В данной статье были рассмотрены вопросы регионального дисбаланса в цифровизации управления образованием. Были рассмотрены процессы, связанные с влиянием на современную систему образования цифровых процессов, а также изучена проблема дисбаланса финансирования программ и возможностей развития цифровизации между регионами.
Ключевые слова: региональный дисбаланс, цифровизация, цифровое развитие, цифровое управление, образовательные процессы.
This article examined issues of regional imbalance in the digitalization of education management. The processes associated with the influence of digital processes on the modern education system were considered, and the problem of imbalance in program financing and opportunities for the development of digitalization between regions was studied.
Keywords: regional imbalance, digitalization, digital development, digital management, educational processes.
В современном мире цифровизация проникает во все сферы общественной жизни, и сфера образования не является исключением. Цифровая трансформация образования открывает новые возможности для достижения необходимых образовательных результатов и персонализации учебного процесса с использованием цифровых технологий. Однако, несмотря на все преимущества цифровизации, существует явный региональный дисбаланс в применении цифровых решений в управлении образованием [12, с. 23].
Цифровизация управления образованием — это процесс применения цифровых технологий в различных аспектах управленческой деятельности в системе образования. Она включает в себя применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), программного обеспечения и цифровых инструментов для сбора, анализа, хранения и обмена данных, а также для улучшения управления и принятия решений.
Цифровые технологии играют важную роль в управленческой деятельности в образовании, предоставляя возможности для автоматизации и оптимизации процессов, повышения эффективности и качества управления. Они позволяют собирать и анализировать данные обучающихся и учителей, обеспечивать доступ к образовательным материалам и ресурсам, улучшать коммуникацию и взаимодействие между различными уровнями управления образованием [6, с. 162].
Схематично отобразим все основные уровни управления образованием:
Рис. 1. Уровни управления образованием [9, с. 35]
Следует более подробно расписать каждый уровень с точки зрения развития цифровых технологий:
- Министерство образования: на этом уровне цифровые технологии используются для разработки и реализации образовательных политик, мониторинга и оценки качества образования, управления финансовыми и кадровыми вопросами;
- Региональный отдел образования: здесь цифровые решения применяются для координации и контроля образовательных учреждений в рамках области, организации профессионального развития учителей, обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам.
- Городской отдел образования: на этом уровне цифровые технологии используются для планирования и организации учебного процесса, учета и анализа данных об обучающихся, мониторинга успеваемости и посещаемости.
- Учебное заведение (школа, гимназия, вуз, колледж): здесь цифровые инструменты применяются для организации электронного дневника, взаимодействия с обучающимися и их родителями, проведения удаленных занятий, использования интерактивных образовательных материалов и т. д.
Далее следует изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую процессы цифровизации в образовании. Основной нормативно-правовой акт — Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Он закрепил право образовательных организаций на применение в их деятельности различных цифровых образовательных технологий [1].
Далее следует отметить Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где была определена программа развития образования, в которой регламентируется реализация создания цифровой образовательной среды, обеспечивающая качество и доступность образования [2].
Также следует отметить Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. Она ставит перед системой образования такие цели, как обеспечение высокого качества, доступности образования и применения дистанционных технологий [3].
Таким образом, с точки зрения нормативно-правового регулирования, тема цифровизации в образовании достаточно развита. Далее следует определить основные статистические показатели, связанные цифровым развитием учебных заведений на сегодняшний день.
Одна из главных тенденций современного общего образования — технологизация. В области общего образования её можно определить по статистике, связанной с общем количеством персональных компьютеров во всех учреждениях общего образования по России. Изучим эти данные за последние 3 года:
Рис. 2. Численность персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях, 2020–2022 гг., ед. [13]
Тем самым, по данному графику видно, что качество общего образования развивается.
Еще один показатель — реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В таблице 1 определим изменения в численности использования таких программ за последние 3 года:
Таблица 1
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [13]
Наименование показателей |
Реализация образовательных программ |
Изменение 2020 / 2021 |
Изменение 202 1 / 2022 |
||
2020 |
2021 |
2022 |
|||
Применение электронного обучения |
35552 |
36008 |
37049 |
456 |
1041 |
Применение дистанционных образовательных технологий |
51431 |
44751 |
44809 |
-6680 |
58 |
Данные изменения показывают позитивный характер практически за весь изучаемый период, однако применение дистанционных образовательных технологий в 2020 г. было намного интенсивнее. Это связано с пандемией коронавируса, при которой многие школьники уходили на удаленное обучение. Ограничения с 2021 г. начали постепенно снимать, и надобность в использовании данных программ сократилась.
Также следует определить затраты на внедрение и использование цифровых технологий с 2020 г. и выделить структуру данных затрат за последний год:
Рис. 3. Динамика затрат на внедрение и использование цифровых технологий, 2020–2022 гг., млрд. руб. [13]
Здесь определяется подобная реализации образовательных программ динамика, где основное финансирование внедрения цифровых технологий приходилось на времена пандемии коронавируса.
Далее следует выделить структуру затрат на внедрение и использование цифровых технологий за 2022 г.
Рис. 4. Структура затрат на внедрение и использование цифровых технологий, 2022 г., млрд. руб. / % [13]
Таким образом, почти половина средств была потрачена на приобретение вычислительной техники и оргтехники. Также 25 % затрат было произведено на оплату услуг электросвязи, из которых 11 млрд. было израсходовано за оплату интернет-услуг. 12 % затрат было потрачено на приобретение программного обеспечения, его адаптацию и разработку.
Самая существенная проблема заключается в региональном дисбалансе, так как основное количество денежных средств из 97,7 млрд. руб. было израсходовано на Московскую Область. Так, например, на Московскую Область было выделено 29,108 млрд. руб., а на Тверскую Область всего 446 млн. руб. Разница между затратами в обоих регионах составляет 28,662 млрд. руб., то есть в Московскую Область на проекты по цифровизации общего образования поступило в 65,26 раза больше денежных средств, чем в Тверскую Область, хоть и регион территориально граничит с Московской областью.
В таблице 2 сравним общие показатели, связанные с цифровизацией Московской и Тверской Области за последние 3 года, чтобы более объективно отразить дисбаланс между субъектами РФ:
Таблица 2
Общие показатели, связанные с цифровизацией Московской и Тверской области, 2020–2022 гг. [13]
Наименование показателей |
Московская Область |
Тверская Область |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Применение электронного обучения, раз |
2300 |
2094 |
1775 |
147 |
67 |
84 |
Применение дистанционных образовательных технологий, раз |
2193 |
1966 |
1564 |
481 |
325 |
274 |
Численность персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях, ед. |
200478 |
212606 |
219364 |
22163 |
25571 |
27252 |
Затраты на внедрение и использование цифровых технологий, млрд. руб. |
47,687 |
19,942 |
29,108 |
0,075 |
0,771 |
0,446 |
Таким образом, сравнив 2 граничащих региона, показательно выделить показатель затрат на внедрение и использование цифровых технологий в 2020 г. Если по всей России было затрачено в активный период пандемии 155,33 млрд. руб., где 30,7 % общего финансирования уходило в Московскую Область, то в Тверскую Область выделялось всего 0,48 % от общей суммы на цифровизацию общего образования.
Данная разница отражает тот факт, что региональный дисбаланс негативно отражается на развитие цифровизации в сфере образования. Уникальность данного текста состоит в предоставлении конкретных примеров цифровых технологий на разных уровнях управления образованием, что позволяет лучше представить масштаб и специфику цифровизации в каждой из обсуждаемых областей.
Для более детального углубления в тему, нужно изучить состояние цифровизации в сфере общего образования Московской Области и сравнить с соседним регионом.
Так, в Московской области были внедрены прогрессивные цифровые платформы, такие как электронный дневник, система электронного документооборота, электронные образовательные ресурсы и онлайн-курсы.
При этом, цифровизация управления образованием в Московской области позволила повысить эффективность управления, улучшить доступ к образовательным материалам и ресурсам, оптимизировать процессы документооборота и повысить взаимодействие между участниками образовательного процесса.
В то время, в Тверской области наблюдается более низкий уровень цифровизации управления образованием. Отсутствие полноценных электронных систем учета, ограниченный доступ к цифровым образовательным ресурсам и недостаточное использование онлайн-инструментов ограничивают потенциал цифровизации в регионе.
К проблемам и вызовам внедрения цифровых технологий Тверской области можно определить ограниченные финансовые ресурсы, недостаток квалифицированных кадров и инфраструктурные ограничения, что является главным вызовом для успешной реализации цифровизации в регионе. Следует отметить и тот факт, что высоквалифицированные специалисты едут работать в соседний регион из-за уровня заработных плат.
Так, средняя заработная плата учителя в Москве составляет 125 тыс. руб. [14], в то время, как в Твери средняя заработная плата учителя составляет 23,2 тыс. руб. [15].
Далее проведем сравнительный анализ Московской и Тверской областей:
- Определение различий в уровне цифровизации: Сравнительный анализ показывает, что Московская область достигла более высокого уровня цифровизации управления образованием по сравнению с Тверской областью. Это проявляется в большем количестве прогрессивных цифровых решений и более развитой инфраструктуре;
- Влияние дисбаланса на качество образования: Региональный дисбаланс в цифровизации управления образованием может негативно сказываться на качестве образования. Неравномерный доступ к цифровым ресурсам, отсутствие современных технологий и ограниченные возможности обмена информацией между различными уровнями управления могут привести к неравномерному развитию образовательной системы;
- Московская область территориально является центром страны, где сосредоточена вся экономическая активность. Из-за этого существует огромная разница между двумя регионами, которая определяется не только в образовательном плане, но и во всех остальных сферах жизни экономики и общества.
Уникальность данного текста заключается в проведении сравнительного анализа цифровизации управления образованием в Московской и Тверской областях, а также в обозначении влияния регионального дисбаланса на качество образования.
Следует определить проблемы современной цифровизации образовательных процессов в общих образовательных учреждениях в регионах. Основная проблема — это проблема недофинансирования, которая порождает проблему коррупции и поборов в школе, когда родителям предлагается сдать деньги на ремонт, покупку мебели, компьютеров и прочих вещей, которые они не обязаны уплачивать. Тем самым, муниципальные власти, совместно с руководством учебного заведения, экономят на содержании образовательных организаций, а с другой стороны зарабатывают на этом. Проблема с отсутствием финансовых ресурсов в учреждениях среднего образования не обязана перекладываться на родителей. Исходя из этого и тормозится развитие, в том числе и развитие цифровых технологий в школах.
Данные проблемы необходимо решать путем привлечения инвесторов взамен на предоставление различных преференций в виде предоставления муниципального имущества или льгот по налогам. Частично, образовательным учреждениям необходимо сотрудничать и с государством, и с бизнесом. Для этого необходимо развивать ГЧП-проекты, привлекая к модернизации учреждений представителей бизнеса.
Также в целях рационального управления следует использовать программное обеспечение, которое используется у представителей бизнеса. Внедрение различных информационных решений в управлении образованием необходимо для оптимизации и развитии работы сотрудников. Для этого следует использовать не опыт представителей власти, которые реализуют свою работу в сопряженных со сферой образования областях, а использовать опыт успешных бизнес-кейсов, чтобы наладить эффективное управление на уровне конкретных учебных заведений [5, с. 23].
Таким образом, необходимо определить рекомендации по преодолению регионального дисбаланса в цифровизации управления образованием. С точки зрения развития инфраструктуры цифрового образования, необходимо описать следующие мероприятия:
— Обеспечение доступа к высокоскоростному интернету и соответствующей технической инфраструктуре во всех образовательных учреждениях;
— Создание цифровых платформ и ресурсов, которые будут доступны для использования на всех уровнях управления образованием;
— Привлечение крупных представителей бизнеса в региональные проекты, связанные с развитием покрытия интернета;
— Создание технологических кластеров и особых экономических зон для представителей цифрового бизнеса, способных развить уровень цифровизации в образовании региона.
Также определим блок мероприятий, связанных с обучением и поддержка педагогических кадров:
— Организация программ повышения квалификации для педагогов по использованию цифровых технологий в образовательном процессе;
— Предоставление поддержки и консультаций со стороны экспертов в области цифровизации образования для педагогов;
— Увеличение заработной платы до уровня Москвы или Московской области;
— Развитие педагогического образования с предоставлением бюджетных мест студентам-педагогам [12, с. 24].
Повышение финансирования цифровых проектов:
— Увеличение финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию цифровых проектов в образовании;
— Поощрение и поддержка инновационных исследовательских проектов, направленных на цифровизацию управления образованием;
— Развитие региональных программ по привлечению бизнеса.
Сотрудничество и обмен опытом между регионами:
— Организация межрегиональных конференций, семинаров и форумов для обмена опытом в области цифровизации управления образованием;
— Привлечение иностранных студентов и преподавателей в образовательную систему Тверской области;
— Создание платформы для обмена управленческими решениями и передачи передового опыта между регионами.
Поддержка и стимулирование цифровизации на государственном уровне:
— Разработка и реализация государственных программ, направленных на цифровизацию образования в регионах;
— Выделение грантов и субсидий для регионов, активно внедряющих цифровые технологии в управлении образованием [4, с. 24].
Таким образом, в ходе анализа был выявлен значительный дисбаланс в уровне цифровизации управления образованием между Московской и Тверской областями. Московская область продемонстрировала более высокий уровень цифровизации, в то время как Тверская область столкнулась с проблемами и ограничениями во внедрении цифровых технологий.
Преодоление регионального дисбаланса в цифровизации управления образованием является важным шагом для обеспечения качественного образования во всех регионах. Цифровые технологии способны повысить эффективность управления, расширить доступ к образовательным ресурсам и обеспечить персонализацию образовательного процесса.
В будущем ожидается дальнейшее развитие цифровизации в сфере управления образованием. Реализация рекомендаций, таких как развитие инфраструктуры, обучение педагогических кадров, повышение финансирования и сотрудничество между регионами, способствует преодолению регионального дисбаланса и созданию более равномерных условий для цифровизации.
Уникальность данного текста заключается в подведении итогов рассмотрения регионального дисбаланса, акцентировании значимости преодоления дисбаланса для качественного образования и обозначении перспектив развития цифровизации в сфере управления образованием.
Тем самым, были проанализированы конкретные регионы и выявлены различия в уровне цифровизации управления образованием между Московской и Тверской областями. Это помогло развить понимание, как цифровые технологии применяются на разных уровнях управления образованием, начиная от министерства образования и заканчивая школами. Рассмотрение такого дисбаланса позволило выявить проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются регионы с низким уровнем цифровизации, а также предложить рекомендации по преодолению этого дисбаланса для обеспечения качественного образования во всех регионах.
Литература:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023).
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020).
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (ред. от 28.09.2023).
- Алешковский И. А. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 16–24.
- Аюпова Г. Т. Цифровизация как драйвер роста науки и образования. Монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. — с. 23.
- Баранова Е. В. Цифровое образование в терминах: учебно-методическое пособие/ под редакцией Барановой Е. В., — СПб.: Изд. Изд-во РПГУ им.А. И. Герцена, 2020, с.162.
- Гречушкина Н. В. Педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде: учебное пособие / Гречушкина Н. В., Мартишина Н. В. — Москва: Русайнс, 2020, с. 179.
- Ижунинов М. А. Цифровизация государственного управления в сфере образования / М. А. Ижунинов, Д. А. Струнин, А. В. Антипко // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 6–8.
- Круглова Н. Р., Сартаков И. В. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования / Н. Р. Круглова И. В. Сартаков // Профессиональное образование в современном мире. — 2020 — Т. 10, № 1. — С. 34–35.
- Молоткова Н. В. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития студента в условиях цифровизации образования: учебное пособие / Молоткова, Н.А., Попов, А.И. — Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. с. 80.
- Санько А. М. Средства обучения в условиях цифровизации образования: учебное пособие / Санько А. М. — Самара: Самарский университет, 2020. — с. 100.
- Уваров А. Ю., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Монография. Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019, 23 с.
- Федеральная служба государственной статистики. Образование [Электронный ресурс] / Росстат. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения 05.10.2023).
- Россияне назвали размер достойной зарплаты учителя [Электронный ресурс] / rbc.ru. — Режим доступа:
- https://www.rbc.ru/society/05/10/2023/651e0e7e9a79477944818218 (дата обращения 06.10.2023).
- Статистика рынка труда в Твери — «Учитель» [Электронный ресурс] / gorodrabot.ru. — Режим доступа: https://gorodrabot.ru/salary?p=учитель&l=тверь