Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 692 раза

Библиографическое описание:

Пустовойтенко, Ю. С. Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников / Ю. С. Пустовойтенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67271/ (дата обращения: 16.12.2024).



В основе проектной деятельности находится развитие интересов познания обучающихся, а реализация проекта все время предполагает присутствие какого-нибудь существенного итога, какой можно применить в реальной деятельности. Направленность проектов с точки зрения практики очень важна, так как обучающиеся младших классов в своей будущей профессии смогут применить свои проектные продукты [1, с. 115–123].

Метод проектов созидает в себе общность всевозможных учебных познавательных приемов. Учебные приёмы развивают интеллектуальный и моральный рост личности обучающегося. Они активизируют разные потенциалы детей. Метод проектов имеет большую вероятность быть одним из самых результативных способов решения задач по упрощению учебного процесса. Очевидно, метод проектов нельзя рассматривать как основной метод, который определяет стратегию учебы в начальной школе. Он не претендует на первенство методов в учебной деятельности. В содержание всеобщей концепции обучения входит единый комплекс компонентов — цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты настоящей системы взаимосвязаны.

По суждению Е. С. Полат, проект — это совокупность установленных воздействий, документов, предварительных текстов, замысел для образования реального объекта, предмета, основания разнообразного рода теоретического продукта [2, с. 9–17]. Это все время созидательное занятие.

Проектный метод в обучении начальной школы подвергается рассмотрению как некая альтернатива классно-урочной системе. Важнейшей задачей учебы по предоставленному методу, показывается изыскание обучающимися вкупе с преподавателем охватывающей жизни. Все, что дети производят, они подобающим образом обязаны производить сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): планировать, осуществить, подвергнуть анализу, оценивать и, конечно, осмыслить, для чего они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация рациональной деятельности;

в) учеба как постоянное преобразование существования и поднятие ее на наивысшие этапы.

Программа в метода проектов строится как серия совзаимосвязанных моментов, выливающихся из всевозможных задач. Обучающиеся могут научиться создавать свою деятельность сообща с прочими школьниками, отыскать знания, потребные для выполнения любого рода проекта, подобным образом, разрешая собственные животрепещущие задачи, создавая взаимоотношения друг с другом, постигая бытие, дети приобретают нужные для этой жизни познания, причем автономно, или вместе с прочими в группе, сосредоточиваясь на живом и животрепещущем материале, обучаясь смыслить дорогой испытаний в реалиях жизни.

В костяке представленного метода лежит развитие познавательных, созидательных навыков обучающихся, умения автономно сконструировать индивидуальный запас знаний, умений сориентироваться в информационном пространстве, вырабатывание ненапряженного мышления.

Изучаемый нами метод стабильно рассчитывает решение того или другого вопроса. Он предусматривает употребление всяческих методов, интегрирование знаний, умений из многообразных сфер науки, техники, технологии, созидательных областей. Труд по методу проектов располагает не только лишь присутствие и осмысление какой-ни-будь вопроса, но и процесс его выявления, решения, точно охватывает отчетливое планирование действий, присутствие замысла или гипотезы решения этой проблемы, отчетливое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), то есть поручений для каждого участника при условии близкого взаимодействия. Итоги исполненных проектов должны быть предметными, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Метод проектов — это чуть ли не один из методов, правильно отражающий личностный сориентированный подход, какой может быть эффективно применен на разных периодах учебы в купе с иными методами. Он способствует успешному решению наиболее значимых методических задач:

− более успешное формирование прагматической компетенции за счет предоставления достаточной устной практики каждому ученику;

− формирование интеллектуальных умений работать с информацией;

− создание и улучшение социокультурной компетенции;

− индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

− воспитание постоянного желания к обучению.

Говоря о методе проектов как о педагогической технологии, то мы приходим к выводу, что эта технология рассчитывает объединение исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. При этом он ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, а роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи [3, с. 75].

Цели проектного обучения

C:\Users\NOODedas\Pictures\Без имени.png

Далее разберем этапы формирования познавательной активности школьников, предложенные учителем-психологом О. В. Колоненковой, выделенные в соответствии с этапами подготовки и осуществлению проекта:

1 этап — любознательность.

2 этап — познавательная активность, объединённая с получением умений и знаний, нужная для решения познавательных задач, устремления к интеллектуальным достижениям.

3 этап — познавательная активность, устремленная на постижение значительных свойств, предметов и явлений, осмысление важных отношений между ними.

4 этап — познавательная активность без чьей-либо помощи. Этот такой вид активности, который отличается направленностью на определение момента возникновения, причинно-следственных связей, устройства окружающих нас событий, явлений.

На данном этапе метод проектов определяет такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом.

На этапе самостоятельной познавательной активности школьник во время проектной деятельности проявляет значительный уровень познавательного интереса, занимает активную позицию в обсуждении способов достижения цели, обосновывает собственную точку зрения.

Каждый этап познавательной активности является нужным и составляет ядро для более высокого уровня.

Далее рассмотрим важнейшие требования, выдвигаемые к применению метода проектов при формировании познавательной активности детей, предложенные Е. С. Полат [1]:

  1. Наличие значительной с исследовательской, созидательной стороны задачи или проблемы, требующей разностороннего знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Важность предполагаемых результатов с практической и теоретической стороны
  3. Индивидуальная, парная и групповая деятельность учеников без помощи учителя.
  4. Содержательная часть проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Исследовательские методы предусматривают определенную последовательность действий: установление проблематики и вытекающих из этого задач исследования; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформления конечных итогов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематика и анализ приобретенных данных; подведение результатов, оформление итогов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Литература:

  1. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  2. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Книга по требованию, 2012.
  3. Батакова Е. Л. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Книга по требованию, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, познавательная активность, задача, начальная школа, проектная деятельность, решение, этап.


Похожие статьи

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Особенности развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Похожие статьи

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Особенности развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Задать вопрос