Данная статья представляет собой анализ правовой среды и перспектив применения в России контрактов жизненного цикла как нового механизма государственно-частного партнерства. Автор статьи выделяет основные преимущества данного вида договорной формы, ее основные отличия и актуальные примеры использования в России и за рубежом.
Ключевые слова: контракт жизненного цикла, взаимодействие государства и бизнеса, государственно-частное партнерство.
В России государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия государства и бизнеса начало активно развиваться в середине 2000-х годов. С течением времени ГЧП стало играть важнейшую роль в решении социально-экономических задач страны: все большее число инфраструктурных проектов реализуется с использованием частных инвестиций. В условиях дефицита бюджетных средств и их более рационального использования государство испытывает потребность в поиске новых форм реализации проектов. Одной из таких форм, доказавших свою эффективность за рубежом, стали контракты жизненного цикла (КЖЦ).
Термин «контракт жизненного цикла» происходит от английского понятия Life Cycle Contract (LCC), а в некоторых странах применяется термин DBFM (Design-Build-Finance-Maintain). Для КЖЦ свойственны следующие характеристики:
– начиная со стадии проектирования, частная сторона создает и (или) реконструирует определенный объект инфраструктуры;
– передает его в собственность государства;
– обслуживает объект на протяжении всего жизненного цикла (в среднем от 15 до 30 лет);
– публичный партнер выплачивает частной стороне заранее оговоренную сумму средств, если предоставляемые услуги соответствуют всем требованиям.
Следует отметить, что распределение рисков между сторонами соглашения происходит исходя из того, какая из сторон может более эффективно управлять тем или иным риском.
Как правило, срок контракта жизненного цикла соответствует сроку экономически эффективного использования объекта инфраструктуры.
Как было отмечено ранее, широкое распространение форма КЖЦ получила в зарубежных странах, в особенности в сфере высокоскоростных магистралей (ВСМ).
Первым проектом в данной сфере является проект строительства высокоскоростной железнодорожной линии HSL-Zuid в Нидерландах, проходящей между Амстердамом и границей Бельгии, с ответвлением до города под названием Бреда. Общая стоимость реализации проекта составила более 6,9 млрд. евро, из которых частные инвестиции составили около 900 млн. евро [2].
Для реализации проекта этого была создана специальная проектная компания HSL, в состав которой вошли застройщик Infrarail, инфраструктурный провайдер Infraspeed и организация, отвечающая за управление движением транспорта по магистрали High Speed Alliance. На стороне публичного партнера выступает Министерство транспорта и управления водными ресурсами Нидерландов.
Согласно условиям КЖЦ, государственная сторона будет выплачивать инфраструктурному провайдеру Infraspreed регулярную и гарантированную плату за обеспечение доступности инфраструктуры железнодорожной магистрали HSL. Размер платежа напрямую зависит от фактической доступности объекта. Срок контракта составляет 25 лет и завершится в 2031 году.
В России правовая основа КЖЦ заложена в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятого в апреле 2013 года. Согласно п. 16 ст. 34, «в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла)» [1].
Таким образом, специфика КЖЦ в России выражается в следующем:
– охватываются все этапы реализации проекта — проектирование, строительство, эксплуатация;
– частный партнер принимает на себя все риски, а также принимает все проектные и технические решения;
– создается специальная проектная компания (Special Project Vehicle), посредством которой осуществляется привлечение финансов;
– публичный партнер осуществляет платежи частному только с начала ввода объекта в эксплуатацию;
– оплата по проекту представляет собой плату за сервис, который должен быть гарантирован на весь период соглашения;
– права собственности могут возникать у обеих сторон.
КЖЦ могут применяться в транспортной, коммунальной, социальной и производственной сферах. Отсюда следует, что перечень объектов, для которых возможно использование КЖЦ, практически идентичен тем же, что упоминаются в Законе о ГЧП и Законе о концессиях. Это свидетельствует о близости КЖЦ как одной из форм государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что если контракт жизненного цикла подразумевает закупку товара или работы, но при этом не включает в себя последующие обслуживание, эксплуатацию и (или) утилизацию, то такой контракт заключается по общим правилам согласно положениям закона о контрактной системе.
Первые примеры реализации инфраструктурных проектов по схеме КЖЦ в России были опробованы в Москве.
Одним из таких проектов стала закупка подвижного состава для московского метрополитена в 2014 году. Договор заключен между ГУП «Московский Метрополитен» и консорциумом, в состав которого входят ПАО «Метровагонмаш» и АО «Трансхолдлизинг». По условиям контракта, частная сторона, помимо поставки вагонов, обязуется обеспечивать их сервисное обслуживание в течение 30 лет — срока их эксплуатации. Общая стоимость контракта составила более 150 млрд. рублей.
За период с 2014 по 2017 годы метрополитен получил 664 вагона. Стоит отметить, что Правительство Москвы будет осуществлять финансирование поставки вагонов в течение 15 лет равными платежами. Таким образом, цена на вагоны не увеличилась, и ГУП «Московский Метрополитен» экономит около 20 % расходов.
Позднее был заключен второй контракт жизненного цикла на поставку еще 768 вагонов в 2017–2020 гг. [3]
Таким образом, КЖЦ представляет собой одну из альтернативных форм государственно-частного партнерства, с помощью которой государство способно решать самые различные социально-экономические задачи.
Литература:
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
2. HSL-Zuid Project Profile // Omega Centre. — 2014. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.omegacentre.bartlett.ucl.ac.uk/wp-content/uploads/2014/12/NETHERLANDS_HSL_ZUID_PROFILE.pdf
3. Контракты жизненного цикла: Поставка вагонов для нужд Московского метрополитена [Электронный ресурс] — URL: https://investmoscow.ru/media/3332696/кжц-метровагоны-для-сайта-с-изм.pdf