В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов. На основе анализа научной литературы, раскрывается смысл понятия «профессиональная компетентность личности». Характеризируются основные структурные элементы профессиональной компетентности будущего специалиста: цель, смысловые компоненты, принципы, педагогические условия, организационные формы, методы, результат.
Ключевые слова: студент, будущий специалист, профессиональная компетентность, структурные компоненты.
В современных условиях востребован компетентный специалист, который обладает гибкостью, мобильностью, конкурентоспособностью на рынке труда и профессий. Соответственно это требует перестройки профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, создание целостной, комплексной педагогической технологии, которая предусматривала бы формирование общенаучных, специальных знаний, умений и навыков будущих специалистов для народного хозяйства. Но, вместе с тем, наблюдаются противоречия между потребностью государства в формировании специалиста-профессионала, способного к рефлексии, постоянного самосовершенствования в течение всей профессиональной карьеры, и узко функциональным подходом к его профессиональной подготовке.
Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты профессионального образования в современных условиях рассмотрены в работах А.Вербицкого, С.Витвицкого, Б.Запесоцкого, В.Зинченко, Н.Розова, П.Щедровицкой и др. Проблеме готовности специалистов посвящены исследования Г.Анопова, С.Архангальского, Ю.Кулюткина, В.Сластенина, Б.Сосновского, Г.Суходольского, Н.Талызиной, В.Щадрикова и др.
Профессиональная компетентность, по нашему мнению, является интегральным образованием личности и проявляется в ее знаниях, умениях, навыках, опыте, личных свойствах, обуславливающих готовность индивида к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности включает следующие основные этапы: профессиональное самоопределение, профессиональную деятельность, профессиональный рост в выбранной сфере, формирование профессиональной компетентности. Существенную роль в формировании профессиональной компетентности играет ценностно-смысловая сфера специалиста. Это объясняется тем, что профессиональная деятельность относится к числу основных средств построения собственного жизненного пути личности. Вместе с тем, построение такого пути будет успешной при условии, что профессиональная деятельность вступит личностного смысла. Профессиональная компетентность предполагает сформированность у человека внутренней мотивации к качественному выполнению ею профессиональных задач, наличие профессиональных ценностей.
По их мнению, компетентность — это способность личности действовать. Но ни один человек не будет действовать, если она личностно не заинтересована в этом. Естественная компетентность такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть в условиях глубокой заинтересованности в данном виде деятельности... следовательно, ценности являются основой любых компетенций» [2, с. 8–9].
Чтобы профессиональная деятельность заняла подобающее место в иерархии личных ценностей, крайне важно, чтобы с ранних этапов профессионального становления студенты начали рефлексию своего смыслового пространства, увидели его связи с целями и задачами будущей профессии, а также были вовлечены в специально организованную работу по развитию своих смысловых ориентиров. Следует качественно менять формы учебно-воспитательного процесса в высшей школе в направлении свободного перехода от собственно обучение к профессиональному самовыражения в реальных условиях трудовой деятельности [1, с. 254].
Программа формирования у студентов ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности включает, по И. Беху, составление студентом «образа себя- как профессионала” [1, с. 268–269]. Составление «образа себя-как профессионала” является ключевым, поскольку выработка образа будущей профессиональной деятельности и образа себя в ней задает перспективу собственного становления будущего специалиста и повышает ценность избранное профессионального пути. Мыслительной переноса себя в будущее и создание «образа себя-как профессионала” осуществляется с опорой на активное воображение, яркость воображаемого образа. В образ будущей профессиональной деятельности студенту нужно внести известные знания о себе, о своих способностях, личностных качествах, психофизиологические особенности и их соответствие выбранной профессии.
Профессиональная подготовка студента должна предусматривать формирование у него профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности (инициативы, сотрудничества, способности работать в группе, коммуникативных способностей, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, решать проблемные ситуации, выбирать оптимальные стратегии поведения).
Наряду с понятием «компетентность» достаточно часто учеными используется понятие «компетенция». Результаты изучения научных трудов свидетельствуют о многообразии взаимоотношений между ними. В частности, О.Хуторской под дефиницией «компетенция” понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых в соответствии с определенного круга предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность проявляется в овладении человеком соответствующей компетенцией, основанной на личностном отношении к ней и предмету деятельности [4, с. 65–79].
По мнению В. Щадрикова «... различия наблюдаются в компетентности актуальной качества личности и предметной наполняемости компетенций как системных новообразований, качеств личности» [5, с. 30]. В данном случае речь идет о компетентности как результат освоения человеком знаниями, умениями, определенным опытом и акцентируется внимание на том, какими должны быть эти знания, умения, опыт. Но если рассматриваются компетенции как личностные новообразования, то на передний план выступают требования к подготовке специалиста (свойства, качества, потенциальные способности), взаимосвязь знаний, умений и опыта.
Компетентность проявляется в способности человека решать профессиональные задачи, которые требуют наличия реальных знаний, умений, навыков, опыта. Она выражается в практической профессиональной деятельности личности как системная характеристика и имеет определенную структуру. Компетентность может быть измерена количественно, например, с помощью выделенных уровней, или качественно (методологически, технологически, социально и т. д.). Компетенция проявляется в пространстве социально-психологического воздействия, определяется должностью, социальным статусом, служебными функциями специалиста.
Следовательно, можно утверждать, что компетентность является совокупностью профессиональных знаний, умений, способов выполнения профессиональной деятельности, а компетенция включает совокупность определенных прав, служебных обязанностей работника, которые он уполномочен решать. Компетенции специалиста определяются нормативными документами организации.
Профессиональная компетентность личности включает: социально-правовую компетенцию (умение взаимодействовать с социальными институтами и людьми); специальную компетенцию (готовность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности); персональную компетенцию (способность к повышению профессиональной квалификации); аутокомпетентность (адекватные представления о собственных социально психологические характеристики); профессионально-значимые качества личности, определяющие продуктивность деятельности, которые являются многофункциональными, а каждая специальность имеет их собственный набор [3, с. 47]. В этот перечень, по нашему мнению, целесообразно внести такую ключевую компетентцию, как компетентцию самообразования, которая способствовала самосовершенствованию, саморазвитию специалиста, активизировала его готовность к самостоятельной получения и пополнения знаний.
Таким образом, профессиональная компетентность личности представляет собой сочетание такого уровня сформированности профессиональных знаний, практических умений, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности конкретного человека, дает ей возможность постоянно обеспечивать высокий конечный результат, достигать эффективной организации личной и коллективной работы, брать на себя ответственность за собственные решения. Она является результатом основательной базовой подготовки специалиста, непрерывного повышения профессионального уровня и оказывается в готовности человека эффективно выполнять свои должностные и профессиональные обязанности.
Направления дальнейшего исследования может быть разработка элементов системы совершенствования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Литература:
- Бех И. Д. Воспитание личности: личностно-ориентированный подход: научно-практические основы / И. Д. Бех. М.: Просвещение, 2003. 344 с.
- Бондар С. Компетентность личности — интегрированный компонент учебных достижений учащихся / С. Бондар. Биология и химия в школе. 2003. № 2. С. 8–9.
- Зеер З. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / З. Ф. Зеер // Образование и наука. 2004. № 7. С. 47.
- Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе, методы обучения: сб. науч. трудов / под. ред. А. В. Хуторского. М., 2006. С. 65–79.
- Щадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Щадриков // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 30.