В данной статье авторы рассказывают, как при изучении раздела об однородных членах предложения развивать навыки устной и письменной речи учащихся.
Ключевые слова: однородные члены предложения, развитие речи, интонация.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них — один из труднейших и важнейших разделов синтаксиса и пунктуации. Правильное изучение этого раздела в значительной мере способствует развитию навыков как устной, так и письменной речи учащихся.
На первом уроке при изучении темы «Понятие об однородных членах предложения» учитель особенно подчеркивает, что однородные члены предложения обозначают «перечисляющиеся предметы, признаки, действия и т. п. Грамматически — это одинаковые члены предложения: сказуемые, обстоятельства места и т. д.».
Поэтому на уроках по теме «Однородные члены предложения» необходимо значительное внимание уделять вопросам интонации, особенно — интонации перечисления.
В дополнение к тому, что дает школьный учебник, а именно: однородные члены «отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения», необходимо остановить внимание учащихся на интонации перечисления и пояснения при однородных членах.
Так, например, без наблюдения над интонацией перечисления и пояснения мы не можем объяснить некоторых случаев однородности определений, в частности следующий случай: определения являются однородными в том случае, когда второе и последующее определения поясняют, уточняют или усиливают первое.
Пример: Япрочитал другой, интересный журнал.
(Сравните: Япрочитал другой, то есть интересный журнал ).
Однородные члены этого предложения мы произносим с интонацией пояснения.
Если это же предложение мы прочтем без соблюдения интонации пояснения, то определения в нем не будут выполнять роли однородных определений:
Я прочитал другой интересный журнал (один интересный журнал прочитал раньше, а теперь прочитал другой, второй интересный журнал; здесь речь идет о количественной стороне, а в первом случае — о качественной).
Без наблюдений над интонацией перечисления невозможно объяснить и следующего случая однородности определений: определения являются однородными и в том случае, когда они определяют предмет с одной стороны, иначе говоря, когда они объединяются не высказанным прямо, но мыслимым общим признаком какого-либо предмета. Пример:
Мы жили в большом, каменном, красивом доме, который стоял у самого берега Волги.
В этом предложении определения большом, каменном, красивом однородны, так как объединяются не высказанном прямо, но мыслимым общим признаком ( прекрасном, чудесном ). Все определения этого предложения произносятся с четкой интонацией перечисления, и на каждом из них делается логическое ударение.
Если же в данном предложении все эти определения мы прочтем без соблюдения интонации перечисления и логических ударений, то они не будут выполнять роли однородных определений, определений, объединенных мыслимым общим признаком.
В таком случае предложение будет иметь такое начертание:
Мы жили в большом каменном красивом доме, который стоял у самого берега Волги.
Также работа ведется над знаками препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
На доске и в тетрадях пишутся предложения для наблюдений и вывода правил, например:
1)Все кругом внезапно побагровело: // деревья, травы и земля. (И. С. Тургенев)
2)В Обломовке верили всему: // и оборотням, и мертвецам. (И. А. Гончаров)
3)В человеке все должно быть прекрасно: // и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов)
Как должны читаться такие предложения, в которых обобщающие слова предшествуют перечисляющимся однородным членам?
На обобщающем слове делается логическое ударение, после него перед перечислением однородных членов предложения делается значительная пауза при незначительном понижении голоса. Произношение обобщающего слова интонационно характеризуются тем, что оно как бы предупреждает о дальнейшем высказывании мыслей, т. е. обобщающее слово произносится с интонацией предупреждения.
А как следует читать предложения, в которых обобщающие слова следуют после перечисляющихся однородных членов?
Однородные члены произносятся с отчетливой интонацией перечисления, на обобщающем слове делается наибольшее ударение (ударения меньшей силы делаются и на однородных членах), обобщающее слово произносится с интонацией итога по отношению к перечисленным однородным членам, например:
1)Проносившиеся мимо поля, рощи, деревни — // все было окутано синеватою дымкой, словно туманом. (В. Вересаев)
2)Береза, сосна, ель, осина — // в этом лесу все радует мой взор.
Как известно, в связи с изучением пунктуации при однородных членах предложения необходимо познакомить учащихся с пояснительными словами и возможностью двоякой пунктуации при однородных членах с пояснительными словами в зависимости от возможности двоякого понимания значения текста.
Наблюдения над предложением дадут возможность учащимся глубже осознать смысловые основы пунктуации, понять важность умения точно улавливать смысл речи через интонации, паузы, логические ударения, чтобы точно передать его с помощью знаков препинания.
Кроме того, такие упражнения не только облегчат и сделают более эффективными занятия по усвоению пунктуации при однородных членах предложения, но и одновременно явятся хорошей подготовкой к изучению почти всего последующего курса пунктуации, особенно при изучении обособленных второстепенных членов предложения, которые невозможно изучать (и тем более вырабатывать соответствующие осознанные, прочные пунктуационные навыки) без уменья быстро и точно определять поясняемые и пояснительные слова, границы и порядок (местоположение) между ними.
Такие занятия помогут учителю придать более осмысленный характер изучению учащимися синтаксиса и пунктуации и сыграют роль хороших упражнений, способствующих развитию речи учащихся, в частности развитию их речевого слуха, столь важного элемента общей речевой культуры.
Это говорит о том, что для точного восприятия звучащей речи слушающему необходимо иметь развитой речевой слух, что посредством интонаций, логических ударений и пауз слушающий улавливает тот или иной смысл устной речи. Записывающий звуковую речь вслушивается в нее, улавливает посредством интонации точный ее смысл, а затем в записи использует пунктуацию.
Между интонацией и пунктуацией существует определенная связь. При изучении пунктуации необходимо развивать у учащихся речевой слух, обучать учащихся слышать различные интонации, особенно перечислительную интонацию, которую при маловыразительной речи говорящих и читающих слушающие путают с другими видами интонации.
Литература:
1. Соколова Т. Н. Школа развития речи. — М. Росткнига, 2007.
2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1985.
3. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка. — М. Ассоциация 21 век, 2007.
4. Журнал «Русский язык в школе», 1984.
5. Гвоздев А. Н. О фонологических средствах русского языка. — М.Академия наук, 1999.