В статье рассматриваются разработанные и успешно апробированные в учебном процессе стратегии упреждающей подготовки студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенты транспортного вуза, инновационная профессиональная деятельность.
Железнодорожный транспорт Российской Федерации — высокоэффективно функционирующая и динамично развивающаяся отрасль народного хозяйства. При этом доминирующим фактором прогрессивного развития отрасли является целенаправленная инновационная деятельность специалистов транспортных предприятий, инженерно-технических работников и ученых отраслевых проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций железнодорожного транспорта. Учитывая эту прогрессивную и все возрастающую тенденцию, кадровые службы предприятий и учреждений железнодорожного транспорта при конкурсном отборе на работу молодых специалистов предъявляют высокие требования к уровню их готовности к предстоящей инновационной профессиональной деятельности.
Отвечая на этот вызов времени и стремясь удовлетворить потребности работодателей, в Самарском государственном университете путей сообщения была разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс компетентностная практико-ориентированная технология формирования у студентов готовности к инновационной профессиональной деятельности в подготовке специалистов по специальности «Подвижной состав железных дорог» [1]. Высокая эффективность и целесообразность использования компетентностной практико-ориентированной технологии формирования у студентов готовности к инновационной профессиональной деятельности была обеспечена использованием ряда ниже рассмотренных рациональных стратегий выбора альтернативных методических приемов и средств ее практической реализации.
Стратегия освоения умений и практических навыков выявления технических противоречий между научно-техническим уровнем существующего усовершенствуемого/модернизируемого технического объекта n-го поколения, утратившего за время своей эксплуатации конкурентоспособность и технико-экономическую прибыль и современным новейшим уровнем науки и технике, на основе которого спроектированный инновационный технический объект (n+1)-го поколения будет наукоемким и конкурентоспособным на мировом рынке товаров. Эта стратегия базируется на анализе диалектической закономерности эволюции развития технических объектов на всех этапах жизненного цикла инжиниринга [2], а на основе выявленных технических противоречий формируется проблема инновационной инженерной разработки.
Стратегия овладения практическими навыками поиска аналогов и прототипов усовершенствуемого/создаваемого технического объекта путем организации проведения патентных исследований в отечественных и зарубежных патентных фондах и библиотеках с уточнением раздела, класса, группы и подгруппы технического объекта в соответствии с Международным классификатором изобретений [3].
Стратегия формирования у студентов умений и практических навыков предусматривает проведение функционально-ресурсного и функционально-стоимостного анализа для выявления у прототипа усовершенствуемого технического объекта деталей или конструктивных узлов, которые требуют или полной замены, или кардинального улучшения параметров, из-за которых технический объект n-го поколения утратил свою конкурентоспособность.
Стратегия формирования у студентов умений поиска идей инновационных конструкторско-технологических решений технических объектов нового (n+1)-го поколения за счет освоения метода анализа предметно-ответных контрольных вопросов, использования типовых эвристических приемов, приобретения опыта участника или модератора сеансов мозгового штурма [3].
Стратегия овладения студентами умениями и навыками использования метода морфологического синтеза-анализа для нахождения оптимальных много критериальных решений по используемому конструкционному материалу, по габаритам, по форме, видов сочленения деталей и узлов разрабатываемых инновационных объектов нового (n+1)-го поколения.
Стратегия освоения студентами умений правовой защиты своих инновационных конструкторско-технологических разработок — объектами интеллектуальной собственности путем написания и оформления официальных заявок в Роспатент на получение патента на изобретение или полезную модель, описания инновационного технического объекта и формулы изобретения.
Стратегия освоения студентами умений составления, редактирования и технического оформления аргументированных и лаконичных отчетов по выполненным инновационным инжиниринговым разработкам, а также эффективные компьютерные презентации с аргументированными доказательствами престижности, технико-экономической эффективности и конкурентоспособности разработанного инновационного объекта.
Спроектированная на основе рассмотренных стратегий компетентностная практико-ориентированная технология формирования у студентов транспортного вуза готовности к инновационной профессиональной деятельности при ее внедрении в учебный процесс подтвердила высокую эффективность функционирования [1].
Проведенный в конце 9 семестра обучения формирующий эксперимент со студентами экспериментальной группы, обучающихся по специальности «Подвижной состав железных дорог» показал, что 14 % студентов готовы к предстоящей инновационной профессиональной деятельности на высоком уровне, 28 % — на повышенном уровне и 42 % на базовом (пороговом) уровне, что убедительно свидетельствует о высокой результативности технологии и целесообразности ее применения [1].
Литература:
- Чугунова С. В., Овчинникова Л. П., Коркина С. В. Экспериментальные исследования по определению сформированности уровней готовности студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности// Современные наукоемкие технологии, № 11,2020. С.224–228.
- Половинкин А. И. Основы инженерного творчества: учебное пособие. - М.:Из-во ЛАНА,4 -е издание,2018 -368с.
- Михелькевич В. Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества /Серия «Высшее профессиональное образование-Ростов на Дону: ФЕНИКС.2004 -320с.
- Казаков Ю. В. Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие. - М.МАСТЕРСТВО.2008 -176с.