Развитие навыков устной и письменной речи учащихся при изучении раздела «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие навыков устной и письменной речи учащихся при изучении раздела «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» / О. М. Панкова, Л. И. Бочарова, М. Н. Савоненко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 501-502. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76399/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье авторы рассказывают, как при изучении раздела об однородных членах предложения развивать навыки устной и письменной речи учащихся.

Ключевые слова: однородные члены предложения, развитие речи, интонация.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них — один из труднейших и важнейших разделов синтаксиса и пунктуации. Правильное изучение этого раздела в значительной мере способствует развитию навыков как устной, так и письменной речи учащихся.

На первом уроке при изучении темы «Понятие об однородных членах предложения» учитель особенно подчеркивает, что однородные члены предложения обозначают «перечисляющиеся предметы, признаки, действия и т. п. Грамматически — это одинаковые члены предложения: сказуемые, обстоятельства места и т. д.».

Поэтому на уроках по теме «Однородные члены предложения» необходимо значительное внимание уделять вопросам интонации, особенно — интонации перечисления.

В дополнение к тому, что дает школьный учебник, а именно: однородные члены «отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения», необходимо остановить внимание учащихся на интонации перечисления и пояснения при однородных членах.

Так, например, без наблюдения над интонацией перечисления и пояснения мы не можем объяснить некоторых случаев однородности определений, в частности следующий случай: определения являются однородными в том случае, когда второе и последующее определения поясняют, уточняют или усиливают первое.

Пример: Япрочитал другой, интересный журнал.

(Сравните: Япрочитал другой, то есть интересный журнал ).

Однородные члены этого предложения мы произносим с интонацией пояснения.

Если это же предложение мы прочтем без соблюдения интонации пояснения, то определения в нем не будут выполнять роли однородных определений:

Я прочитал другой интересный журнал (один интересный журнал прочитал раньше, а теперь прочитал другой, второй интересный журнал; здесь речь идет о количественной стороне, а в первом случае — о качественной).

Без наблюдений над интонацией перечисления невозможно объяснить и следующего случая однородности определений: определения являются однородными и в том случае, когда они определяют предмет с одной стороны, иначе говоря, когда они объединяются не высказанным прямо, но мыслимым общим признаком какого-либо предмета. Пример:

Мы жили в большом, каменном, красивом доме, который стоял у самого берега Волги.

В этом предложении определения большом, каменном, красивом однородны, так как объединяются не высказанном прямо, но мыслимым общим признаком ( прекрасном, чудесном ). Все определения этого предложения произносятся с четкой интонацией перечисления, и на каждом из них делается логическое ударение.

Если же в данном предложении все эти определения мы прочтем без соблюдения интонации перечисления и логических ударений, то они не будут выполнять роли однородных определений, определений, объединенных мыслимым общим признаком.

В таком случае предложение будет иметь такое начертание:

Мы жили в большом каменном красивом доме, который стоял у самого берега Волги.

Также работа ведется над знаками препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

На доске и в тетрадях пишутся предложения для наблюдений и вывода правил, например:

1)Все кругом внезапно побагровело: // деревья, травы и земля. (И. С. Тургенев)

2)В Обломовке верили всему: // и оборотням, и мертвецам. (И. А. Гончаров)

3)В человеке все должно быть прекрасно: // и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов)

Как должны читаться такие предложения, в которых обобщающие слова предшествуют перечисляющимся однородным членам?

На обобщающем слове делается логическое ударение, после него перед перечислением однородных членов предложения делается значительная пауза при незначительном понижении голоса. Произношение обобщающего слова интонационно характеризуются тем, что оно как бы предупреждает о дальнейшем высказывании мыслей, т. е. обобщающее слово произносится с интонацией предупреждения.

А как следует читать предложения, в которых обобщающие слова следуют после перечисляющихся однородных членов?

Однородные члены произносятся с отчетливой интонацией перечисления, на обобщающем слове делается наибольшее ударение (ударения меньшей силы делаются и на однородных членах), обобщающее слово произносится с интонацией итога по отношению к перечисленным однородным членам, например:

1)Проносившиеся мимо поля, рощи, деревни — // все было окутано синеватою дымкой, словно туманом. (В. Вересаев)

2)Береза, сосна, ель, осина — // в этом лесу все радует мой взор.

Как известно, в связи с изучением пунктуации при однородных членах предложения необходимо познакомить учащихся с пояснительными словами и возможностью двоякой пунктуации при однородных членах с пояснительными словами в зависимости от возможности двоякого понимания значения текста.

Наблюдения над предложением дадут возможность учащимся глубже осознать смысловые основы пунктуации, понять важность умения точно улавливать смысл речи через интонации, паузы, логические ударения, чтобы точно передать его с помощью знаков препинания.

Кроме того, такие упражнения не только облегчат и сделают более эффективными занятия по усвоению пунктуации при однородных членах предложения, но и одновременно явятся хорошей подготовкой к изучению почти всего последующего курса пунктуации, особенно при изучении обособленных второстепенных членов предложения, которые невозможно изучать (и тем более вырабатывать соответствующие осознанные, прочные пунктуационные навыки) без уменья быстро и точно определять поясняемые и пояснительные слова, границы и порядок (местоположение) между ними.

Такие занятия помогут учителю придать более осмысленный характер изучению учащимися синтаксиса и пунктуации и сыграют роль хороших упражнений, способствующих развитию речи учащихся, в частности развитию их речевого слуха, столь важного элемента общей речевой культуры.

Это говорит о том, что для точного восприятия звучащей речи слушающему необходимо иметь развитой речевой слух, что посредством интонаций, логических ударений и пауз слушающий улавливает тот или иной смысл устной речи. Записывающий звуковую речь вслушивается в нее, улавливает посредством интонации точный ее смысл, а затем в записи использует пунктуацию.

Между интонацией и пунктуацией существует определенная связь. При изучении пунктуации необходимо развивать у учащихся речевой слух, обучать учащихся слышать различные интонации, особенно перечислительную интонацию, которую при маловыразительной речи говорящих и читающих слушающие путают с другими видами интонации.

Литература:

1. Соколова Т. Н. Школа развития речи. — М. Росткнига, 2007.

2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1985.

3. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка. — М. Ассоциация 21 век, 2007.

4. Журнал «Русский язык в школе», 1984.

5. Гвоздев А. Н. О фонологических средствах русского языка. — М.Академия наук, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): однородный член предложения, интересный журнал, обобщающее слово, интонация перечисления, предложение, мыслимый общий признак, член, логическое ударение, письменная речь учащихся, речевой слух.


Ключевые слова

развитие речи, интонация, однородные члены предложения

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...

Использование активных методов и форм обучения на уроках русского языка

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов

В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.

Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций

В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы

В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...

Использование активных методов и форм обучения на уроках русского языка

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов

В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.

Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций

В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы

В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Задать вопрос