В статье рассматриваются проблемы развития государственно-частного партнерства в горнодобывающей промышленности Забайкальского края. Значимость данного исследования состоит в том, что в настоящее время существует множество проблем государственно-частного партнерства в исследуемой сфере, что препятствует эффективному взаимодействию власти и предпринимательских структур.
Ключевые слова: горнодобывающая отрасль, государственно-частное партнерство.
Проблема устойчивого развития и использования минерального сырья в Российской Федерации может быть решена на основе реализации широкого комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности изучения недр, обогащения и переработки минерального сырья, одним из которых является государственно-частное партнерство. [4].
Государственно-частное партнерство в недропользовании предполагает взаимоотношения государства и частного бизнеса, на основе экономико-законодательного объединения материальных и нематериальных ресурсов, с целью рационального комплексного использования недр, повышения их конкурентоспособности, посредством перехода от сырьевой к инновационной направленности эксплуатации минерально-сырьевой базы страны. [4].
Овчинникова М. А. отмечает, что «бизнес в Забайкальском крае является весьма рискованной деятельностью, в частности связанной с численностью и уровнем жизни населения». Коммерческие организации не стремятся взаимодействовать с государством, из-за осуществления полной прозрачности и информативности деятельности. Собственники организаций в начале проекта ГЧП должны вложить собственный капитал на его реализацию, провести техническое обслуживание и ремонт, что также отталкивает от данной деятельности представителей коммерческой сферы. Также негативным моментом выступает тот факт, что доходы от эксплуатации объекта соглашения о ГЧП, часто ниже расходов, даже с субсидированием государства [5].
АО «ЗабТЭК» функционирует в Забайкальском крае и основную деятельность оно осуществляет на основании проектов ГЧП.
Правительство Забайкальского края направляет АО «ЗабТЭК» наиболее критичные, чрезвычайные объекты, при регион выделяет денежные средства на реализацию данных проектов. Тем не менее АО «ЗабТЭК» несет убытки, в связи с низкой платежеспособностью населения, а также довольно существенными расходами на ресурсы, а также на производственную деятельность. Также АО «ЗабТЭК» имеет большие налоговые задолженности. Вследствие этого можно сделать вывод о том, что ГЧП — это постоянные риски, которые выступают существенным препятствием развития организации [5].
Наиболее важной проблемой является и развитие законодательной базы, недостаток процессуальных норм, без которых трудно обеспечить нормальную реализацию ГЧП и защиту интересов партнеров.
Также активному использованию механизмов ГЧП в горнодобывающей отрасли препятствует неготовность государственных служащих к партнерским отношениям с бизнесом, распространенность бюрократического мышления, в рамках которого чиновники стараются максимизировать свои полномочия и минимизировать собственную ответственность.
В данном случае трудности создаются самой системой, которая препятствует росту отрасли. Следовательно, на сегодняшний день наблюдается несоответствие структуры органов исполнительной власти потребностям управления в области добычи полезных ископаемых с помощью ГЧП [1].
На сегодняшний день в Забайкальском крае отсутствуют исполнительные органы власти, уполномоченные реализовать ГЧП в области добычи полезных ископаемых.
Имеются отдельные структуры власти, осуществляющие полномочия по государственному управлению в горнодобывающей отрасли и сфере привлечения инвестиций.
Анализ развития государственно-частного партнерства в области добычи полезных ископаемых позволил выявить, что в настоящее время имеется ряд проблем, как в самой отрасли, так и в привлечении инвестиций:
– слабо развитая инфраструктура в наиболее богатых полезными ископаемыми районах Забайкальского края;
– обеспеченность сырьевой базой горнодобывающей промышленности крайне низкая;
– слабое вливание инвестиций; дефицит специалистов;
– большая потребность в инвестициях; отсутствуют конкретные исполнительные органы власти, уполномоченные реализовать государственно-частное партнерство в области добычи полезных ископаемых;
– эффективность инвестиций в форме ГЧП ниже среднего [6].
Проблемы, возникающие в процессе развития ГЧ в Забайкальском крае, в основном связаны с несовершенством федерально-законодательного регулирования данной деятельности. Именно государство должно дать предпосылку развития и совершенствования реализации проектов. В свою очередь регион, опираясь на ФЗ № 224 и ФЗ № 115, должен активно реализовывать и дополнять, в пределах своих полномочий, данные нормы, способствовать нейтрализации возникающих проблем, именно путем законодательного регулирования. Для развития взаимодействия государства и бизнеса необходимо также осуществлять мониторинг инвестиционной активности с учетом стратегии и программ социально-экономического развития региона и всего государства, а также запросов жителей [2].
Развитие ГЧП в сфере добычи полезных ископаемых напрямую зависит от системной работы по координации потенциальных инвесторов с уполномоченными органами региональной власти.
Кулакова Л. И., Гаврилов Д. Ю. выделили основные этапы развития ГЧП. На основе приведенной ими методики можно отметить, что для развития государственно-частного партнерства в Забайкальском крае необходимо сформировать новую нормативную правовую основу развития ГЧП в сфере добычи полезных ископаемых, регулирующую порядок формирования и утверждения перечня объектов горнодобывающей отрасли, в отношении которых планируется применение различных форм государственно-частного партнерства в Забайкальском крае; и регламентирующую периодичность повышении квалификации сотрудников исполнительных органов власти, уполномоченных на осуществление действий в форме ГЧП [4].
На втором этапе важно организовать отдел развития государственно-частного партнерства в горнодобывающей отрасли при исполнительном органе власти Забайкальского края.
На третьем этапе для повышения открытости информации о проектах в форме ГЧП в горнодобывающей отрасли, которые в настоящий момент реализованы и привлечения дополнительных инвесторов, на сайте Инвестиционного портала Забайкальского края, необходимо представить все данные о реализованных проектах, реализованных в данной отрасли.
Кулакова Л. И., Гаврилов Д. Ю. отмечают, что «на четвертом этапе новым законодательством будет предусмотрено ежегодное повышение квалификации исполнительных органов власти края», уполномоченных выступать от имени Забайкальского края в государственно-частном партнерстве в сфере горнодобывающей отрасли. Повышение квалификации возможно проводить на базе вузов региона [4].
На пятом этапе необходимо в новых проектах горнодобывающей отрасли, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, важно выделить налоговые льготы и преференции, которые бы были аналогичны льготам, предоставляемым резидентам ТОР. Ожидается, что данные направления развития привлекут как российских, так и зарубежных инвесторов в отрасль.
В результате применения новых методов развития государственно-частного партнерства в области добычи полезных ископаемых повысятся показатели развития отрасли. Показатель результативности отрасли увеличится, что свидетельствует о формировании эффективной и сбалансированной политики управления горнодобывающей отраслью Забайкальского края.
Органам местной власти важно реализовывать проекты государственно-частного партнерства. Так как, исполняя в полном объёме, данные проекты привнесут в Забайкальский край результативность всех сфер власти.
Государственно-частное партнерство в Забайкальском крае — это самый эффективный путь развития всего края, который обеспечивает привлечение в экономику потока частных инвестиций. Взаимодействие частного бизнеса и органов государственной власти — это уникальная стратегия успешного развития края и государства в целом.
Литература:
- Василенко Н. В., Соколов Я. О. Механизмы финансирования проектов и предприятий горнодобывающей отрасли // Теория и практика экономики предпринимательства. труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь, 2021. — С. 234–236.
- Жуковский Ю. Л., Семёнов А. С., Булдыско А. Д., Гоцул Ю. Д. Анализ факторов, влияющих на трансформацию горнодобывающей отрасли // В сборнике: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 31–36.
- Климова Т. А. Правовые критерии рационального природопользования в горнодобывающей отрасли промышленности // Вестник науки. — 2020. — Т. 3. — № 2 (23). — С. 50–55.
- Кулакова Л. И., Гаврилов Д. Ю. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в горнодобывающей отрасли Камчатского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2019. — № 10–2. — С. 356–361.
- Овчинникова М. А. Развитие государственно-частного партнерства в Забайкальском крае: тенденции, проблемы, направления совершенствования // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018018214 (дата обращения: 16.11.2021).
- Русакович В. И., Кабулова А. Я. Влияние пандемии на горнодобывающую отрасль Российской Федерации: основные вызовы и пути решения // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Т. 7. № 2. С. 326–334.