В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к групповой деятельности.
Ключевые слова: адаптация, адаптивность, адаптация студентов к учебной деятельности в вузе.
The article studies the dynamics of socio-psychological adaptation of first-year students to educational activities at the university. The study is aimed at identifying the adaptability of first-year students to educational activities and adaptability to group activities.
Keywords: adaptation, adaptability, adaptation of students to educational activities at the university.
В современных условиях глобальной информатизации одним из условий эффективной работы специалистов является своевременная и успешная адаптация в профессиональной среде. Правильный выбор профессии, продуманный подход к выбору вуза становятся решающим фактором адаптации студентов сначала к учебной группе, а затем и к образовательной деятельности в целом. В традиционном учебном процессе все чаще используются инновационные технологии, а самостоятельная работа становится едва ли не основным видом учебной деятельности студентов.
Вчерашние студенты не всегда готовы к такому резкому изменению ситуации, не умеют быстро реагировать на все требования преподавателей и часто терпят неудачу. Определение психодиагностических мероприятий по социально-психологической адаптации студентов в вузе можно рассматривать как одну из актуальных задач психологической службы высшего образования.
Целью работы является выявление и описание особенностей психологической адаптации. Предметом исследования является социально-психологическая адаптация личности. Тема-динамика психологической адаптации в вузе у студентов первого курса. Психологические особенности первокурсников непосредственно влияют на процесс их адаптации, как адаптации к новым условиям жизни, так и социальных взаимодействий. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием структур личности, интеллектуальной системы, ее психических свойств, а также большим количеством опухолей.
Большой объем информации, чрезмерное разнообразие и однообразие, необходимость рационального планирования рабочего времени для самостоятельной работы, владение своими индивидуальными способностями, неудовлетворительная познавательная активность и критика обстоятельств и рисков принятия решений-новые условия, к которым необходимо адаптироваться. Для этого все участники образовательного процесса вуза в первые дни обучения должны помогать студентам, направленным на преодоление трудностей, возникающих во всех аспектах их адаптации.
Успешная, эффективная и оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в университете является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и будущего специалиста. Этот период иногда связан с радикальным распадом существующих представлений, привычек, необходимостью изменить и реорганизовать свое поведение и деятельность, «войти»в новые условия. Большой вклад в изучение адаптации внесли такие ученые, как В. Бакли, Ф. Б. Березин, П. С. Грейв, И. С. Кон, Е. С. Маркарян, А. В. По их мнению, адаптация — это не только состояние человека, но и процесс, в ходе которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влияниям и влияниям социальной среды.
Социально-психологическая дезадаптация студента — это изменение его социального статуса и поведения, связанное с психогенным формированием его личности и усложняющее процесс его профессионализации на этапе обучения. В современных исследованиях такие проблемы рассматриваются в концепциях социально-профессиональной, профессиональной, психофизической и межкультурной адаптации» [2, с. 43]. Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации студентов-первокурсников в вузе проводилось с использованием методики Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптация студентов в вузе» [4].
Методика проводилась два раза, в начале года и перед сессией среди 30 студентов первого курса направления подготовки «Психология». Результаты диагностики социально-психологической адаптации обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Низкие показатели адаптации |
Высокие показатели адаптации |
||||
Адаптированность к учебной группе |
Адаптированность к учебной группе |
Адаптированность к учебной группе |
Адаптированность к учебной группе |
||
В начале учебного года |
76,7 % |
77 % |
23,3 % |
23 % |
|
Перед сессией |
73,3 % |
90 % |
26,6 % |
10 % |
|
В начале обучения 77 % респондентов имеют низкий показатель адаптации к учебной группе. Большинство предметов имеют низкие показатели адаптации как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Низкие показатели адаптации к учебной группе указывают на трудности в общении с сокурсниками. Ученик держится на расстоянии, проявляет сдержанность в отношениях. Низкие показатели адаптации к учебной деятельности указывают на то, что ученик испытывает трудности в овладении академическими предметами и выполнении образовательных задач; ему трудно говорить на уроке, выражать свои мысли. При необходимости такой ученик не может задать учителю ни одного вопроса.
По многим предметам он нуждается в дополнительных советах, не может показать свою индивидуальность и навыки на тренировках. Динамика изучаемых показателей в ходе первого сеанса невелика, 73 % учащихся сохраняют признаки несоответствия, демонстрируют психологические травмы в определенных ситуациях, отсутствие приспособляемости к изменениям интенсивности нагрузок, неспособность к мобилизации.
Полученные результаты показывают актуальность мониторингов психодиагностической работы, посвященной проблеме адаптации студентов к учебе в университете, их способности восстанавливать педагогическую и профессиональную деятельность, выстраивать систему взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Исследование показало, что адаптация первокурсников в университете очень сложна. Студенты первого года обучения испытывают трудности с адаптацией к учебной группе и учебной деятельности как ведущим видам деятельности в этот период профессионализации.
Литература:
- Гальмук Н. А. Педагогические условия личностно-ориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук. — Тамбов, 2008. — С.5–24.
- Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации учебное пособие / Ю. В. Жегульская. — Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. — 116 c. –
- Бейлина, Н. С. Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе / Н. С. Бейлина, Е. Ю. Двойникова. — Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология: [сетевой научный журнал]. — 2020. — Т. 8, № 3. — Библиогр. в конце ст. (10 назв.).
- Росляков А. Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. — № 3.– С. 47–49.
- Терещенко А. Г. изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. — Иркутск, 2006. — С. 89–103.
- Ткачева Г. В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — вуз». — М.: Прогресс, 2003. –240 с.
- Елгина, Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе / Л. С. Елгина. — Текст: электронный // Отношения: [сайт]. — URL: https://otnoscheniya.com/other/adaptirovannost-studentov-v-vuze.html (дата обращения: 04.10.2021).