В статье рассмотрены критерии оценки эффективности организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей, на примере Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. Проектная деятельность способствует формированию у учащихся готовности к творчеству, к самостоятельному и осознанному выбору профессии. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в процессе проведения исследований по выявлению эффективности внедрения в образовательный процесс проектирования как педагогической технологии для формирования готовности учащихся к проектной и профессионально-ориентированной деятельности была выявлена необходимость оценки проектной деятельности. В статье представлены итоги двухгодичного эксперимента, рассмотрены и проанализированы результаты на примере двух групп учащихся: контрольной и экспериментальной. На стадиях констатирующего и формирующего эксперимента выявлены уровни сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной готовности учащихся к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. Обоснована важная роль применения проектной технологии и эффективность критерий оценки в работе с учащимися. Предложенные критерии оценки сформированности навыков проектной деятельности разработаны для данного эксперимента, апробированы, подробно проанализированы и описаны. Прослеживается научная, социальная и практическая значимость проделанной экспериментальной работы и дана оценка ее результатов. Выявлена и прослеживается связь проектной деятельности с формированием профессионально-ориентированного подхода к образованию учащихся. Выводы по результатам проведенных исследований помогут педагогическим работникам в организации проектной деятельности учащихся и будут способствовать формированию знаний и навыков исследовательской деятельности, которые пригодятся будущим студентам при обучении в вузах.
Материалы статьи могут иметь широкое применение в практике образовательных учреждений при организации проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: модернизация образования, критерии оценки, оценка эффективности, проектная технология, эксперимент, профессионально-ориентированная деятельность.
Модернизация российского образования нацелена в сторону повышения его эффективности, используя инновационные технологии, которые способствуют качеству современного образования. [12, с. 198] В связи с этим возрастает потребность в инновационных технологиях и методиках, направленных на формирование у обучающихся творческих способностей, профессиональных компетенций, возможностей разработки и реализации научно-технических проектов.
Стратегическая цель образовательных учреждений — создать учащимся возможность инновационного развития, предоставив проектную деятельность как технологию творчества и профессионального самоопределения. [17, с.89] Потребность в таких технологиях растет и изменяет представление о традиционной системе образования, формируя необходимые компетенции обучающихся для выбора будущей профессии.
Как показывают ученые и практики в организации проектной деятельности учащихся (Буйлова Л. Н., Галицков С. Я., Михелькевич В. Н. и др.), действительно проектные технологии способствуют всестороннему развитию познавательной, исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Также метод проектов в современном отечественном образовании рассматривается как социально значимый и профессионально ориентированный подход к выстраиванию дальнейшего образовательного маршрута учащегося.
В последнее время в системе дополнительного образования детей активно внедряется практика проектной деятельности. Поэтому материалы данной статьи нацелены на освещение опыта работы Центра детского творчества «Радуга успеха» по формированию у учащихся готовности к профессионально-ориентированной проектной деятельности и представляют критерии оценки эффективности проектной деятельности учащихся. [3, с.280]
Методика исследований
С целью выявления эффективности функционирования технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности в октябре 2016 г. проводились экспериментальные исследования на базе Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. В эксперименте участвовал 161 учащийся, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа (выборка 82 человека) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ, успешно совмещающие свои занятия в школе с творческой проектной деятельностью в объединениях «Трассовый автомоделизм», «Комнатные летающие авиамодели». Проектная творческая деятельность учащихся контрольной группы организована по традиционной технологии наставничества. [10, с.389; 15, с.153]
Экспериментальная группа (79 человек) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ города, совмещающие занятия в школе с творческой проектной деятельностью в Центре детского творчества «Радуга успеха» в объединениях «Робототехника», «Скоростные автомодели», «Авиамоделизм». Проектная творческая деятельность учащихся экспериментальной группы организована и реализуется по разработанной нами инновационной педагогической технологии.
Результаты эксперимента
Учащиеся обеих групп прошли тестирование на выявление у них уровней сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. [6, с.157; 1, 202]
Поскольку априори известно, что большинство учащихся поступили в Центр детского творчества, не имея опыта проектной деятельности и навыков выполнения трудовых операций по изготовлению макетов, моделей и опытных образцов и профессионально-ориентированных объектов, то экспертные оценки по сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонента готовности делались по результатам собеседований с учащимися.
Обобщенные полученные данные по показателям уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительно-сопоставленные показатели по уровням сформированности когнитивного, операционального идеятельностного компонента готовности учащихся контрольной иэкспериментальной групп творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента
Состав группы |
Показатели |
Уровни показателей сформированности |
|||
Ниже базового |
Базовый (граничный) |
Повышенный |
Высокий |
||
Контрольная группа (82 человека) |
% к выборке |
65,8 |
23,2 |
7,3 |
3,7 |
Экспериментальная группа (79 человек) |
% к выборке |
67,1 |
21,5 |
6,3 |
5,1 |
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, можно сделать следующие выводы:
- Из общей выборки, поступивших на обучение в Центр детского творчества «Радуга успеха» г.о. Самара, только 5–7 % учащихся подготовлены к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. Эту малочисленную группу составляют творчески одаренные учащиеся в области науки и техники, получившие творческую трудовую подготовку либо в семьях, либо в некоторых общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов. Подавляющее же большинство учащихся в начале обучения в Центре детского творчества имеют большое желание, мотивацию, но подготовленность к творческой деятельности ниже базового (граничного) уровня. [11, с.41; 16, с.45] Сказанное еще раз свидетельствует об актуальности и своевременности проблемы нашего исследования.
- Показатели ранговых уровней готовности (высокого, повышенного, базового (порогового), ниже базового) сформированности у учащихся контрольной и экспериментальной групп примерно одинаковы, что свидетельствует о правильности подбора состава этих групп.
Формирующий эксперимент проводился на базе Центра детского творчества «Радуга успеха» г.о. Самара в течение двух лет. В процессе эксперимента осуществлялась апробация и внедрение в образовательный процесс инновационной педагогической технологии проектирование для формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности. [20, с.238; 14, с.283]
Итоговый срез формирующего эксперимента был проведен в сентябре 2018 года путем тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп по описанным выше методикам и тестам.
Результаты тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп по выявлению показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента представлены в сводной таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровней сформированности когнитивного, операционального идеятельностного компонентов готовности ктворческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента
Компонент готовности |
Группы |
Показатели |
Уровни показателей сформированности компонентов |
|||
Ниже базового |
Базовый (граничный) |
Повышенный |
Высокий |
|||
Когнитивный |
Контрольная |
Чел. |
4 |
41 |
22 |
15 |
% |
4,9 |
50 |
26,8 |
18,3 |
||
Экспериментальная |
Чел. |
3 |
9 |
44 |
23 |
|
% |
3,8 |
11,4 |
55,7 |
29,1 |
||
Операциональный |
Контрольная |
Чел. |
4 |
39 |
23 |
16 |
% |
4,9 |
47,7 |
26,9 |
19,5 |
||
Экспериментальная |
Чел. |
2 |
8 |
45 |
24 |
|
% |
2,5 |
10,1 |
57 |
30,4 |
||
Деятельностный |
Контрольная |
Чел. |
4 |
38 |
24 |
16 |
% |
4,9 |
46,3 |
29,3 |
19,5 |
||
Экспериментальная |
Чел. |
2 |
8 |
44 |
25 |
|
% |
2,5 |
10,1 |
55,8 |
31,6 |
||
По данным этой таблицы были построены гистограммы показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом этапе формирующего эксперимента, представленные на рис. 1
а) Когнитивный компонент
б) Операциональный компонент
в) Деятельностный компонент
Рис. 1. Гистограммы показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом этапе формирующего эксперимента
Очевидно, что экспериментальная группа имеет лучшие показатели готовности учащихся к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности.
В работе учащихся над проектами возникает необходимость оценки проектной деятельности учащихся.
Целями оценивания проектной деятельности являются:
− установление уровня теоретических знаний и практических навыков, сформированности метапредметных, предметных, [18, с.71] коммуникативных и личностных компетенций учащихся, соотнесение этого уровня с возможностями самого разработчика проекта; [2, с.285]
− контроль и оценка сформированности навыков проектной деятельности на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта.
Критерии оценки проектной деятельности разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности на конкретном этапе образования. [13, с.98; 4, с.67]
Поэтому мы остановимся на основных критериях, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Критерии оценки проектной деятельности
№ п/п |
Критерии оценки |
Содержание оценки критерия |
||
1. |
|
Особенность проекта: оригинальность идеи, разнообразие методов, новизна содержания |
||
2. |
Актуальность |
Значение темы проекта (социальная, научная, практическая и др.) |
||
3. |
Самостоятельность |
Степень самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта |
||
4. |
Работа над проектом в команде или индивидуально |
Степень вклада в проект, умение работать в команде |
||
5. |
Сложность |
Уровень сложности выбранной темы |
||
6. |
Практическая значимость проекта |
Возможность реализации проекта с практической пользой [5, с.61] |
||
7. |
Владение информационной базой |
Умение собирать, отбирать, обрабатывать и анализировать информацию, необходимую для подготовки и реализации проекта [7, с.76] |
||
8. |
От идеи до результатов |
Способность к целеполаганию, прогнозированию итогов |
||
9. |
Алгоритм проекта |
Умение ставить задачи, планировать исследования, организовывать деятельность |
||
10. |
Методология и технология |
Выбор и применение необходимых методов, способов и технологий |
||
11. |
Согласованность |
Соответствие содержания теоретической, практической (исследовательской) частей проекта поставленным целям и задачам [8, с.31] |
||
12. |
Аргументированность |
Умение делать правильные обоснованные выводы по итогам исследований и реализации проекта |
||
13. |
Защита презентации |
Содержательность, лаконичность и четкость выступления [9, с.113] |
||
14. |
|
Владение и оперирование материалом по теме проекта |
Выводы
Таким образом, эффективность функционирования технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности оценивается по вышеперечисленным критериям и доказывает, что проектная деятельность формирует мотивацию учащихся на самостоятельное получение дополнительных знаний, раскрытие научно-творческого потенциала и готовит к обоснованному выбору будущей профессии. [19, с.88]
Развитие проектной деятельности и повышение ее эффективности может широко применяться как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в других образовательных учреждениях. Это в свою очередь будет способствовать развитию инновационных процессов в системе российского образования, повышению уровня вовлеченности учащихся в науку и творчество.
Литература:
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии /В. П. Беспалько — М.: ИРПОМО РФ,1995. — 336с.
- Борзова В. А., Борзов А. А. Путь к творческому мышлению. Энциклопедия Самара: ООО ПД «ДСМ»,2016.-320с
- Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138–141. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения: 15.07.2018).
- Галицков С. Я., Михелькевич В. Н. Проектирование: технологии обучения: учебное пособие/С. Я. Галицков, В. Н. Михелькевич — Самара.СГАСУ,2014–104с.
- Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о новой концепции развития (Текст) // Евразийский образовательный диалог: материалы междунар. форума. — Ярославль: ГАОУ ЯОИРО, 2014. — С. 60–64.
- Дж.К.Джонс Методы проектирования. М. 1986. 321с.
- Загвягинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Академия,2008–176с.
- Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33.
- Краевский В. В. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001. –321с.
- Лисовская А. И. Непрерывное техническое образование от дошкольника до студента//Материалы IX Международной научно-практической конференции «Наука и образование транспорту», т.2, Самара, 2016. С.279–281.
- Лисовская А. И., Овчинникова Л. П., Михелькевич В. Н. Моделирование системы формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в системе дополнительного образования. //Международный научно-практический журнал «Мир педагогики и психологии» 2018, № 9(26).С. 34–43.
- Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества. Самарский научный вестник, т.6 № 1(18), 2017. С.197–202.
- Моргун Д. В., Орлова Л. М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. ЭкоПресс, 2012. — 140 с.
- Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей — потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2(13). Т. 2. — С. 282–287.
- Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Тьютерское сопровождение творческой деятельности учащихся в центрах детского и юношеского творчества// Материалы XI𝖵 Международной научно-практической конференции посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,30–31 мая 2017 — СамГУПС. С. 389–390.
- П. Хилл Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. М.- Мир,1973. 259 с.
- Сендеров В. Л., Ширяев Д. В. Теоретические аспекты применения инновационных технологий в учебном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2–3 (33). С. 88–92.
- Сметанов А. Ю., Носов Ю. Р. Методология экспертизы «электронных» проектов. // Ежемесячный журнал «Высшее образование сегодня» № 3 март 2015, С. 67–75.
- Чугунова С. В., Овчинникова Л. П. Формирование готовности к научно-техническому творчеству студентов транспортного вуза// Совершенствование системы подготовки кадров в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы развития Сборник научных статей. Гл. ред. В. М. Кривчиков. Гродно, 2017. — С. 88–89.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М.: Касталь,1993. — 412 с.