Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме

Среднее профессиональное образование
29.03.2019
42
Поделиться
Библиографическое описание
Загуменный, И. С. Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме / И. С. Загуменный. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4067/.


Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит их психологический комфорт, мотивация учебно-профессиональной деятельности, ее направленность и характер на последующих курсах.

Ключевые слова: адаптация, высшее учебное заведение, социализация, учебный процесс.

А. А. Налчаджян считает, что адаптация — «это социально-психологический процесс, который приводит к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности». [1, с. 13–16]

А. А. Реан утверждает, что адаптация — «активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации» [2].

По мнению А. В. Петровского адаптацию можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [3].

Адаптация является новой ступенью социализации. Социализация же, в свою очередь, — это необходимое условие адаптации. Она подготавливает адаптацию, создает для нее почву, так как несоциализированный человек не способен адаптироваться к социуму.

Вторая точка зрения по данному вопросу: и социализация, и социальная адаптация представляют взаимосвязанные, но при этом абсолютно самостоятельные процессы, которые в ходе социального становления и утверждения личности взаимодополняют друг друга.

Под социализацией «понимается процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду». [4, с. 89]

Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы классного руководителя первокурсников является:

Классные руководители адаптации провести анкетирование студентов-первокурсников в техникуме, дает соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам.

Примеры анкет

АНКЕТА № 1

  1. ФИО (полностью)
  2. Телефон
  3. Адрес проживания
  4. Что повлияло на выбор специальности?
  5. Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
  6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?
  7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
  8. Предстоящее изучение каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?
  9. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

− здоровье

− материальное благополучие

− уважение окружающих

− удовольствие, развлечения

− другое (укажите)

  1. Любимые предметы
  2. Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы?
  3. Любимое занятие, хобби, таланты
  4. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
  5. Первые впечатления о группе, колледже

АНКЕТА № 2

  1. ФИО (полностью)
  2. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
  3. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
  4. Какие трудности вы сейчас испытываете?
  5. После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
  6. Вы с желанием идете в колледж?
  7. Что вы скажете о своей учебе?
  8. Самые интересные предметы
  9. По сравнению со школой учусь лучше или хуже
  10. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
  11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

− здоровье

− материальное благополучие

− уважение окружающих

− удовольствие, развлечения

− другое (укажите)

  1. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
  2. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

− активно участвую

− не участвую совсем (почему)

− изредка участвую

  1. В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в техникуме?

Третья точка зрения сводит социальную адаптацию к чему-то более узкому, в отличие от более широкого понятия — социализации. По мнению Г. М. Андреевой, последняя представляет двусторонний процесс. С одной стороны, под социализацией следует понимать процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду.

Анализируя результаты анкетирования, можно сказать, что сложность заключается в трудностях с учёбой и знакомством с группой и педагогическим составом. Студенты, у которых возникали трудности, справлялись с ними благодаря взаимодействию с одногруппниками. Они пытались подстроиться под новые условия обучения, поэтому старались наладить контакты в группе.

Чтобы избежать возникновения данных проблем, кураторам первокурсников на начальных этапах следует сформировать профессиональный интерес у студентов посредством выявления причин поступления в данное образовательное учреждение, определения сознательности выбора места обучения и профессии. Всё это можно осуществить с помощью определённых методик по адаптации первокурсников.

Литература:

  1. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян; под ред. Э. А. Александрова. — Ер.: Изд-во АнАрмССР, 1988. — 263 с.
  2. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2008, 479 с.
  3. Петровский, A. B. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский.—М.: Горбунок, 1992.—223 с. Бершова Л. В. Адаптация работников в новых условиях/Л. В. Бершова //Справочник кадровика. 2001. -No6. -105–110 с.
  4. Самара Г. Н. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций / Г. Н. Самара, Д. С. Петров. — М.: ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004. — 205 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
адаптация
высшее учебное заведение
социализация
учебный процесс

Молодой учёный