Рыночная конкуренция — это борьба за потребителя, которая приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. Однако, чтобы победить в этой борьбе, можно пойти другим путем. Стать единственным лидером, прибегнув к тактике поглощение — с целью установления 100 % контроля основного общества над хозяйствующим обществом путём приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании с последующим присоединением поглощаемой компании к основному обществу.
Именно так и случилось с двумя самыми крупными автомобильными компаниями Германии. Производитель спорткаров поглотил компанию, собирающую «народные автомобили», задействовав рыночные махинации.
Проблемы в компании
В 90-е у Porsche были проблемы из-за мирового кризиса. На момент 1993 года компания теряла по 150 миллионов долларов в год. Дела компании стали лучше после изменения процесса производственных линий и выпуска новых моделей. Основную прибыль приносило производство Cayenne, который удачно попал в момент популяризации кроссоверов. При этом производство Cayenne не сильно отличалось от производства Volkswagen Tiguan, так как модели выпускались на одном заводе и имели одну платформу, однако Cayenne стоил в несколько раз дороже.
Рис.1. Объем продаж Porsche 1986–2002 год
P orsche начинает действовать
25 сентября 2005 Porsche покупает акции volkswagen и заявляет, что они приобрели 20 % акций volkswagen за 4,2 миллиарда долларов. Компания сделала это чтобы обезопасить производство Cayenne, так как SUV производился на крупных и относительно дешёвых линий сборки VW.
Имея 20 % акций компании volkswagen и в соответствии с отдельный закон в германии LAW (все люди или юридические лица, которые владеют более чем двадцатью процентами акций volkswagen имеют право на все принимаемые решения и естественно имеют место в совете директоров). То есть купив двадцать процентов акций porsche себя полностью обезопасила.
Porsche продолжает активно скупать акции, и к марту 2007 г. её доля в VW превышает 30 %. На этом уровне Porsche достигает операционного потолка: будучи нишевой компанией, пускай и легендарной, закупать в огромных объёмах акции крупнейшего производителя автомобилей в мире достаточно накладно.
Наступил 2008 год, беспрецедентный финансовый кризис. Во всех финансовых журналах появляются статьи, что акции volkswagen вот-вот рухнут. Ажиотаж на покупку акций volkswagen в короткую был огромен. Так на 2008 года 12,8 % всех акций volkswagen были задействованы в коротких продажах, то есть совокупный объем всех долговых обязательств медведей перед рынком был в 12,8 % от общего количества бумаг volkswagen. Все очень ждали, что акции volkswagen прям сейчас рухнут.
Рис.2. Владение акциями компании Volkswagen
Как только бы porsche вышел с заявлением, что они останавливают покупки ценных бумаг, цена тут же полетела бы вниз. Porsche созывает пресс-конференцию, на которой заявляет, что они уже владеют 40,6 %ценных бумаг акции volkswagen и разместили опционы еще на 31 %. (Опцион — это не сама бумага, это как бы намерение купить). И porsche мог выполнить это намерение и купить реальные бумаги, когда они появятся в продаже или не покупать их, но размещение опциона говорило о том, что у porsche есть деньги на покупку акций, без денег им бы это не разрешили сделать, и как только бы появился необходимый объем бумаг, они забрали бы его себе. Это была первая пресс-конференция, в которой porsche официально заявили, что они намереваются захватить полную власть над volkswagen.
Рис.3. Стоимость акций Volkswagen [1]
26 октября 2008 г. котировки VW всего за 2 дня взлетели настолько, что компания обошла по капитализации ExxonMobil и на короткий срок стала самой дорогой в мире.
Получается, что если porsche выкупает опционы, то в свободном обращении останется 6 % бумаг. У шортистов обязательств почти на 13. Физически акций на всех не хватит. При этом понятно, что не porsche, не нижняя Саксония свои бумаги продавать не будет. При том что очень большая часть этих заемных бумаг шортистов была взята в долг у porsche. Porsche с радостью одалживали бумаги шортистом, так как они понимали, что они контролируют положение, и получалось, что часть шортистов брала в долг бумагу у porsche. Продавала их на рынке тоже porsche, так как они скупали все подряд, то есть бумага никуда не двигалась, но создавалась долговое обязательство шортистов, и теперь парням нужно было закрыть обязательства, где-то купив бумагу, чтобы вернуть его porsche. Купить они могли только у porsche, так как в свободном обращении бумаг всем физически не хватало, а это значит, что porsche может ставить любую цену за бумагу, требовать возврат долга, а шортисты обязаны ее купить. И как только все это поняли, все срочно побежали покупать акции с большими убыткам, самое главное, закрыть долговую позицию. А так как бумаг физически на всех не хватало, ценник взлетел очень высоко. В первый день после объявления porsche на пресс-конференции о намерении захватить фольсваген, акции взлетел с 200 долларов до 500, а на следующий день стоимость подлетела к 1000 долларов за одну бумагу. В этот момент volkswagen на один день стал самой дорогой компанией мира, обогнав exxonmobil, которая тогда стоила 343 миллиарда долларов. А volkswagen стоил 494 миллиардов долларов. За 1 день стоимость акций и стоимость компании прыгнула на 82 %. При этом конвейер как работал, так и работал, с точки зрения производственного процесса вообще ничего не менялось. В момент скачка porsche выкинул 5 % акций на рынок, чтобы шортисты могли закрыть свои долговые обязательства, заработав миллиарды долларов. На этом акции, купленные когда-то там еще там по 100 долларов, сейчас продавались по 800, по 1000 за одну бумагу. И все это происходило просто из заявление porsche, что они готовы захватить volkswagen. Точных данных нет, но на бумаге по разным оценкам porsche вот в этом моменте заработал от 10 до 13 миллиардов долларов, а совокупные потери шортистов вот в этот день составили десятки миллиардов долларов.
Только в июне 2015 г. суд Штутгарта выдвинул обвинение в рыночных махинациях против бывшего председателя и текущего финдиректора компании Porsche. Непосредственно членов семьи Порше это дело не коснулось и по сей день.
Литература:
- URL: https://ru.investing.com/equities/volkswagen-ag