Методика организации самостоятельной работы студента по дисциплине «Теория электрических цепей» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 19.06.2017

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Юсупова, М. М. Методика организации самостоятельной работы студента по дисциплине «Теория электрических цепей» / М. М. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44762/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается организации самостоятельной работы студента по дисциплине“Теория электрических цепей”, цель которой обеспечить процесс самообучения студентов, а главное создание на занятиях условий для развития их инициативы и мышления.

Ключевые слова: организация, эффективность, самостоятельная работа, процесс самообучения

Усвоение дисциплины «Теория электрических цепей» даетфундамент знаний, на котором строится изучение теории по всем другим дисциплинам специальности. Для качественного усвоения материала дисциплины предполагается проведение различных видов занятий: лекции, лабораторные занятия, практические занятия, самостоятельная работа.

Новые образовательные стандарты предусматривают сокращение количества аудиторных часов и увеличение времени для самостоятельной работы. Это означает, что преподаватель должен методически и технически обеспечить процесс самообучения студентов.

К учебным материалам, или как их еще называют, учебным ресурсам относятся, во-первых, текстовые учебные материалы с иллюстрациями в виде рисунков, графиков, схем, чертежей, фотографий.

К условию продуктивности самостоятельной работы студентов можно отнести высокую степень корреляции между целями преподавателя, потребностями обучаемого и общими целями образования. Готовность студентов к работе и установка учащихся и преподавателей на сотворчество в наибольшей степени оказывает влияние на успешность самостоятельной работы.

Главная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании на занятиях условий для развития их инициативы и мышления. К таким дидактическим условиям, повышающим эффективность формирования профессиональной компетенции обучающихся, можно отнести:

– структурирование учебного материала, обеспечивающее оптимальное осуществление студентами учебно-познавательной деятельности;

– разработку и применение системы развивающих учебных заданий, позволяющих раскрыть и обогатить умственный потенциал студентов;

– обеспечение межпредметных связей;

– внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки;

– осуществление мониторинга процесса и результатов учебной деятельности.

Перечисленные условия позволяют развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и закономерности.

На первый план в педагогической деятельности выходит принцип «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной работы. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.

К основным чертам разрабатываемой стратегии организации эффективной системы самостоятельной работы можно отнести:

– конкретизацию целей деятельности студентов на каждом этапе учебного процесса и разработка схемы взаимодействия целей, обеспечивающей достижение главной цели;

– разработку общего подхода к системе заданий, моделирующего деятельность студентов и обеспечивающего развитие профессиональной компетентности;

– объединение заданий в систему на основе учебного, научного и профессионального единства;

– формулирование основных требований к системе заданий, выполняющих развивающую и обучающую функции и способствующих преодолению студентами трудностей при овладении профессиональными умениями;

– выбор определенных форм организации студентов.

Для организации самостоятельных работ, как правило, большинство преподавателей дают расчетно-графические работы по отдельным темам дисциплины. Чтобы выполнение заданий, предназначенных для самостоятельной работы, позволило качественно усвоить материал, целесообразно совместить ручной и автоматический труд. Для этого студентам предлагается разработать программу на одном из алгоритмических языков для проведения тех или иных расчетов.

Так, например, по теме: «Линейные электрические цепи постоянного тока» необходимо рассчитать заданную цепь методом контурных токов, и по уравнению баланса мощностей проверить правильность расчетов. Расчеты обычно довольно трудоемкие, занимают много времени и, если производятся ручным способом, то это вызывает определенные трудности. Чтобы разнообразить формы выполнения самостоятельной работы и заинтересовать обучающихся, можно рекомендовать разработать программу на одном из алгоритмических языков для расчета токов в цепи. Перед разработкой программы необходимо для заданной электрической цепи:

1) произвольно выбрать и указать положительные направления токов в ветвях

2) выбрать независимые контуры и направления контурных токов;

3) записать уравнения по второму закону Кирхгофа относительно контурных токов для независимых контуров;

4) переписать эти уравнения в виде системы уравнений;

5) подставить исходные данные в систему уравнений;

6) составить главный определитель и вспомогательные определители системы уравнений в виде матрицы;

7) выразить токи ветвей через контурные токи;

8) составить уравнение баланса мощностей.

После этого рекомендуется составить программу на каком-либо алгоритмическом языке. Составленная программа позволит найти заданные величины, исключив трудоемкий процесс расчета токов.

Такая организация самостоятельной работы, совмещающая ручной и автоматический труд, позволит качественно усвоить весь материал дисциплины, будет способствовать развитию творческого отношения к выполняемой работе и, в дальнейшем, позволит стать квалифицированным специалистом, умеющим самостоятельно принимать решения и легко адаптироваться в условиях научно-технического прогресса.

Литература:

1. Основы теории цепей: Учебник для вузов. В. П. Бакалов и др. М.: 2000. — 592 с.

2. Попов В. П. Основы теории цепей: Учебник для вузов. М., 2000.-576 с.

3. Абдуахитов О. Т., Турдина А. Б. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов. Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества Казахстана и России». Семипалатинск, 2008 г. — с. 6–8.

4. Гашенко С. А. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе. //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006 г. — № 6. — с. 53–55.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, автоматический труд, занятие условий, процесс самообучения студентов, самостоятельная работа студентов, система заданий, ток, уравнение баланса мощностей, учебный процесс.


Ключевые слова

самостоятельная работа, эффективность, организация, процесс самообучения

Похожие статьи

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Активизация познавательной деятельности студентов на основе курса «Основы самообучения»

В статье рассматривается один из методов повышения познавательной активности студентов физического вуза на базе курса «Основы самообучения».

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Использование коммуникативных задач для повышения прочности знаний учащихся по геометрии

В статье описаны условия и качества знаний, оказывающие влияние на прочность знаний, а также показатели, с помощью которых можно проверить прочность знаний учащихся. Предложена методика повышения прочности знаний, основанная на использовании коммуник...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Похожие статьи

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Активизация познавательной деятельности студентов на основе курса «Основы самообучения»

В статье рассматривается один из методов повышения познавательной активности студентов физического вуза на базе курса «Основы самообучения».

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Использование коммуникативных задач для повышения прочности знаний учащихся по геометрии

В статье описаны условия и качества знаний, оказывающие влияние на прочность знаний, а также показатели, с помощью которых можно проверить прочность знаний учащихся. Предложена методика повышения прочности знаний, основанная на использовании коммуник...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Задать вопрос