Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Маркова, Е. Н. Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива / Е. Н. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 779-780. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31285/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая организацию, большинство руководителей думает, прежде всего, о реализации своих собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, занимаются продвижением услуг на рынке. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

Для руководителя образовательной организации самый главный ресурс — человеческий. Поэтому руководитель в первую очередь должен заботиться о создании комфортных условий (как материальных, так и психологических) для своих подчиненных.

В формировании благоприятного социально-психологического климата большую роль играет руководитель организации. В государственные организации руководитель назначается вышестоящим органом. А это значит, что на руководителе лежит большая ответственность, так как его основная цель — привести свою организацию, которая, как правило, для него неизвестна, к успеху. А успех организации на 80 % зависит от руководителя и от его способности руководить людьми.

Не так давно наша школа, как и многие другие школы, были участниками очередного этапа реорганизации. В результате нашей реорганизации появился новый образовательный комплекс Гимназия № 2200. И все мы, как предполагается, стали одним коллективом. Но так ли это на самом деле? Ведь в комплекс вошли уже сложившиеся коллективы, со своими традициями, правилами, которых, в большинстве случаев, все устраивало. А сейчас приходится перестраиваться, жить в другом ритме, привыкать друг к другу, к новым требованиям, задачам. Что порой вызывает и отрицательные эмоции, и как следствие, сказывается на психологическом климате всего коллектива. Но все мы, и руководители, и члены педагогического коллектива должны понимать, что для достижения общих целей, результатов, для творческого развития, нам необходимо научиться вместе работать. Как же это сделать? Эта проблема волнует многих руководителей.

Одной из основных задач, стоящих сегодня перед управленческой командой образовательной организации, является формирование единого педагогического коллектива. Формирование коллектива через совместную деятельность — именно в этом мы видим залог успеха. Начало этой работы было положено на февральском педагогическом совете, тема которого была «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов». Педсовету предшествовало исследование состояния психологического климата (85 респондентов).По итогам исследования намбыло над чем задуматься серьезно. И мы решили провести педсовет в группах, для того, чтобы сразу решить несколько поставленных задач.

Коллектив работал в 10 творческих группах по 10–12 человек, каждая из которых имела свое задание. Важно было определить факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на климат в коллективе и пути формирования благоприятного психологического климата.

Педсовет вызвал интерес у педагогов и было решено и в дальнейшем использовать активную форму его проведения.

Следующей актуальной темой для обсуждения стало «Профессиональное выгорание педагога и его профилактика». Для нас представляется важным привлечение внимания педагогов к своему психо-физиологическому здоровью, профессиональной активности. Вновь работа была начата с диагностики — была использована методика профессионального выгорания педагогов.

Формой проведения по данной теме был выбран — «Единый методический день»; работа велась в группах переменного состава с использованием метода «Мозговой штурм».

Коллективное обсуждение позволило выявить причины эмоционального, профессионального выгорания педагога и определить условия, меры по их предупреждению и профилактике.

Два активных педагогических совета, проведенных на основе деятельностного подхода, позволяют говорить о результатах:

  1. Родилось доверие среди педагогов, представляющих еще недавно разные образовательные организации.
  2. Было снято эмоциональное напряжение в процессе общения.
  3. Неиссякаем был процесс творчества (родились стихи и схемы, креативные предложения…).
  4. Группы переменного состава позволили познакомиться каждому педагогу со значительным числом коллег; увидеть, что цели и задачи ими ставятся близкие по своей сути.

Итак, руководитель любой организации должен помнить, что психологический климат, межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, определяют его основное настроение, а это очень важно для успешной работы. Это и есть одна из составляющих социальной ответственности, которой многие руководители не уделяют должного внимания.

Завершить свое выступление я хочу основным выводом по итогам проделанной работы — формирование единого педагогического коллектива в нашей Гимназии началось…

Основные термины (генерируются автоматически): психологический климат, руководитель, социальная ответственность, единый педагогический коллектив, коллектив, образовательная организация, педагогический коллектив, переменный состав, профессиональное выгорание педагога.


Похожие статьи

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления в укреплении деловой репутации образовательной организации

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления в укреплении деловой репутации образовательной организации

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Задать вопрос