Сделки слияний и поглощений компаний автомобильной промышленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фатихова, Л. Э. Сделки слияний и поглощений компаний автомобильной промышленности / Л. Э. Фатихова, И. А. Нуртдинов, А. М. Сотников. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9282/ (дата обращения: 22.11.2024).

 

В статье исследуются тенденции рынка слияний и поглощений в мировой автомобильной промышленности. На основе систематизации зарубежного опыта выявлены основные причины и рассмотрены положительные и отрицательные стороны данного явления. Особое внимание уделено рассмотрению последствий сделок слияний и поглощений компаний автотранспортной отрасли.

Ключевые слова:слияние, поглощение, автотранспорт, отрасль.

 

Крупнейшие автомобильные концерны активно поддерживают стремительный процесс международной экономической интеграции, в результате чего меняется характер, уровень конкуренции и сама структура мировой автомобильной промышленности.

Сделки слияний и поглощений представляют собой один из важнейших способов повышения конкурентоспособности автомобильных компаний. Посредством слияний или поглощений крупные автоконцерны из развитых стран выходят на новые рынки, а компании из развивающихся стран, имеют возможность преодолеть технологическое отставание, приобретая необходимые технологии.

Международные слияния и поглощения компаний автомобильной промышленности в современных условиях стали одним из основных способов реализации стратегий развития.

Рассмотрим эту сделку как способ финансового оздоровления на примере крупных корпораций автотранспортной отрасли Daewoo и General Motors.

Финансово-промышленная группа Daewoo в 1998 году столкнулась с серьезным финансовым кризисом. Причины можно выделить следующие: азиатский финансовый кризис, политические изменения в стране, политика руководства компании и собственные финансовые просчеты. К 1999 году крупнейшая компания Южной Кореи обанкротилась с долгами приблизительно в 80 млрд. долларов. После проведенной правительством реорганизации какие-то подразделения стали независимыми, некоторые были поглощены другими компаниями, другие просто прекратили существование.

Корпорация General Motors выкупила подразделение легковых автомобилей, которое в последующем получило название GM-DAT. Руководители корпорации General Motors захотели иметь дело только с самыми преуспевающими заводами Daewoo, поэтому тщательно изучали работу различных подразделений компании. В итоге в состав объединенного предприятия вошли три завода (два в Южной Корее и один во Вьетнаме) и 9 региональных сбытовых агентств, которые располагались в странах Западной Европы и в Пуэрто-Рико.

Рассмотрим ещё один пример поглощения компанией Volkswagen компанию Porsche.

В 2008 году компания Porsche, производитель автомобилей класса люкс, продала рекордное количество единиц техники — 98652, в результате чего прибыль составила 13,5 млрд. долларов без вычета налогов. Это 136000 тыс. долларов за каждый проданный автомобиль. Получив гигантскую прибыль, генеральный директор задумал приобрести Volkswagen — крупнейшего автопроизводителя в Германии.

В то время компания Volkswagen производила в 50 раз больше автомобилей, чем Porsche. Начиная с 2005 года, небольшая компания Porsche скупала акции и опционы Volkswagen, не привлекая всеобщего внимания, а в октябре 2008 года заявила, что контролирует целых 74 % акций.

К 2008 году последствия финансового кризиса докатились до публичных рынков — это снизило вероятность того, что компании Porsche удастся найти достаточное количество средств на покупку новых акций компании Volkswagen. В короткий срок компания Porsche превратилась из охотника в добычу. Компании Porsche, остановившейся в одном шаге от приобретения компании Volkswagen, буквально через пять месяцев пришлось взять взаймы один миллиард долларов у компании, которую они намеревались купить.

Осенью 2009 года произошло слияние компаний. Компания Volkswagen приобрела автомобильный бизнес Porsche за 11,3 млрд. долларов наличными (49 % суммы было выплачено сразу же и 51 % потом, по налоговым соображениям). А в 2012 году произошло полное поглощение компании Porsche. Так закончилась семилетняя война в немецком автопроме.

В I квартале 2012 года чистая прибыль Volkswagen достигла 3,18 млрд. евро, на 86 % превысив показатель за аналогичный период прошлого года. При этом выручка концерна за этот же срок достигла 47,3 млрд евро, а продажи автомобилей достигли 2,2 млн штук. В то же время эксперты авторынка считают, что момент для сделки выбран достаточно удачный.

Рассмотрим еще один пример из истории: слияние компаний Jaguar Land Rover и Tata Motors (Индия).

Международный финансовый кризис существенно изменил позиции крупнейших мировых производителей автомобильной техники. В 2009–2013 гг. произошел ряд заметных событий в области глобальных слияний и поглощений. В кризисные годы американский концерн Ford распродал все активы британской компании Jaguar Land Rover, при этом контрольный пакет купила корпорация Tata Motors (Индия).

Еще одним из известных примеров является слияние компании Volvo Cars и холдинга Geely.

В разгар кризиса не смогла устоять известная шведская марка Volvo Cars. Ее продажи сокращались несколько лет, поэтому совет директоров концерна Ford, которому принадлежала компания ранее, в 2010 году срочно нашел покупателя контрольного пакета акций. Выбор был остановлен на автомобилестроительном холдинге Zhejiang Geely (КНР), так как китайские инвесторы предложили лучшие условия, а именно — 1,8 млрд. евро. Указанная сумма выглядела заниженной по сравнению с 6,4 млрд. евро, заплаченными в свое время американской компанией, но других вариантов у концерна Ford не оставалось. Переговоры были продолжительными, так как согласно китайскому законодательству холдинг Geely должен был получить разрешение на покупку у правительства КНР. Официально о передаче китайской стороне контрольного пакета было объявлено в августе 2010 года, т. е. спустя полтора года после начала переговоров. Как утверждают эксперты, переход компании Volvo Cars под контроль холдинга Geely пока никак не сказался ни на качестве продукции, ни на позиционировании ее продукции на автомобильном рынке. Как и прежде, шведский бренд сделал ставку на технологичность и безопасность, придерживаясь фирменной концепции в дизайне.

Из слияний и поглощений еще одним из самых заметных примеров является завершение в январе длившейся с 2009 года крупной сделки по приобретению итальянской группой Fiat S. p.A. (Fiat) акций американской компании Chrysler Group LLC. Корпорация Fiat увеличивала долю, постепенно выкупая пакеты ценных бумаг Chrysler, в том числе у правительств США и Канады. Первую долю в Chrysler, равную 20 %, корпорация Fiat приобрела в 2009 году, когда американская компания объявила о банкротстве. По состоянию на начало января 2014 года итальянской корпорации принадлежали более 58,5 % ценных бумаг компании Chrysler. Последний почти 41,46 %-ный пакет ценных бумаг был выкуплен у пенсионного трастового фонда Профсоюза работников автопромышленности США United Auto Workers (UAW Retiree Medical Benefits Trust), также известного как Veba Trust.

Рассмотрим основные причины и последствия сделок слияний и поглощений известных автомобильных компаний за период 1998–2014 гг (табл. 1).

 

Таблица 1

Данные по основным сделкам M&A автомобильных компаний

Годы слияния

Компании

Причины слияния

Последствия

1998 г.

Daewoo и General Motors

Финансовый кризис;

неграмотное руководство Daewoo

География влияния General Motors — выход на новые рынки, устранение конкурентов; экономия на масштабе — снижения издержек.

С 2008 г. по 2012 г.

Porsche и Volkswagen

Финансовый кризис

В 2011 году прибыльPorscheсоставила уже 2,05 млрд евро, а выручка — 10,9 млрд евро. За первый квартал 2015 года чистая прибыль Volkswagen достигла 3,18 млрд евро, а выручка составила 47,3 млрд евро.

2009–2013 гг.

Jaguar Land Rover и Tata Motors

Финансовый кризис

Реализация Jaguar увеличилась на 12 % по сравнению с 2012 годом, а внедорожников Land Rover — на 24 %.

2009 г.

Volvo Carsи Geely

Сокращение продаж;

финансовый кризис

Сохранение шведским брендом фирменной концепции дизайна, увеличение продаж на 80,4 %.

2009–2014 гг.

Fiat и Chrysler

Банкротство Chrysler, финансовый кризис

В 2013 году чистая прибыль Fiat составило 1,95 млрд. евро, а без учета показателей компании Chrysler получила бы убыток в 441 млн евро

 

Процесс слияния и поглощения увеличивает выручку автомобильных компаний. Так, например, выручка концерна Volkswagen в 2011 году составляла 10,92 млрд. евро. В 2013 году в концерн Volkswagen входило 12 марок автомобилей, и общая выручка составила 14,3 млрд. евро. Но не смотря на это самым прибыльным и популярным стала компания Porschе, имея ввиду тот факт, что компания Porsche только с 2012 года работает под концерном Volkswagen.

Экономические выгоды от слияния возникают только тогда, когда рыночная стоимость компании, созданной в результате слияния или поглощения, выше, чем сумма рыночных стоимостей образующих ее фирм до их объединения [1]. Эти выгоды и представляют собой синергетический эффект. Синергетический эффект может проявляться через централизацию идентичных функций, которые присутствуют на объединяемых предприятиях, эффект масштаба производства, получение преференций от федеральных и местных властей путем снижения налогов и таможенных пошлин.

Как показывает мировой опыт проведения сделок слияний и поглощений в автомобильной промышленности, одной из сложнейших стадий совершения слияния или поглощения компаний является интеграция производственных, управленческих, и человеческих ресурсов объединяемых предприятий. Данная стадия является одной из наиболее важных и требует от объединяющихся сторон детального предварительно разработанного плана действий. Основными задачами при интеграции активов являются удержание наиболее квалифицированной рабочей силы, эффективное объединение производственных мощностей, совместное использование сбытовых сетей и сетей поставок, а также процесс взаимодействия различных культур ведения бизнеса. Для эффективного завершения стадии интеграции объединяющихся компаний необходимо сформировать специальную группу из наиболее квалифицированных сотрудников объединяющихся компаний, основными функциями которой будут формирование новой общей корпоративной культуры, использование опыта объединяющихся компаний в различных направлениях ведения бизнеса, и на основании данного опыта составления плана среднесрочного и долгосрочного развития объединенного предприятия;

Анализ мирового опыта сделок слияния и поглощения компаний автомобильной промышленности показывает, что в любой сделке при принятии стратегических решений всегда присутствует субъективность либо высшего управленческого звена, либо собственников объединяющихся предприятий. Данная субъективность не всегда способствует эффективному завершению сделки и последующей интеграции активов компаний. Более того, зачастую субъективность принятия решения в сделках слияния и поглощения компаний приводит к финансовым и кадровым потерям, вследствие недостаточно продуманных действий.

В заключение хотелось бы отметить, что в российской автомобильной промышленности за последние годы сформировалось нелегкое положение. Увеличение зарубежных производителей в России, которое ведет к насыщению автомобильного рынка, формирует большое количество трудностей и проблем для отечественного автопрома [2]. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает изучение зарубежного опыта сделок слияний и поглощений в автомобильной промышленности для российских автопроизводителей с целью интеграции в мировую экономику.

 

Литература:

 

  1.                Экономический анализ слияния/поглощения компаний: научное издание / Д. А. Ендовицкий, В. Е. Соболева. — М.: КНОРУС, 2010. — 446 с.
  2.                Фатихова Л. Э., Ахтямов Б. Ф. Современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс].
  3.    Слияние и поглощение концернов автомобиля [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.topgearrussia.ru/176190/358bf214.html. Заглавие с экрана. — (Дата обращения 15.11.2015).
  4.    Слияния и поглощения как способ финансового оздоровления компаний [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cfin.ru/investor/m_and_a/financial_recovery.shtml. Заглавие с экрана — (Дата обращения 14.11.2015).

5.       Мировой рынок: поглощение и слияние в автомобильной промышленности в 2014 году [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://ukrmach.dp.ua/2015/01/08/mirovoj-rynok-pogloshheniya-i-sliyaniya-v-avtomobilnoj-promyshlennosti-v-2014-godu.html Заглавие с экрана — (Дата обращения 14.11.2015).

  1.    Автомобильные бренды: кто кому принадлежит[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.km.ru/avto/content/mirovoi-avtoprom-kak-zerkalo-globalizatsii.Заглавие с экрана — (Дата обращения 15.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): компания, финансовый кризис, млрд евро, поглощение компаний, автомобильная промышленность, поглощение, американская компания, млрд, чистая прибыль, Южная Корея.

Ключевые слова

отрасль, автотранспорт, слияние, поглощение, отрасль.

Похожие статьи

Специфические особенности процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке

В статье рассмотрены процессы слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, актуальность изучения процессов слияний и поглощений, связана, прежде всего, с высоким уровнем социальной значимости рынка, присущим фармацевтическому рынку.

Изучение мирового опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке

Процессы слияний и поглощений компаний, которые происходят в экономике, способны изменять структуру рынка, влиять на процесс ценообразования на рынке. Анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке актуален именно потому, что...

Потребительское кредитование в России: проблемы и перспективы

Статья «Потребительское кредитование в России. Проблемы и перспективы» раскрывает вопрос потребительского кредита населению, а также освещает актуальные проблемы в данной сфере. В теоретической части раскрыта основная профессиональная терминология и ...

Обзор международного и российского опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке

В статье рассматриваются крупнейшие сделки по слияниям и поглощениям на мировом фармацевтическом рынке. Процессы слияний и поглощений происходящие на фармацевтическом рынке, изменяют его структуру, а также влияют на концентрацию участников, и изменяю...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Совершенствование системы оценки эффективности сделок с активами между российскими и зарубежными нефтегазовыми компаниями

В данной статье отражена проблематика оценки эффективности сделок с активами между российскими и зарубежными нефтегазовыми компаниями. Перечислены основные виды подходов оценки бизнеса, классификация сделок с активами, виды эффектов, вызываемые реали...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Заключение договоров купли-продажи с применением цифровых средств: правовые аспекты, проблемы и перспективы развития

Данный научный материал посвящен изучению правовых аспектов заключения договоров купли-продажи с использованием цифровых средств. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются стороны при проведении подобных сделок, а также анал...

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Похожие статьи

Специфические особенности процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке

В статье рассмотрены процессы слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, актуальность изучения процессов слияний и поглощений, связана, прежде всего, с высоким уровнем социальной значимости рынка, присущим фармацевтическому рынку.

Изучение мирового опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке

Процессы слияний и поглощений компаний, которые происходят в экономике, способны изменять структуру рынка, влиять на процесс ценообразования на рынке. Анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке актуален именно потому, что...

Потребительское кредитование в России: проблемы и перспективы

Статья «Потребительское кредитование в России. Проблемы и перспективы» раскрывает вопрос потребительского кредита населению, а также освещает актуальные проблемы в данной сфере. В теоретической части раскрыта основная профессиональная терминология и ...

Обзор международного и российского опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке

В статье рассматриваются крупнейшие сделки по слияниям и поглощениям на мировом фармацевтическом рынке. Процессы слияний и поглощений происходящие на фармацевтическом рынке, изменяют его структуру, а также влияют на концентрацию участников, и изменяю...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Совершенствование системы оценки эффективности сделок с активами между российскими и зарубежными нефтегазовыми компаниями

В данной статье отражена проблематика оценки эффективности сделок с активами между российскими и зарубежными нефтегазовыми компаниями. Перечислены основные виды подходов оценки бизнеса, классификация сделок с активами, виды эффектов, вызываемые реали...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Заключение договоров купли-продажи с применением цифровых средств: правовые аспекты, проблемы и перспективы развития

Данный научный материал посвящен изучению правовых аспектов заключения договоров купли-продажи с использованием цифровых средств. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются стороны при проведении подобных сделок, а также анал...

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...