В современных социокультурных условиях жизнедеятельности общества значительно возрос интерес к компетентности личности в целом, к ее успешному проявлению, в частности воспитателями, в ситуациях профессионально- педагогической, воспитательной деятельности. Это обусловлено не только значительными изменениями в политической, экономической, культурной сферах общества, но и выросшими требованиями к профессионально‒ личностным качествам педагога-воспитателя.
Поэтому сегодня актуальной выступает научно- практическая проблема формирования, совершенствования профессиональной самореализации воспитателей ДОУ, и, соответственно, отмечается активный поиск, как психологических закономерностей, алгоритмов, так и факторов и условий продуктивности данного процесса.
В рамках системного подхода развитие мы рассматриваем как «движение» критериев компетентности, как возникновение, формирование, преобразование новых качеств и свойств у воспитателя. Развитие профессионализма и такой составляющей, как коммуникация, указывает на многообразие источников и движущих сил изучаемого процесса.
Рассматривая профессиональную компетентность как уровень владения воспитателем знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребности, необходимо представить более целостно те факторы, которые способны влиять на успешность ее развития. Речь может идти, как о положительных, так и негативных параметрах такого влияния.
В теоретических и прикладных психолого-акмеологических исследованиях при анализе категории «факторы» принято подчеркивать их преимущественно субъективный характер. [1]
Мощными психологическими факторами ученые-психологи считают индивидуальные предпосылки меры эффективности профессиональной деятельности специалиста — мотивация личности, ее направленность, компетентность. Не остается без внимания специфика организации профессионально- педагогической среды, качество менеджмента, профессионализм сотрудников и заведующего ДОУ. [2]
Научные предпосылки изучения проблемы психологических факторов достижения и совершенствования профессионализма воспитателя ДОУ мы видим в теориях психического развития личности. Отметим, что в данных теориях делаются акценты на различных факторах — либо на внутренних причинах психического развития, либо на внешних факторах (Л. С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
При этом абсолютизация роли отдельных факторов развития ограничивает возможности науки и практики в подтверждении многоплановости личностного-профессионального роста, в том числе совершенствования коммуникативной компетентности воспитателя, в важности учета психологических факторов изучаемого процесса.
Анализ научной литературы позволил выделить ряд факторов, влияющих в той или иной степени на развитие коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ, среди которых:
— социальная ситуация (само)развития воспитателя (параметры формирования его личности, образование);
— индивидуально-психологические характеристики личности воспитателя (пол, возраст, свойства личности, уровень развития личностного, психологического и профессионального здоровья, коммуникация);
— социально-экономическая ситуация, в которой проходит воспитательная деятельность и ее динамические параметры — менталитет, нормы и ценности общества; [1]
— особенности и функции воспитательной деятельности;
— корпоративная культура образовательной организации (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. С. Стенникова, Е. Н. Филоненко и др.). [3]
Выявленные и описанные в эмпирических авторами психологические факторы возникновения, функционирования, преобразования какого-либо целостного образования, явились основанием более дифференцированного подхода к решению проблемы нашего исследования и обратить внимание на особенностях факторов, способных содействовать и обеспечить возможность перехода воспитателя на новую ступень профессиональной самореализации и личностного роста в целом.
Таким образом, логично сам процесс развития профессионального развития воспитателя рассматривать в качестве фактора личностного и профессионального роста, самореализации.
Анализ параметров воспитательно- образовательной деятельности воспитателя, учет ее специальных условий дали возможность предварительно выделить ряд показателей — мобильность, способность к антиципации, рефлексивность, субъектность, толерантность, самоконтроль и причиной, движущей силой, источником развития его самореализации, обеспечивающей конструктивные взаимоотношения в межличностном общении и эффективность профессиональной деятельности . [4]
Рассмотрим подробнее компонентный состав каждого фактора.
В первый фактор «общительность» со значимой весовой нагрузкой вошли такие компоненты, как «направленность на людей», «взаимопонимание», «контактность» и др. Характерно, что факторный анализ указывает на важность способности воспитателя быть ориентированным на людей, гуманно относиться к ним; проявлять понимание, устанавливать конструктивные отношения с детьми, коллегами, администрацией.
Второй фактор «гибкость» характеризуется следующими психологическими особенностями: «мобильность, подвижность», «способность переключаться на другую деятельность», «умение приспосабливаться к ситуациям» и др.
Отмеченный фактор указывает на важность конструктивного и продуктивного межличностного диалога. Гибкость, выступает мощным фактором общения и неотделим от исполнения управленческих и организационных решений воспитателя и влияет на их результативность и продуктивность.
Третий фактор «самоконтроль» объединяет следующие психологические характеристики личности: «сознательную регуляцию поведения», «наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях», а также «регуляцию собственного поведения и др. [4]
Представление о данном факторе важно в связи с тем, что самоконтроль, по сути, выступает способностью воспитателя успешно достигать цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке. Здесь поможет владение воспитателем механизмами психологической устойчивости.
«Взаимоотношения» как фактор, влияющий на развитие коммуникативной компетентности воспитателя, содержал такие особенности проявления: «принятие ответственности за свои действия», «конструктивное взаимодействие», «способность не ущемлять чужих интересов» и др. Отмеченные компоненты интерпретировались в исследовании как уверенность, инициативность, настойчивость и самостоятельность воспитателя в достижении конфликтологической компетентности; как его способность уверенно решать многочисленные воспитательно‒образовательные задачи без ущерба для коллег, детей.
Последний пятый фактор — это «толерантность» воспитателя. Он оказывал влияние на развитие коммуникативной компетентности воспитателя за счет его способности «переносить влияние неблагоприятных факторов», «терпимость к различным мнениям», «способность к конструктивным отношениям с коллегами, родителями детей» и др.
Подчеркнем, что данный фактор не только обусловливает, но и стимулирует стремление к конструктивному взаимодействию с коллегами, администрацией, т. е. непосредственно влияет на процесс развития конфликтологической компетентности воспитателя.
Как видно, эмпирически выявленные психологические факторы развития коммуникативной компетентности воспитателя тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Их структура подвижна и в значительной степени обусловлена индивидуально‒психологическими особенностями личности каждого воспитателя, его коммуникативными умениями и спецификой профессионально‒воспитательной деятельности.
Таким образом, выделенные психологические факторы — общительность, гибкость, самоконтроль, взаимоотношения, толерантность в совокупности определяли уровень развития конфликтологической компетентности воспитателя и активно учитывались и совершенствовались в ходе экспериментальной работы.
Литература:
- Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
- Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж, 2004.
- Филоненко Е. Н. Проблема развития профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: Научно-практическая конференция с международным участием. 2017.
- Попова Т. А. Карта профессионального развития педагога // «Традиции и инновации в педагогическом образовании»: Сборник научных трудов III Международного круглого стола. 2017.