Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 30.07.2017

Статья просмотрена: 6012 раз

Библиографическое описание:

Краузе, Е. В. Значение малого бизнеса в России / Е. В. Краузе, А. В. Троцкая. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12804/ (дата обращения: 22.12.2024).



Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране.

В статье рассмотрены сущность и значение малого бизнеса в России, а также показаны и проанализированы данные о предпринимательстве в других странах.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика России

Development of small business is considered as one of the main objectives of national economy. Despite an active position of the state on realization of the existing measures, on assistance to young businessmen, small business isn't successfully developed in our country.

In article the entity and value of small business in Russia are considered, and also data on business in other countries are shown and analyzed.

Keywords: small business, business, Economy of Russia

Мировой практикой ведения бизнеса доказано, что предпринимательство занимает немаловажное место в национальной экономике любого государства, ведь оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП. Эти обстоятельства отмечаются службой государственной статистики: «… успехи российской экономики и рост ее конкурентоспособности во многом зависят от эффективности и планомерности развития сектора малого и среднего бизнеса.

Как думают современные ученые, одной из важной составляющей рыночной экономики выдвигается система свободного предпринимательства. [2]

Малое предпринимательство, недооцененное в нашей стране, является движущей силой экономики многих стран. Так из-за чего же у нас оно не получило должного развития, внимания? Итак, начнем с определения, малое предпринимательство — самостоятельный хозяйственный субъект экономики, создающий продукцию, исполняющий работу и предоставляющий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для его деятельности характерен небольшой размер, как самого бизнеса, так и прибыли, дохода, в сравнении со средними и крупными фирмами.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней, представленных в таблице:

Таблица 1

Численность работников вкоммерческих организациях

Сфера деятельности

Численность человек

Промышленность, строительство, транспорт

100

Сельскохозяйственная, научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание

30

Остальные сферы

50

Также их можно разделить по следующим признакам:

Таблица 2

Деление малых предприятий

Цель деятельности

Коммерческие, некоммерческие.

Форма собственности

Частные, муниципальные, государственные, смешанные.

Принадлежность капитала

Национальные, иностранные, совместные.

По характеру деятельности

Производственные, торговые, сфера услуг.

Предприниматели быстро адаптируются к новым изменениям, имеют высокую адаптивность к любым условиям труда. Малый и средний бизнес нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши — всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий можно отнести свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны.

Малое предпринимательство будет являться важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач приходится на данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней

Так, в США предприятия малого бизнеса, обеспечивающие занятость почти половине трудоспособного населения, производят около 50 % валового продукта, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы ведут структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, имеют большое влияние на структуру цен потребительского рынка и т. д.

Похожая картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве показывает 60–70 %. Показателем выступает также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов — примерно 40 %, Италии — 20–25 %, США и Японии — 15 %. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60 % в Италии, 50 % — во Франции, 40 % — в Японии. Например, 55 % лицензий, проданных США, относятся к малым предприятиям. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса будет являться продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности. [5]

Правительство Российской Федерации устанавливает следующие способы и меры помощи:

Таблица 3

Способы имеры помощи малому бизнесу

Способ

Реализация

Меры финансовой поддержки

Государство предоставляет финансовую поддержку в виде выплаты 300 тысяч рублей единожды, на открытие своего дела.

Упрощенный порядок составления статистической отчетности

  • На основе Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ малые предприятия могут применять специальные налоговые режимы, а именно: общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Также упрощенный порядок составления статистической отчетности, поддержка государства.

Меры для развития инфраструктуры поддержки

Применение специальных налоговых режимов

Всё это будет способствовать развитию малого предпринимательства, а в дальнейшем и экономики России. Но для того, чтобы рассмотреть плюсы и минусы государственной помощи в нашей стране, необходимо привести к сравнению с зарубежными странами. Нельзя не сказать о том, что многое зависит от системы государственной поддержки предпринимательства с учетом особенностей государственного и политического устройства, традиций и направлений экономического развития. В то же время исследование механизмов поддержки малого бизнеса в других странах помогает выявить и бороться с проблемами Российской системы.

Зарубежный опыт показывает, что особенно велика роль государственной поддержки малого бизнеса в кризисных условиях, когда экономика нуждается в коренной перестройке и требуется снижение социальной напряженности. Для развития экономики России, малый бизнес имеет большое значение:

Таблица 4

Роль малого бизнеса

Значение

Причина

Важный сектор экономики

Малые предприятия без труда переносят изменения внешней среды, проявляя гибкость и мобильность малого бизнеса. Вместе с тем когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно малые предприятия помогли в укреплении и становлении рыночной экономики.

Один из источников налоговых поступлений

В зависимости от формы организации, малые предприятия так же как и остальные выплачивают налоги государству.

Принимает большое участие в формировании бюджета

Бизнесмены осуществляют отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных предприятий, в свою очередь предпринимательство играет большую роль в формировании рабочих мест, иными словами являются источников доходов для населения.

Социально-экономическая роль

Оказывает очень большое влияние в сфере создания рабочих мест для населения, таким образом увеличивая уровень занятости населения, снижая уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает небольшое количество человек, что оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе.

Кроме того, стоит заметить, что часто предприниматели обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения. [1]

В настоящее время в России действует около 900 тыс. фирм малого и среднего бизнеса, на которых занято почти 20 млн. человек. Их географическое распределение крайне неравномерно. В основном, эти предприятия сосредоточены в четырех мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Московской области, Краснодарском и Приморском краях и др.

Тем не менее, производительность труда в малых компаниях в 1,5–3 раза выше, чем у крупных, а на их долю приходится 26 % оборота розничной торговли, 51 % оборота оптовой торговли и 28 % объема подрядных работ. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в России в ВВП не превышает 12 %, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4 %. При этом доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется на уровне около 12 %. [1]

Молодые люди, обладающие потенциалом и новыми идеями, могут поднять экономику на более высокий уровень и занять новые ниши. Поэтому государство должно идти навстречу им и оказывать необходимую поддержку, в которой очень нуждаются бизнесмены.

Литература:

  1. Инновационная деятельность на малом предприятии: учебное текстовое электронное издание / Ю. В. Плохих, М. Е. Глущенко, Н. М. Калинина, Н. Н. Саяпина, С. В. Тарута. — Омск: ОмГТУ, 2017. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  2. Глебов Сергей Николаевич, Петраков Михаил Андреевич Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России // Российское предпринимательство. 2013. № 9 —. С.64.
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.
  4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Текст] //: СПС Консультант Плюс.
  5. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 626–629.
  6. Шнайдер О. В., Памурзин В. А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 101–104.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, малый, предприятие, США, оптовая торговля, розничная торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность.

Похожие статьи

Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения

Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя полит...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий

В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» и его реализация на примере Волгоградской области

Предмет данного исследования заключается в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» на примере конкретного субъекта РФ — Волгоградской области. Автор дает содержательное описани...

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Особенности развития инновационной среды в Израиле

В статье раскрываются основные факторы и причины, способствующие раскрытию инновационного потенциала Израиля. Исследуются международные оценки экспертов уровня развития инновационной среды страны, в которых отражены особенности данного направления. В...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Похожие статьи

Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения

Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя полит...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий

В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» и его реализация на примере Волгоградской области

Предмет данного исследования заключается в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» на примере конкретного субъекта РФ — Волгоградской области. Автор дает содержательное описани...

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Особенности развития инновационной среды в Израиле

В статье раскрываются основные факторы и причины, способствующие раскрытию инновационного потенциала Израиля. Исследуются международные оценки экспертов уровня развития инновационной среды страны, в которых отражены особенности данного направления. В...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...