Использование интерактивной доски для обобщения и систематизации знаний учащихся на уроке русского языка
Автор: Кувайцева-Солодовник Елена Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 06.02.2020
Статья просмотрена: 89 раз
Библиографическое описание:
Кувайцева-Солодовник, Е. А. Использование интерактивной доски для обобщения и систематизации знаний учащихся на уроке русского языка / Е. А. Кувайцева-Солодовник. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15647/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данный урок был разработан с использованием новых педагогических технологий, задания продуманы таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, закрепили знания по сложным темам синтаксиса. Использование интерактивной доски разовьет интерес учащихся к работе на уроке.
Ключевые слова: интерактивная доска, работа в командах, обособленные члены предложения, простое предложение, сопоставление, самостоятельная работа.
Тема урока: Знаки препинания в простом предложении, осложнённом обособленными и уточняющими членами предложения.
Тип урока: Урок обощения и систематизации знаний.
Задачи урока: Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку. Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся.
Цели урока: Обобщение единичных знаний в систему.
Образовательные: Систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице. Совершенствовать пунктуационные навыки. Закрепить умение узнавать предложения с уточняющими обособленными членами предложения. Совершенствовать языковые умения, а именно: употреблять предложения данной конструкции в речи. Создать условия для формирования умений видеть и различать изученную пунктограмму. Активизировать мыслительную деятельность учащихся на основе упражнений по редактированию предложений с различными ошибками употребления обособленных членов предложения; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения. Способствовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку.
Развивающие: Обогатить словарный запас. Создать условия для формирования умения редактировать предложения с речевыми и грамматическими ошибками, допущенными в конструкциях с обособленными членами предложения. Развивать навыки комплексного анализа текста.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки учащихся в групповой работе. Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование урока: Интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях учащихся. Объявление темы урока.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы постараемся систематизировать и обобщить ваши знания по одной из самых сложных, но в то же время интересных тем, изучаемых в 8 классе. Так как наш урок носит практический характер, то он будет состоять из нескольких этапов. Работаем мы в интерактивном режиме, в командах. А вот над какой темой мы сегодня будем работать, сейчас вы попробуете сформулировать самостоятельно.
- Определение темы урока. Перед вами текст Константина Паустовского «Мещерский край» (учитель распечатывает перед уроком для каждого учащегося текст, чтобы работа была более продуктивной). Давайте прочитаем его (учитель выразительно читает текст, находящийся на слайде № 2).
— Что делает текст выразительным? Какие языковые конструкции использовал К. Паустовский?
— Какие знакомые пунктограммы вы встретили в этом отрывке? Воспользовавшись памяткой, дайте характеристику этим предложениям.
Работа со слайдами № 3–8. Данная работа предусматривает использование интерактивной доски: учащиеся от основного слайда с текстом для анализа переходят (при помощи нажатия датчиком-маркером на интерактивные ссылки) к предложениям, в которых должны будут найти знакомые пунктограммы и графически обозначить (при помощи датчика-маркера, переведенного в режим «карандаш») условия обособления, а также найти и подчеркнуть грамматические основы. Для самопроверки учащиеся могут воспользоваться «вопросом-помощником», который при нажатии выводит подсказку, что дает возможность учащемуся понять, правильно ли он выполнил задание. Такая форма самопроверки дает высокий результат усвоения сложных вопросов синтаксиса.
— Давайте выпишем в тетради названия встречающихся пунктограмм и попробуем сформулировать тему урока. (Учащиеся делают соответствующие данному этапу урока записи.)
— Какие предложения по структуре встречаются в данном тексте?
П. О. Простые или сложные предложения.
— А по наличию второстепенных членов предложения?
П. О. Распространенные или нераспространенные.
— Чем осложнены данные предложения?
П. О. Все предложения по структуре простые. По наличию второстепенных членов — распространенные и нераспространенные (Спит вода. Спят кувшинки. Спят птицы.) Есть простые предложения, которые осложнены обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, а также приложением, уточняющими обстоятельствами места.
— Как в синтаксисе называются эти второстепенные члены предложения? (обособленные члены предложения)
— Проверьте, правильно ли вы написали термины (на экран проецируется запись): Обособленные члены, обособленные определения, обособленное обстоятельство, приложение, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, уточняющее обстоятельство.
Слайд № 8.
Вы обратили внимание на то, что в предложениях, рассмотренных нами, что-то было выделено желтым цветом? (запятые) Как вы думаете, что мы сегодня должны повторить на уроке? (данный прием психолингвистики помогает фиксировать внимание учащихся на знаках препинания при помощи цветовых схем).
П. О. Мы повторим постановку знаков препинания.
Теперь мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
П. О. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом обособленными и уточняющими членами предложения.
(После работы с текстом у учащихся не возникнет затруднений сформулировать тему урока, но если все-таки ребята не могут сразу ее сформулировать, то учитель задает наводящие вопросы)
- Сообщение целей
Сегодня мы повторим условия постановки знаков препинания при обособленных и уточняющих членах предложения и понаблюдаем над тем, как используются эти предложения в речи.
- Актуализация изученного материала
Учитель предлагает группам рассмотреть таблицу, которая выведена на интерактивную доску (для учащихся с плохим зрением учитель готовит печатный вариант).
Условия обособления (необособления) членов предложения |
Примеры предложений |
1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда |
1. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет тёплый ветер. |
2. Согласованные определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами, обособляются, если они стоят после определяемого существительного |
2. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах. |
3. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты не обособляются, если деепричастие включается в устойчивый оборот (фразеологизм) |
3. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. |
4. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого существительного |
4. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. |
5. Распространённые приложения обособляются, если они стоят после определяемого слова |
5. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. |
6. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на …, невзирая на … |
6. И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра. |
7. Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому |
7. Всходит солнце, бодрое от холода. |
1) Соотнесите условия обособления членов предложения с примерами. Ответ запишите следующим образом: например, 5–7 или 4–11 и т. д. После окончания работы капитаны команды сдают на поверку карточки с ответами (1–3, 2–7, 3–4, 4–1, 5–6, 6–5, 7–2).
(Учащиеся работают в группах над данной таблицей, находя соответствия между условиями обособления членов предложения и примерами. Такой вид работы поискового характера позволяет учащимся систематизировать ранее полученные знания по изученной теме).
После окончания работы производится проверка: капитаны команд сдают карточки с ответами своей команды, после чего производится подсчет баллов, полученных каждой командой, и общая проверка (слайд № 10). Учитель предлагает одному из учеников использовать датчик-маркер для проверки, в этот момент подсчитывает количество баллов, после чего объявляет результы групповой работы.
2) Замените сказуемое в данном предложении на распространенное обособленное приложение
Следующий вид работы — это замена простого предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражено существительными, на предложение с обособленным определением, выраженным приложением.
— Ребята, подскажите, пожалуйста, какое событие в 2014 г. произойдет в нашем городе?
П. О. XXII Олимпийские зимние и XI Паралимпийские зимние игры.
— Современные Олимпийские и Паралимпийские игры невозможно представить без участия десятков тысяч волонтеров. Волонтеры являются своеобразной визитной карточкой Игр и страны, принимающей Игры. Своим радушием и гостеприимством, самоотдачей и слаженной работой они во многом определяют успех Игр. И прежде, чем приступить к работе по конструированию предложений, давайте познакомимся с примером, который поможет вам в работе.
Сравни:
Волонтёры — настоящие олимпийцы.
Волонтёры, настоящие олимпийцы, помогают по собственной воле и не ждут материального вознаграждения за свой труд и свою помощь.
— А теперь замените предложение:
Мой друг — волонтер Паралимпийских игр 2014.
На предложение с распространенным обособленным приложением.
Мой друг, волонтер Паралимпийских игр 2014,…
3) Игра в командах «Мозаика»
Внутри команды ребята делятся на мини-группы, каждой дается задание на выбор грамматически правильного продолжения предложения (задания ЕГЭ). Ответы, полученные от каждой мини-группы, складываются в мозаику-ответ. Если кто-то неправильно решил, то мозаика не сложится и команда не заработает балл. (Приложение 1).
команда № 1 |
команда № 2 |
команда № 3 |
команда № 4 |
4,4,3,4 |
1,1,2,3 |
2,2,1,3 |
3,3,4,1 |
Для проверки этого задания от каждой команды приглашается один представитель, который выбирает вариант, получившийся у команды в результате работы мини-групп. Представитель команды при помощи датчика-маркера делает выбор ответа.
4) Индивидуальная работа. Редактирование текста. Найдите предложения с ошибкой, отредактируйте их, запишите правильный вариант. Вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные запятые. Капитаны команд сдают работы на проверку.
«В…л…нтёры наст…ящие ол…мпийцы, проникнувшие духом Олимпийских Игр». Так сказал о незаметных героях Олимпиад пр…зидент МОК Жак Рогге.
В…л…нтер в переводе с латыни означает «д…броволец», человек, готовящий пом…гать по собственной воле, не ждя мат…риального вознагр…ждения за свой труд и свою пом…щь.
В…л…нтеров, которые уч…ствующие в подг…товке и пров…дении Олимпийских и Паралимпийских игр, называют олимпийскими, или в…л…нтерами Игр.
Мы в…л…нтеры «Сочи- 2014» хотим пр…нести пользу ун…кальному для России про…кту, ра…ширить свой круг друзей, получить новый опыт, знания, навыки, а главное — море поз…тивных эмоций.
(Данный вид индивидуальной работы учащихся позволяет учителю проверить усвоение пунктуационного правила, орфографическую грамотность, а также умение редактировать тексты с грамматическими и речевыми ошибками).
После того, как учащиеся сдадут работы, выводится слайд для самопроверки.
- Подводим итоги урока (слайд 11)
Выставление оценок за урок.
— Что мы сегодня сделали за урок?
— Достигнуты ли наши цель и задачи, которые мы ставили в начале урока?
— Какой результат получили на данном уроке?
- Дифференцированное домашнее задание (слайд 12).
Команда № 1 — составить 3 предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Команда № 2 — составить 3 предложения с обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом.
Команда № 3 — составить 3 предложения с обособленным распространенным приложением.
Команда № 4 — составить 3 предложения с обособленными уточняющими обстоятельствами места и времени.
- Рефлексия: Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению после урока (слайд 13).
Ключевые слова
самостоятельная работа, интерактивная доска, простое предложение, обособленные члены предложения, сопоставление, работа в командахПохожие статьи
Эдьютеймент на уроках английского в школе: вовлечение и обучение
Качественного образования по предмету «Английский язык» можно добиться, используя технологию Edutainment. Данный подход к построению урока позволяет сделать обучение увлекательным и доступным, благодаря игровым форматам. Авторы статьи рассказывают о ...
Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе
В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт
В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...
Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн Сино — выдающийся ученый Востока»
Сейчас используются много методов, такие как организация совместной деятельности преподавателя и студента, при которых преподаватель является главным организатором, модератором процесса, который даёт информацию, а студент является заинтересованным и ...
Использование среды Geogebra как один из методов введения инноваций в учебный процесс
На сегодняшний день создано множество различных обучающих программ. Для повышения активности учебного процесса, повышения интереса к предмету, наглядности на уроке целесообразно использовать некоторые системы компьютерной алгебры. Использование систе...
Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка
В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...
Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников
В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка
Использование интерактивных тренажеров на уроках делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Это показывает тот факт, что учащиеся видят связь процесса обучения с современной жизнью — всеобщей компьютеризаци...
Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода
Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей жизни. П...
Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка
В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...
Похожие статьи
Эдьютеймент на уроках английского в школе: вовлечение и обучение
Качественного образования по предмету «Английский язык» можно добиться, используя технологию Edutainment. Данный подход к построению урока позволяет сделать обучение увлекательным и доступным, благодаря игровым форматам. Авторы статьи рассказывают о ...
Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе
В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт
В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...
Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн Сино — выдающийся ученый Востока»
Сейчас используются много методов, такие как организация совместной деятельности преподавателя и студента, при которых преподаватель является главным организатором, модератором процесса, который даёт информацию, а студент является заинтересованным и ...
Использование среды Geogebra как один из методов введения инноваций в учебный процесс
На сегодняшний день создано множество различных обучающих программ. Для повышения активности учебного процесса, повышения интереса к предмету, наглядности на уроке целесообразно использовать некоторые системы компьютерной алгебры. Использование систе...
Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка
В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...
Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников
В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка
Использование интерактивных тренажеров на уроках делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Это показывает тот факт, что учащиеся видят связь процесса обучения с современной жизнью — всеобщей компьютеризаци...
Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода
Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей жизни. П...
Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка
В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...