В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адаптации (по Саблину) а также её виды. Рассмотрены исследования, раскрывающие взаимосвязь уровня развития личностных факторов и уровня адаптации.
Проблема адаптации студентов первокурсников в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Успешная адаптация студентов первокурсников имеет большое практическое значение, так как от неё во многом зависит академическая успеваемость, психологическое благополучие и профессиональная идентичность. Образовательный процесс в ВУЗе необычайно динамичен, он изменчив и требует студента приспосабливаться к новым условиям. Отмечается существенный разрыв между образовательным процессом в ВУЗе и в школе, в его формах, темпе, взаимоотношениях с педагогом.
Образовательный процесс — это профессионально организованный двусторонний процесс взаимодействия обучающегося и педагога, в котором происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. [1] Образовательный процесс включает в себя взаимодействие с педагогами, усвоение новых знаний, построение отношений со сверстниками, адаптацию в новой социальной среде.
Образовательный процесс вуза существенно отличается от образовательного процесса в школе, он характеризуется высокой учебной нагрузкой, намного более высокими, чем в школе требованиями к самодисциплине и самоорганизации студента, иным форматом занятий (лекции, семинары, практические работы). Обучение в вузе заставляет студента проявлять многозадачность, гибкость ума и коммуникативные способности для установления отношений со сверстниками и преподавателями. Ввиду вышеперечисленных отличий, у студентов могут возникнуть сложности в адаптации, а на их фоне — непроходящая усталость, повышенная тревожность, нежелание осваивать выбранную профессию и учиться в ВУЗе.
Термин «адаптация» (от латинского «adaptation» — приспособление, прилаживание) впервые был введен немецким учёным Г. Аубергом в 1865 году, термин получил широкое распространение как в естественных, технических, так и общественных науках.
В зависимости от вида взаимодействия человека с окружающей средой, можно выделить следующие виды адаптации: профессиональную, социально-психологическую, социальную, психологическую, физиологическую и биологическую.
Социально-психологическая адаптация — это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека: семьи, учебной группы, компании сверстников, трудового коллектива. Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности. [5]
Среди факторов, оказывающих наиболее важное влияние на процесс адаптации в вузе, можно выделить три направления: педагогическое, психологическое и социологическое.
К педагогическим факторам относятся педагогическое мастерство преподавателя, организация учебной среды, материально-техническая база.
Психологические факторы, оказывающие влияние на адаптацию следующие: направленность личности, мотивация к обучению.
Перечень социологических факторов включает в себя возраст студента, семейное и социальное положение. [3]
В. С. Саблин выделяет три стадии адаптации в ВУЗе. Основным показателем для определения стадии служит наблюдаемое поведение индивида во взаимоотношениях с другими членами группы.
Первая стадия — ориентировочная — противоречия между реальным положением дел и ожиданиями, представлениями адаптирующейся личности. Характерна сдержанность, скромность в поведении и общении.
Вторая стадия — истинной адаптации — на этой стадии личность оценивает степень несоответствия и вырабатывает стратегию общения и поведения, приемлемую для данной группы.
Третья стадия — стабилизация — характеризуется установлением равновесия между социальным окружением и личностью. Для адаптирующейся личности это и есть состояние адаптации. [5]
Так как социально-психологическая адаптация личности процесс многогранный, то на нее влияет множество факторов, такие как: осознанное отношение к учёбе, навыки самоорганизации, а также личностные факторы.
Взаимосвязь уровня тревожности и адаптации в ВУЗе изучает В. В. Зашихина [2], согласно её исследованию, у 92 % студентов с повышенной тревожностью возникают сложности в адаптации к учебному процессу в высшей школе.
Связь и влияние стрессоустойчивости на социально-психологическую адаптацию студентов-первокурсников к условиям ВУЗа описывается работе А. Э. Агаевой [1] В ходе исследования, было выявлено влияние стрессоустойчивости на уровень социально-психологической адаптации. Студенты с более низким уровнем стрессоустойчивости, чаще испытывают сложности с адаптацией в учебной и коммуникативной среде ВУЗа.
Проблему социально-психологической адаптации личности в контексте преодоления ею сложных и стрессовых ситуаций изучают И. В. Малышев и С. В. Галаев [4] Представлены результаты анализа социально-психологических характеристик адаптации личности и основных копинг-поведенческих стратегий студентов младших курсов. Установлена взаимосвязь изучаемых явлений — представленные результаты исследования указывают на взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческой стратегии. Это отчетливо проявляется в большинстве выявленных корреляционных связей у студентов, отражающих разные способы преодоления сложных стрессовых ситуаций.
Исходя из вышесказанного, можно заключить что феномен адаптации многогранный и индивидуальный процесс, зависящий от множества факторов, как личностных, так и социальных. Представляется затруднительным выделить конкретные факторы, наличие которых могло бы гарантировать успех в адаптации в ВУЗе, однако изучая работы отечественных психологов и педагогов, становится ясно, что благотворное влияние могут оказывать следующие личностные факторы: высокий уровень развития внимания, принятие норм и ценностей ВУЗа, адекватная самооценка, благоприятные отношения в семье и со сверстниками, социальный интеллект, а также низкий уровень тревожности.
Литература:
- Агаева А. Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1221–1225.
- Зашихина В. В. Физиологические аспекты адаптации к стрессогенным ситуациям при обучении в вузе / В. В. Зашихина, Т. В. Цыганок // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 4–3. — С. 629–633.
- Кузьмишкин, А. А. Адаптации студентов первого курса в вузе -Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 933–935
- Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг поведения студентов в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61–70.
- Реан А. А., Баранов А. А., Кудашев А. Р. Психология адаптации личности — М. Прайм-Еврознак, 2008 г. — 480 с.
- Саблин В. С. Психология человека.- М.: Мысль, 2004. — 250 с.