Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим рост региональной экономики . В статье высказана точка зрения, согласно которой в отношении субъектов Сибирского федерального округа диверсификация источников доходов вузов, усиление исследовательской и предпринимательской деятельности, интеграция науки и высшего образования, переток знаний, а также выполнение ряда национальных проектов, в том числе и в области здравоохранения, позволит добиться положительных результатов реального практического воплощения принципов экономики знаний, что окажет положительное влияние на рост региональной экономики в целом.
Ключевые слова : регион, экономическая политика, экономика знаний, Сибирский федеральный округ.
Многоаспектный характер понятия «региональная экономика», сложность и многогранность ее содержания, позволяет констатировать многовариантность и динамичность ее составляющих. В современных условиях значимым фактором развития региональной экономики следует признать развитие экономики знаний, инновационного развития.
Будущее развитие России, как и отдельных ее регионов определяется возможностями трансформации существующей социально-экономической системы в экономику, основанной на знаниях и инновациях. Данная цель развития в явном виде постулирована в Инновационной стратегии 2020 г. [1], целевые показатели которой по итогам 2021 г. оказались недостижимы.
В частности, предполагалось, что к 2020 г. Россия войдет в первую десятку ведущих стран мира по индексу развития информационных технологий, однако этого пока не произошло, наша страна находится в конце списка из трех десятков других государств [4]. Явным фактом является то, то на фоне затрат на формирование человеческого капитала в развитых странах, практически все регионы России [3], в особенности регионы Сибирского Федерального округа в последние годы испытывают явное недофинансирование как из бюджетов, так и частным сектором, науки, высшего образования, здравоохранения.
Проблематично изыскивать средства из бюджета в условиях кризисного состояния экономики, усложненного пандемией Covid-19. Кроме того, вложения в каждую из названных сфер «квазиконкурентны» внутри бюджетов (как федерального, так и региональных), так как статьи на социальное развитие негласно долгое время считались менее приоритетными по сравнению, например, с затратами на оборону или масштабные инфраструктурные проекты. Между тем, вложения в названные сферы также способны ускорить динамику экономического роста в регионах РФ [2].
Экономика знаний, так же как иные типы экономического развития современных государств и регионов, требует вложений в различные отрасли, которые финансируются преимущественно из бюджетных средств. Структурно-стоимостной, функциональный, балансовый анализ таких затрат позволяет выявить, насколько обоснованными выглядят решения о пропорциях распределения финансовых средств на отдельные социальные сферы в рамках региональной экономики, а также выделить в числе экономических затрат регионов расходы на науку и высшее образование, оценить их значимость, возможность оказывать положительное влияние на рост региональной экономики в целом.
Важность отслеживания и контроля таких затрат на региональном уровне позволяет обосновать, почему регионы Сибирского федерального округа должны совершенствовать каналы перетока знаний, создавать адаптационные условия для применения результатов инновационного развития и новых компетенций на предприятиях регионов. Поскольку собственные средства большинства региональных бюджетов Сибирского федерального округа на развитие научно-образовательного потенциала крайне ограничены, то перетоки знаний имеют перспективную возможность снизить остроту проблемы в регионах и активизировать инновационные процессы во всех субъектах Сибирского федерального округа.
Общие экономические предпосылки для инвестиционной деятельности регионов, повышения компьютерной оснащенности способны оказывать положительное влияние на динамику прироста подушевого валового регионального продукта. эффективность этих вложений пока недостаточно высока, возможно, потому, что доля инвестиций, вкладываемая в инновационные производства в регионах Сибирского федерального округа пока существенно ниже, чем в традиционных отраслях.
Известно, что недофинансирование науки сказывается прежде всего на завершающих стадиях научно-производственных циклов, которые требуют значительных затрат на доработку прототипов, прежде чем предприятия регионов начнут внедрять продукцию или технологии. Переток знаний в сфере высшего образования между регионами Сибирского федерального округа, равно как и между регионами Сибирского федерального округа и иными субъектами России будет способствовать положительному темпу прироста валового регионального продукта на душу населения в регионах, т. е. интеграция науки и высшего образования перспективна для преодоления неоднородности в размещения научно-образовательного комплекса Сибирского федерального округа.
Доля компьютеров, подключенных к интернету в регионах России — один из ключевых целевых индикаторов регионального экономического развития в условиях становления экономики знаний и цифровизации [2]. Однако, влияние данного фактора, скорее оказывает экстенсивное воздействие на динамику роста экономики. Недофинансирование таких сфер современной региональной экономики в субъектах Сибирского федерального округа, как наука высшее образование, государственное здравоохранение (на фоне пропорций, наблюдаемых в развитых странах мира) не позволяет преодолеть критический порог вложений, который бы обеспечивал массовую абсорбцию знаний в инновации и экономический рост регионов. Вместе с тем базисные условия инвестирования — высокая норма накопления в валовый региональный продукт и технические условия для компьютеризации в условиях экономики знаний — стабильные факторы экономического роста.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо включение новых институциональных механизмов для повышения отдачи человеческого капитала в регионах Сибирского федерального округа, адаптации инноваций в реальном секторе экономики. Предложения Правительства увеличить долю расходов на образование, науку и здравоохранение достаточно прогрессивны, но они должны быть сопровождены институциональными преобразованиями, которые смогут реально улучшить экономическую отдачу вложений в человеческий капитал.
Для субъектов Сибирского федерального округа на современном этапе необходима диверсификация источников доходов вузов, усиление исследовательской и предпринимательской деятельности для обеспечения роста внебюджетных источников финансирования высшего образования. Интеграция науки и высшего образования перспективна с точки зрения преодоления неоднородности в размещении научно-образовательного комплекса по субъектам Сибирского федерального округа, что частично можно компенсировать перетоком знаний, носителем которых выступает квалифицированный персонал разных уровней.
Выполнение ряда национальных проектов, в том числе и в области здравоохранения так же необходимо соотносить с реформированием системы здравоохранения, осуществлением социальных инноваций в страховой медицине. Реализация данных направлений в стратегическом планировании развития науки, высшего образования и инноваций в регионах Сибирского федерального округа позволит добиться положительных результатов реального практического воплощения принципов экономики знаний, что окажет положительное влияние на рост региональной экономики в целом.
Литература:
- О стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (ред. от 18 октября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 1. — Ст. 216.
- Аганбегян А. Человеческий капитал и его главная составляющая-сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. — 2017. — Т. 19. — №:3. — С. 66–79.
- Мельников Р. М., Тесленко В. А. Оценка влияния человеческого капитала на экономическую динамику российских регионов // Регион: экономика и социология. — 2018. — № 1. — С.93–115.
- Россия в IT-рейтингах. 2022 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php.