Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 02.04.2018

Статья просмотрена: 1621 раз

Библиографическое описание:

Балабанова, А. М. Особенности адаптации студентов в вузе / А. М. Балабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49242/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной сессии.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, студенты

The article presents the dynamics of social-psychological adaptation of first-year students to the university. The indicators of adaptation to learning activity and a group of students at the beginning of the first semester and during the first test-examination session are considered.

Key words: socio-psychological adaptation, educational activities, students

В современных условиях глобальной информатизации одним из условий эффективной деятельности специалистов является своевременная и успешная адаптация в профессиональной среде. Правильный выбор профессии, продуманный подход к выбору университета становятся решающим фактором в адаптации студентов сначала к учебной группе, а затем к учебной деятельности в целом. В традиционном учебном процессе все более широко используются инновационные технологии, самостоятельная работа становится практически основным типом учебной деятельности студентов. Вчерашние выпускники школ не всегда готовы к такому резкому изменению ситуации, не знают, как быстро реагировать на все требования учителей, часто терпят неудачу. Определение психодиагностических мероприятий, посвященных социально-психологической адаптации студентов в вузе может рассматриваться как одна из актуальных задач психологической службы высшей школы. Цель работы — выявить и описать особенности психологической адаптации. Объект исследования — социально-психологическая адаптация личности. Предмет — динамика психологической адаптации в ВУЗе у студентов первых курсов.

Психологические особенности первокурсников оказывают непосредственное влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности и социальных взаимодействий. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием личностных структур, интеллектуальной системы, их психических характеристик, а также большого числа новообразований. Большое количество информации, чрезмерное разнообразие и монотонность, необходимость рационального планирования своего рабочего времени для самообучения, обладания их индивидуальными способностями, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика обстоятельств и риска принятия решений — все это новые условия, к которым нужно приспособиться. Для этого всем участникам образовательного процесса университета в первые дни обучения необходимо помочь студентам, направленным на преодоление трудностей, возникающих во всех аспектах их адаптации. Успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников в жизни и учебе в университете является ключом к дальнейшему развитию каждого студента как человека и будущего специалиста. Этот период иногда связан с коренным распадом существующих идей, привычек, необходимостью изменить и реорганизовать свое поведение и деятельность, «вступить» в новые условия.

Большой вклад в изучение адаптации внесли такие ученые, как У. Бакли, Ф. Б. Березин, П. С. Грейв, И. С. Кон Е. С. Маркарян, А. В. Петровский, и другие. По их мнению, адаптация — это не только состояние человека, но также процесс, в ходе которого социальный организм приобретает равновесия и устойчивость к воздействию и воздействию социальные среды. Социально-психологическая «дезадаптация студента это изменение его социального статуса и поведения, связанное с психогенным формированием его личности, и затрудняющее процесс его профессионализации на этапе обучения. В современных исследованиях такая проблематика рассматривается в понятиях социально-профессиональной, профессиональной, психофизической и межкультурной адаптации» [2, с. 43].

Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации первокурсников в вузе проводилось с помощью методики Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе» [4]. Методика проводилась два раза, в начале года и перед сессией среди 30 студентов первого курса направления подготовки «Психология». Результаты диагностики социально-психологической адаптации обобщены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика социально-психологической адаптации студентов вгруппе

Низкие показатели адаптации

Высокие показатели адаптации

Адаптированность кучебной группе

Адаптированность кучебной деятельности

Адаптированность кучебной группе

Адаптированность кучебной деятельности%

В начале учебного года

76,67 %

77 %

23,33 %

23 %

Перед сессией

73,33 %

90 %

26,67 %

10 %

В начале обучения 77 % респондентов имеют низкий показатель адаптированности к учебной группе. Большая часть испытуемых имеют низкие показатели адаптированности как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытуемых студентов трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости такой студент не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.

Динамика изучаемых показателей в период первой сессии не велика, 73 % студентов сохраняют признаки дезадаптации, показывая психологическую травматичность ситуаций оценивания, не приспособленность к изменению интенсивности нагрузок, неумение мобилизоваться.

Полученные результаты показывают актуальность мониторинговых мероприятий психодиагностической работы, посвященных проблеме адаптации студентов к обучению в вузе, способности их перестроить учебно-профессиональную деятельность, выстроить систему отношений с педагогами и сокурсниками. Исследование показало, что адаптация первокурсников в вузе проходит со значительными затруднениями. Студенты-первокурсники испытывают трудности в адаптации к учебной группе и к учебной деятельности, как ведущим типам деятельности этого периода профессионализации.

Литература:

  1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. –СПб.: Речь., 2005. — 398с.
  2. Бородина И. И. Поведенческие паттерны в диагностике социально- дезадаптированных студентов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6). С. 42–47.
  3. Граве П. С. Об адаптации в живых системах. — Рига: Зинатне, 1972.
  4. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В., Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml [Методика исследования адаптированности студентов в вузе / 2010–2]
  5. Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 2005. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная группа, студент, вуз, показатель, психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация студентов.


Похожие статьи

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе

В статье автором рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, трудности, встречаемые на начальном этапе обучения в вузе, а также определяются меры по профилактике дезадаптационных процессов в среде студентов...

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса

В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Обнаружены проблемные зоны, которые должны стать мишенью коррекционных интервенций.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает с...

Похожие статьи

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе

В статье автором рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, трудности, встречаемые на начальном этапе обучения в вузе, а также определяются меры по профилактике дезадаптационных процессов в среде студентов...

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса

В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Обнаружены проблемные зоны, которые должны стать мишенью коррекционных интервенций.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает с...

Задать вопрос