня сформированности профессиональных знаний, практических умений, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности конкретного человека, дает ей возможность постоянно обеспечивать высокий конечный результат, достигать эффективной организации личной и коллективной работы, брать на себя ответственность за собственные решения. Она является результатом основательной базовой подготовки специалиста, непрерывного повышения профессионального уровня и оказывается в готовности человека эффективно выполнять свои должностные и профессиональные обязанности.

Направления дальнейшего исследования может быть разработка элементов системы совершенствования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Литература:

  1. Бех И. Д. Воспитание личности: личностно-ориентированный подход: научно-практические основы / И. Д. Бех. М.: Просвещение, 2003. 344 с.
  2. Бондар С. Компетентность личности — интегрированный компонент учебных достижений учащихся / С. Бондар. Биология и химия в школе. 2003. № 2. С. 8–9.
  3. Зеер З. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / З. Ф. Зеер // Образование и наука. 2004. № 7. С. 47.
  4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе, методы обучения: сб. науч. трудов / под. ред. А. В. Хуторского. М., 2006. С. 65–79.
  5. Щадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Щадриков // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 30.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, умение, будущая профессиональная деятельность, будущий специалист, знание, компетентность, опыт, профессиональная компетентность личности, способность.


Похожие статьи

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности

В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма...

Похожие статьи

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности

В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма...

Задать вопрос