Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Лисовская, А. И. Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности / А. И. Лисовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 221-226. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58489/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье рассмотрены критерии оценки эффективности организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей, на примере Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. Проектная деятельность способствует формированию у учащихся готовности к творчеству, к самостоятельному и осознанному выбору профессии. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в процессе проведения исследований по выявлению эффективности внедрения в образовательный процесс проектирования как педагогической технологии для формирования готовности учащихся к проектной и профессионально-ориентированной деятельности была выявлена необходимость оценки проектной деятельности. В статье представлены итоги двухгодичного эксперимента, рассмотрены и проанализированы результаты на примере двух групп учащихся: контрольной и экспериментальной. На стадиях констатирующего и формирующего эксперимента выявлены уровни сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной готовности учащихся к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. Обоснована важная роль применения проектной технологии и эффективность критерий оценки в работе с учащимися. Предложенные критерии оценки сформированности навыков проектной деятельности разработаны для данного эксперимента, апробированы, подробно проанализированы и описаны. Прослеживается научная, социальная и практическая значимость проделанной экспериментальной работы и дана оценка ее результатов. Выявлена и прослеживается связь проектной деятельности с формированием профессионально-ориентированного подхода к образованию учащихся. Выводы по результатам проведенных исследований помогут педагогическим работникам в организации проектной деятельности учащихся и будут способствовать формированию знаний и навыков исследовательской деятельности, которые пригодятся будущим студентам при обучении в вузах.

Материалы статьи могут иметь широкое применение в практике образовательных учреждений при организации проектной деятельности учащихся.

Ключевые слова: модернизация образования, критерии оценки, оценка эффективности, проектная технология, эксперимент, профессионально-ориентированная деятельность.

Модернизация российского образования нацелена в сторону повышения его эффективности, используя инновационные технологии, которые способствуют качеству современного образования. [12, с. 198] В связи с этим возрастает потребность в инновационных технологиях и методиках, направленных на формирование у обучающихся творческих способностей, профессиональных компетенций, возможностей разработки и реализации научно-технических проектов.

Стратегическая цель образовательных учреждений — создать учащимся возможность инновационного развития, предоставив проектную деятельность как технологию творчества и профессионального самоопределения. [17, с.89] Потребность в таких технологиях растет и изменяет представление о традиционной системе образования, формируя необходимые компетенции обучающихся для выбора будущей профессии.

Как показывают ученые и практики в организации проектной деятельности учащихся (Буйлова Л. Н., Галицков С. Я., Михелькевич В. Н. и др.), действительно проектные технологии способствуют всестороннему развитию познавательной, исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Также метод проектов в современном отечественном образовании рассматривается как социально значимый и профессионально ориентированный подход к выстраиванию дальнейшего образовательного маршрута учащегося.

В последнее время в системе дополнительного образования детей активно внедряется практика проектной деятельности. Поэтому материалы данной статьи нацелены на освещение опыта работы Центра детского творчества «Радуга успеха» по формированию у учащихся готовности к профессионально-ориентированной проектной деятельности и представляют критерии оценки эффективности проектной деятельности учащихся. [3, с.280]

Методика исследований

С целью выявления эффективности функционирования технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности в октябре 2016 г. проводились экспериментальные исследования на базе Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. В эксперименте участвовал 161 учащийся, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа (выборка 82 человека) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ, успешно совмещающие свои занятия в школе с творческой проектной деятельностью в объединениях «Трассовый автомоделизм», «Комнатные летающие авиамодели». Проектная творческая деятельность учащихся контрольной группы организована по традиционной технологии наставничества. [10, с.389; 15, с.153]

Экспериментальная группа (79 человек) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ города, совмещающие занятия в школе с творческой проектной деятельностью в Центре детского творчества «Радуга успеха» в объединениях «Робототехника», «Скоростные автомодели», «Авиамоделизм». Проектная творческая деятельность учащихся экспериментальной группы организована и реализуется по разработанной нами инновационной педагогической технологии.

Результаты эксперимента

Учащиеся обеих групп прошли тестирование на выявление у них уровней сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. [6, с.157; 1, 202]

Поскольку априори известно, что большинство учащихся поступили в Центр детского творчества, не имея опыта проектной деятельности и навыков выполнения трудовых операций по изготовлению макетов, моделей и опытных образцов и профессионально-ориентированных объектов, то экспертные оценки по сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонента готовности делались по результатам собеседований с учащимися.

Обобщенные полученные данные по показателям уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительно-сопоставленные показатели по уровням сформированности когнитивного, операционального идеятельностного компонента готовности учащихся контрольной иэкспериментальной групп творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента

Состав группы

Показатели

Уровни показателей сформированности

Ниже базового

Базовый (граничный)

Повышенный

Высокий

Контрольная группа

(82 человека)

% к выборке

65,8

23,2

7,3

3,7

Экспериментальная группа

(79 человек)

% к выборке

67,1

21,5

6,3

5,1

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, можно сделать следующие выводы:

  1. Из общей выборки, поступивших на обучение в Центр детского творчества «Радуга успеха» г.о. Самара, только 5–7 % учащихся подготовлены к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. Эту малочисленную группу составляют творчески одаренные учащиеся в области науки и техники, получившие творческую трудовую подготовку либо в семьях, либо в некоторых общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов. Подавляющее же большинство учащихся в начале обучения в Центре детского творчества имеют большое желание, мотивацию, но подготовленность к творческой деятельности ниже базового (граничного) уровня. [11, с.41; 16, с.45] Сказанное еще раз свидетельствует об актуальности и своевременности проблемы нашего исследования.
  2. Показатели ранговых уровней готовности (высокого, повышенного, базового (порогового), ниже базового) сформированности у учащихся контрольной и экспериментальной групп примерно одинаковы, что свидетельствует о правильности подбора состава этих групп.

Формирующий эксперимент проводился на базе Центра детского творчества «Радуга успеха» г.о. Самара в течение двух лет. В процессе эксперимента осуществлялась апробация и внедрение в образовательный процесс инновационной педагогической технологии проектирование для формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. [20, с.238; 14, с.283]

Итоговый срез формирующего эксперимента был проведен в сентябре 2018 года путем тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп по описанным выше методикам и тестам.

Результаты тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп по выявлению показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровней сформированности когнитивного, операционального идеятельностного компонентов готовности ктворческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента

Компонент готовности

Группы

Показатели

Уровни показателей сформированности компонентов

Ниже базового

Базовый (граничный)

Повышенный

Высокий

Когнитивный

Контрольная

Чел.

4

41

22

15

%

4,9

50

26,8

18,3

Экспериментальная

Чел.

3

9

44

23

%

3,8

11,4

55,7

29,1

Операциональный

Контрольная

Чел.

4

39

23

16

%

4,9

47,7

26,9

19,5

Экспериментальная

Чел.

2

8

45

24

%

2,5

10,1

57

30,4

Деятельностный

Контрольная

Чел.

4

38

24

16

%

4,9

46,3

29,3

19,5

Экспериментальная

Чел.

2

8

44

25

%

2,5

10,1

55,8

31,6

По данным этой таблицы были построены гистограммы показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом этапе формирующего эксперимента, представленные на рис. 1

а) Когнитивный компонент

б) Операциональный компонент

в) Деятельностный компонент

Рис. 1. Гистограммы показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом этапе формирующего эксперимента

Очевидно, что экспериментальная группа имеет лучшие показатели готовности учащихся к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности.

В работе учащихся над проектами возникает необходимость оценки проектной деятельности учащихся.

Целями оценивания проектной деятельности являются:

− установление уровня теоретических знаний и практических навыков, сформированности метапредметных, предметных, [18, с.71] коммуникативных и личностных компетенций учащихся, соотнесение этого уровня с возможностями самого разработчика проекта; [2, с.285]

− контроль и оценка сформированности навыков проектной деятельности на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта.

Критерии оценки проектной деятельности разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности на конкретном этапе образования. [13, с.98; 4, с.67]

Поэтому мы остановимся на основных критериях, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Критерии оценки проектной деятельности

п/п

Критерии оценки

Содержание оценки критерия

1.

Новизна и инновационная составляющая проекта

Особенность проекта:

оригинальность идеи, разнообразие методов, новизна содержания

2.

Актуальность

Значение темы проекта (социальная, научная, практическая и др.)

3.

Самостоятельность

Степень самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта

4.

Работа над проектом в команде или индивидуально

Степень вклада в проект, умение работать в команде

5.

Сложность

Уровень сложности выбранной темы

6.

Практическая значимость проекта

Возможность реализации проекта с практической пользой [5, с.61]

7.

Владение информационной базой

Умение собирать, отбирать, обрабатывать и анализировать информацию, необходимую для подготовки и реализации проекта [7, с.76]

8.

От идеи до результатов

Способность к целеполаганию, прогнозированию итогов

9.

Алгоритм проекта

Умение ставить задачи, планировать исследования, организовывать деятельность

10.

Методология и технология

Выбор и применение необходимых методов, способов и технологий

11.

Согласованность

Соответствие содержания теоретической, практической (исследовательской) частей проекта поставленным целям и задачам [8, с.31]

12.

Аргументированность

Умение делать правильные обоснованные выводы по итогам исследований и реализации проекта

13.

Защита презентации

Содержательность, лаконичность и четкость выступления [9, с.113]

14.

Умение отвечать на вопросы экспертов

Владение и оперирование материалом по теме проекта

Выводы

Таким образом, эффективность функционирования технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности оценивается по вышеперечисленным критериям и доказывает, что проектная деятельность формирует мотивацию учащихся на самостоятельное получение дополнительных знаний, раскрытие научно-творческого потенциала и готовит к обоснованному выбору будущей профессии. [19, с.88]

Развитие проектной деятельности и повышение ее эффективности может широко применяться как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в других образовательных учреждениях. Это в свою очередь будет способствовать развитию инновационных процессов в системе российского образования, повышению уровня вовлеченности учащихся в науку и творчество.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии /В. П. Беспалько — М.: ИРПОМО РФ,1995. — 336с.
  2. Борзова В. А., Борзов А. А. Путь к творческому мышлению. Энциклопедия Самара: ООО ПД «ДСМ»,2016.-320с
  3. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138–141. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения: 15.07.2018).
  4. Галицков С. Я., Михелькевич В. Н. Проектирование: технологии обучения: учебное пособие/С. Я. Галицков, В. Н. Михелькевич — Самара.СГАСУ,2014–104с.
  5. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о новой концепции развития (Текст) // Евразийский образовательный диалог: материалы междунар. форума. — Ярославль: ГАОУ ЯОИРО, 2014. — С. 60–64.
  6. Дж.К.Джонс Методы проектирования. М. 1986. 321с.
  7. Загвягинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Академия,2008–176с.
  8. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33.
  9. Краевский В. В. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001. –321с.
  10. Лисовская А. И. Непрерывное техническое образование от дошкольника до студента//Материалы IX Международной научно-практической конференции «Наука и образование транспорту», т.2, Самара, 2016. С.279–281.
  11. Лисовская А. И., Овчинникова Л. П., Михелькевич В. Н. Моделирование системы формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в системе дополнительного образования. //Международный научно-практический журнал «Мир педагогики и психологии» 2018, № 9(26).С. 34–43.
  12. Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества. Самарский научный вестник, т.6 № 1(18), 2017. С.197–202.
  13. Моргун Д. В., Орлова Л. М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. ЭкоПресс, 2012. — 140 с.
  14. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей — потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2(13). Т. 2. — С. 282–287.
  15. Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Тьютерское сопровождение творческой деятельности учащихся в центрах детского и юношеского творчества// Материалы XI𝖵 Международной научно-практической конференции посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,30–31 мая 2017 — СамГУПС. С. 389–390.
  16. П. Хилл Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. М.- Мир,1973. 259 с.
  17. Сендеров В. Л., Ширяев Д. В. Теоретические аспекты применения инновационных технологий в учебном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2–3 (33). С. 88–92.
  18. Сметанов А. Ю., Носов Ю. Р. Методология экспертизы «электронных» проектов. // Ежемесячный журнал «Высшее образование сегодня» № 3 март 2015, С. 67–75.
  19. Чугунова С. В., Овчинникова Л. П. Формирование готовности к научно-техническому творчеству студентов транспортного вуза// Совершенствование системы подготовки кадров в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы развития Сборник научных статей. Гл. ред. В. М. Кривчиков. Гродно, 2017. — С. 88–89.
  20. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М.: Касталь,1993. — 412 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, творческая профессионально-ориентированная проектная деятельность, экспериментальная группа, детское творчество, формирующий эксперимент, учащийся, критерий оценки, проектная деятельность учащихся, итоговый срез, компонент готовности.


Ключевые слова

модернизация образования, критерии оценки, эксперимент, оценка эффективности, проектная технология, профессионально-ориентированная деятельность

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач

Статья посвящена рассмотрению различных публикаций и современных исследований в области условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач. Проанализированы точки зрения и взгляды различных современных исследовател...

Критерии оценки готовности педагогических работников к проведению экспертизы интернет-контента

В статье обосновывается необходимость применения педагогическими работниками экспертизы образовательного интернет–контента для определения его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса. В рамках оценочно-результативного компонента ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Формирование метапредметных естественнонаучных компетенций обучающихся посредством организации лабораторных исследований (на примере изучения санитарного состояния столового инвентаря)

В статье рассматривается опыт работы учителей биологии по организации цикла лабораторных работ по теме «Оценка санитарного состояния столового инвентаря» с применением оборудования экспресс-лаборатории «СПЭЛ». Данная работа развивает у учащихся навык...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач

Статья посвящена рассмотрению различных публикаций и современных исследований в области условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач. Проанализированы точки зрения и взгляды различных современных исследовател...

Критерии оценки готовности педагогических работников к проведению экспертизы интернет-контента

В статье обосновывается необходимость применения педагогическими работниками экспертизы образовательного интернет–контента для определения его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса. В рамках оценочно-результативного компонента ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Формирование метапредметных естественнонаучных компетенций обучающихся посредством организации лабораторных исследований (на примере изучения санитарного состояния столового инвентаря)

В статье рассматривается опыт работы учителей биологии по организации цикла лабораторных работ по теме «Оценка санитарного состояния столового инвентаря» с применением оборудования экспресс-лаборатории «СПЭЛ». Данная работа развивает у учащихся навык...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Задать вопрос