Определение чувства вины в классических зарубежных психологических школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021

Статья просмотрена: 1036 раз

Библиографическое описание:

Шевель, И. С. Определение чувства вины в классических зарубежных психологических школах / И. С. Шевель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 293-294. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85150/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрено понятие чувства вины с точки зрения представителей различных зарубежных школ психологии.

Ключевые слова: чувство вины, сознание вины, невротическая личность, внешний авторитет, онтологическая вина.

Рассмотрением понятия чувства вины, стыда и совести занимались многие представители психологических школ. В данной статье освещается взгляд представителей зарубежных школ психологии на чувство вины и его природу.

Начиная с психоанализа, отметим, что психоаналитики исходят из того, что чувство вины может возникнуть у человека как вследствие осуществления им преступного или противоморального деяния, так и вследствие имеющегося у него соответствующего намерения. Клинический психоанализ имеет дело с невротическим чувством вины, возникающим на почве внутрипсихических конфликтов, разыгрывающихся в душе человека.

З. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению вопроса о происхождении чувства вины и сознания вины. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) он показал, что чувство вины у человека может существовать до свершения им проступка. Оно не возникает из проступка. Напротив, сам проступок совершается потому, что человек до этого испытывал чувство вины [1].

В трудах позднего периода З. Фрейд развил свои представления о чувстве вины. В работе «Недовольство культурой» (1930) он назвал сознанием вины то напряжение, которое возникает в психике человека между Сверх-Я и Я. В качестве двух источников чувства вины им рассматриваются страх перед авторитетом и позднейший страх перед Сверх-Я (требованиями совести). Страх перед авторитетом заставляет человека отказываться от удовлетворения своих влечений, в результате чего у него не остается чувства вины. Отказ от влечений, обусловленных страхом перед Сверх-Я, не устраняет чувства вины, так как от совести невозможно скрыть запретные желания. С психоаналитической точки зрения, человек оказывается как бы обреченным на «напряженное сознание виновности» [2].

Изучение неврозов способствует пониманию отношений между чувством вины и сознанием вины. С точки зрения З. Фрейда, при неврозе навязчивых состояний чувство вины навязывается сознанию и играет значительную роль в жизни больного. В случае иных неврозов оно остается неосознанным, находит свое выражение в бессознательной потребности в наказании. Чаще всего чувство вины ощущается в качестве некой тревоги, так как оно является разновидностью страха.

Изучая труды представителей неофрейдистской школы хочется выделить Эриха Фромма, который рассматривал чувство вины в контексте совести.

Фромм ввёл понятие «авторитарной совести». Авторитарная совесть — это голос интернализованного внешнего авторитета: родителей, государства или любого другого авторитета, являющегося таковым в данной культуре. И чувство вины, рассматривалось Фроммом как порождение чувства страха перед этим внешним авторитетом [3].

В своей книге «Гуманистический психоанализ» Фромм описывает возникновение чувства и переживания вины как следствия выражения собственной воли. Когда человек не то чтобы идёт против авторитета, а даже просто поступает так, как сам по себе считает нужным.

В детско-родительских отношениях чувство вины трактуется Фроммом как основополагающее для развития неврозов как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Фромм отмечал, что даже здравая критика авторитета родителей влечёт за собой переживание вины. Вина по Фромму используется как инструмент подчинения ребёнка воли родителя. Взросление же неразрывно связано с переживанием чувства вины [3].

Карен Хорни, так же являющаяся представительницей неофрейдизма, в своей книге «Невротическая личность нашего времени» аналогично характеризовала чувство вины как основополагающее чувство в картине проявлений неврозов [4]. Невротическая личность склонна к острому переживанию собственной вины по любому поводу. Особенно, что касается покорности авторитетам. Здесь прослеживается связь с теорией коллеги Хорни — Эрихом Фроммом. Хорни отмечает, что нервотическая личность тем острее ощущает свою вину, чем более самостоятельной является.

В теории К. Хорни за чувством вины часто скрывается либо тревожность, либо отчаянная защита личности от этой тревожности. Если рассматривать полностью схему, которую приводит Хорни, то первопричиной чувства вины является страх неодобрения, который вызывает тревожность и затем уже чувство вины. Чувство вины и сопровождающие его самообвинения не только являются результатом (а не причиной) страха неодобрения, но также являются защитой от этого страха.

Важный момент отмечаемый Карен Хорни — это то, что самообвинения не позволяют человеку увидеть необходимость изменений и в действительности служат заместителем таких изменений. Этот процесс можно часто наблюдать в повседневной жизни. Если человек сожалеет о том, что сделал или не смог чего-то сделать, и поэтому хочет восполнить это или изменить свое отношение, из-за которого так получилось, он не будет погружаться в чувство вины. Если все-таки это происходит, то указывает на его уход от трудной задачи изменения себя. В самом деле, много проще заниматься раскаянием, чем самоизменением [4].

Ролло Мэй в своей книге «Экзистенциальная психология», описывали чувство вины, как чувство наступающее вследствие неисполнения индивидом своего потенциала и осознания этого. Однако стоит заметить, что он выделял вину онтологическую (т.е. сущностную, естественную) и невротическую. Онтологическая вина — возникает по причине того, что индивид воспринимает себя как того, кто имеет выбор поступать так или иначе, или отказаться от этого выбора вообще. Каждое развитое человеческое существо имело эту онтологическую вину, хотя ее содержание различалось в зависимости от той или иной культуры, которая оказывает на вину большое влияние. Невротическая же вина — следствие вытеснения вины Онтологической. Если индивид не может принять свою вину, то это чувство его невротизирует [5].

Представители и неофрейдистской школы, и экзистенциальной психологии замечали взаимосвязь чувства вины у человека и его желания следовать некоему «авторитету». Выглядеть перед «правильным» перед этим авторитетом, а так же страх того, что поступая тем или иным образом, мы рискуем навлечь на себя недовольство тех, в чьём одобрении нуждаемся.

Литература:

  1. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. — Харьков: Фолио, 2013. — 252 c — Текст: непосредственный
  2. Фрейд, З. Недовольство культурой / З. Фрейд. — Харьков: Фолио, 2013. — 256 c. — Текст: непосредственный
  3. Фромм, Э. З. Гуманистический психоанализ / Э. З. Фромм. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 127 c. — Текст: непосредственный.
  4. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 304 c. — Текст: непосредственный.
  5. Мэй, Р. Экзистенциальная психология / Р. Мэй. — Москва: Эксмо Апрель-Пресс, 2001. — 624 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): чувство вины, сознание вины, внешний авторитет, невротическая личность, онтологическая вина, авторитет, вина, зарубежная школа психологии, неофрейдистская школа, переживание вины.


Ключевые слова

чувство вины, сознание вины, невротическая личность, внешний авторитет, онтологическая вина

Похожие статьи

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Вина в гражданском и уголовном праве: сходства и различия

В настоящей статье рассматривается природа вины, становления понятия «вина», дается сравнение данного понятия в гражданском и уголовном праве.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Понятие вины в гражданском праве

В настоящей статье рассматривается понятие вины в гражданском праве. Автором дается собственное определение понятию «вина» в гражданском праве.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Стресс: эмоциональная составляющая

В статье рассматривается эмоциональная составляющая стресса. Исследуется генезис понятия «стресс» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В заключение дано авторское понимание стресса.

Развитие морального сознания обучающихся на основе дилемм Л. Кольберга

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с развитием морального сознания. В статье моральные дилеммы рассматриваются как средство морального развития и диагностики нравственного сознания обучающихся.

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Похожие статьи

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Вина в гражданском и уголовном праве: сходства и различия

В настоящей статье рассматривается природа вины, становления понятия «вина», дается сравнение данного понятия в гражданском и уголовном праве.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Понятие вины в гражданском праве

В настоящей статье рассматривается понятие вины в гражданском праве. Автором дается собственное определение понятию «вина» в гражданском праве.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Стресс: эмоциональная составляющая

В статье рассматривается эмоциональная составляющая стресса. Исследуется генезис понятия «стресс» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В заключение дано авторское понимание стресса.

Развитие морального сознания обучающихся на основе дилемм Л. Кольберга

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с развитием морального сознания. В статье моральные дилеммы рассматриваются как средство морального развития и диагностики нравственного сознания обучающихся.

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Задать вопрос