Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Автор: Жовтоконь Софья Олеговна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.01.2021
Статья просмотрена: 101 раз
Библиографическое описание:
Жовтоконь, С. О. Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку / С. О. Жовтоконь. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16334/ (дата обращения: 19.11.2024).
Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Цель данного исследования — показать возможности этого метода в систематизации теоретических знаний, необходимых для успешной сдачи экзамена. Научная новизна работы заключается в применении тематического портфолио при подготовке выпускников к государственному экзамену по русскому языку. В результате приведены примеры содержания тематического портфолио по русскому языку в рамках организации тьюторского сопровождения учащихся.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тематическое портфолио, ЕГЭ, русский язык
Введение
Подготовка к ЕГЭ — стрессовое событие для учащихся выпускных классов. Огромный объем информации, кажущийся непостижимым, пугает учеников, а иногда и отталкивает от сдачи того или иного предмета. На данный момент ученикам 11-го класса предлагаются разные виды пособий, в которых необходимая для сдачи экзамена теория уже систематизирована и собрана в таблицы, но зачастую такие пособия эффективны скорее не для учащихся, а для учителей, способных подать эту информацию, используя индивидуальный подход к каждому выпускнику средней школы. Бездумной систематизации полученных знаний недостаточно для того, чтобы учащийся научился применять изученную теорию на практике. Задачей данного исследования является определение понятия «тематическое портфолио» и описания опыта и результатов его применения в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В исследовании применены эмпирические методы исследования — сбор и анализ результатов деятельности выпускников школы. Практическая значимость заключается в решении педагогических проблем, возникающих при подготовке к единому государственному экзамену, и возможности использования тематического портфолио для лучшего запоминания теоретического материала и практического его применения, необходимого для сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Основная часть
Сегодня как никогда актуально тьюторское сопровождение и методы обучения, используемые тьюторами. Одним из таких методов, позволяющим учащимся структурировать полученные знания, является тематическое портфолио — материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы. Учащийся, собирая такое портфолио, отражает в нём комплекс знаний и практических навыков, которые смог получить за время обучения. Тематическое портфолио выступает в качестве эффективного механизма повышения мотивации обучающегося к самостоятельной творческой деятельности, саморефлексии и самопрезентации [3].
Портфолио включает в себя материал, встречающийся учащемуся в процессе обучения. Обязательной частью портфолио является титульный лист и раздел о личных интересах обучающегося. Тематическое портфолио также может содержать разделы, посвященные сбору теоретических материалов, практических работ, результатам практических работ, работам, содержащим собственные разработки учащегося.
В ходе исследования была разработана структурная модель тематического портфолио для использования при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
В тематическое портфолио «Пунктуация» для учащихся 11-х классов вошли следующие разделы:
− «Цели и задачи» — включает в себя цели учащегося — ожидаемые баллы, необходимые знания и умения для достижения желаемого результата, сроки для достижения поставленных целей.
− «Характеристика заданий ЕГЭ, связанных с пунктуацией» — номера заданий и перечень правил, которые они задействуют.
− «Задание 16» — содержит алгоритм выполнения задания, корпус правил, необходимый для его выполнения, оформленный в карточки, примеры типовых заданий с комментарием учителя, самостоятельно выполненные задания, примеры сложных случаев.
Следующие разделы портфолио по содержанию повторяют раздел «Задание 16» и в названии имеют номер задания.
В качестве рекомендаций по работе над портфолио можно предложить пример заполнения одного из разделов.
«Задание 16»
Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Задание № 16 проверяет знание двух пунктограмм:
- Запятые в простом предложении с однородными членами.
- Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Алгоритм выполнения:
- Определить количество основ в предложении.
- Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
- Если основ две, то каждая часть рассматривается отдельно, поскольку предложение является сложным. (Однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение)
Карточка № 1 «Знаки препинания при однородных членах»
Правило (схема) |
Пример |
О, О, О. |
Он был красивый, умный, богатый |
О и/да (в значении «и»)/либо/или О. |
Он был красивый и/да/либо/или богатый |
О, О и/или/да(в значении «и») О. О и О, О. |
Он был красивый, умный и богатый Он был красивый и умный, богатый |
О, и О, и О. (или/да) и О, и О, и О. (или/да) |
Он был (и) красивый, и умный, и богатый. |
О, а/но/да(в значении «но» О. |
Красивый, да/но/а глупый. |
О и О, О и О. |
Красивый и умный, богатый и успешный |
При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; |
Он как красивый, так и умный Не только красивый, но и умный Не столько красивый, сколько обаятельный |
Фразеологизмы не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь |
|
Карточка № 2 «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Запятая ставится |
Запятая не ставится |
Запятая между частями сложного предложения ставится ВСЕГДА, за исключением нескольких случаев |
Если есть общая часть (общий второстепенный член, общее вводное слово) ( Летом гремит гром и идет дождь ) |
Если соединяются предложения: ?+? !+! Побудителное + побудительное Назывное + назывное ( Кто это такой и что ему надо? Мороз и солнце…) |
Пример типового задания с комментарием:
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Она зайдет в класс, усядется за парту и приготовит учебники.
2) Музыка звучала всё тише люди начинали расходиться по домам хозяин дома заскучал.
3) Он оказался не только умным но и красивым.
4) Ночью слышался треск камина и едва виднелся огонь.
5) Мама изредка говорила что-то о науке или религии.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Она зайдет в класс, усядется за парту и приготовит учебники. — Запятая между однородными сказуемыми.
2) Музыка звучала всё тише, люди начинали расходиться по домам, хозяин дома заскучал — Запятые между основами.
3) Он оказался не только умным, но и красивым. — Запятая между однородными определениями.
4) Общая второстепенная часть, запятая не ставится
5) Запятые не нужны.
Также в этот добавляются самостоятельно выполненные учащимся задания и примеры сложных случаев применения этого правила, которые ему встретились.
Заключение
В результате можно сделать вывод, что создание тематического портфолио позволяет ученику структурировать свои знания, упорядочить их, провести самостоятельную исследовательскую работу и более глубоко погрузиться в образовательный процесс. В процессе подготовки портфолио происходит осмысление и переосмысление роли теоретических знаний и практических навыков, ведь этот метод является активным средством самооценки учеником своей деятельности и средством итоговой оценки на основе анализа результатов учебной деятельности обучающегося.
Литература:
- Варвус К Модель «портфолио» выпускника основной школы // Управление школой. 2004. № 31. С. 45–47.
- Груздева М. Л., Тукенова Н. И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. № 1–1 (13). С. 19.
- Чайкина Ж. В., Авдонина Д. С., Бочкарева Ю. В., Лукина О. А. Тематический портфолио как средство оценивания учебных достижений и организации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN517.pdf
Похожие статьи
Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов
В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)
В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...
Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки
В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...
Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов
В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе фа...
Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы
В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...
Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...
Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся
В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.
Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»)
В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их пр...
Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного
В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...
Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)
Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...
Похожие статьи
Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов
В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)
В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...
Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки
В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...
Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов
В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе фа...
Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы
В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...
Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...
Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся
В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.
Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»)
В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их пр...
Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного
В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...
Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)
Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...