Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бережнова, О. В. Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения / О. В. Бережнова, Е. И. Пилюгина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1564/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная жизнь требует от каждого человека максимальной личной отдачи вне зависимости от сферы его профессиональной деятельности. Повышение требований, которые предъявляются как к обществу в целом, так и к составляющим его субъектам, делает проблему успеха актуальной для всех. Как следствие, в науке обострился интерес к вопросам содействия успеху человека во всех сферах его жизнедеятельности и, в первую очередь, в сфере его профессиональной карьеры. Данная проблематика затронула и сферу школьного образования, где рассматривается необходимость создания устойчивой ситуации успеха для каждого субъекта образовательного процесса. В связи с этим изучение феномена карьерного успеха деятельности руководителя общеобразовательного учреждения — это актуальная проблема, решение которой имеет непосредственное отношение к повышению престижа общеобразовательного учреждения и укреплению авторитета педагогов в нашем обществе [2].

Рассматривая теоретические подходы к определению «успеха», представляется возможным отразить «карьерный успех» в контексте деятельности руководителя образовательного учреждения, как личностно-нравственную составляющую эффективности управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. «Карьерный успех» определяется каккачественнаяхарактеристика деятельности руководителя, имеющая несколько составляющих. В процессе гносеологического исследования данного понятия выделены следующие составляющие:

• Внешняя - связана с результатами деятельности, с общественным признанием достижений руководителя, отношением общества к тому, что и как он реализует в управленческой деятельности.

  • Внутренняя- это удовлетворенность руководителя результатами своего труда, его самооценка профессиональных достижений.

  • Аксиологическая - определяет соотнесение внешних результатов деятельности и внутренней удовлетворенности руководителя в соответствии с общественными идеалами и нравственно-духовными ценностями[8].

Карьерный успех выступает на мотивационном этапе как положительный ориентир в отношении предстоящей деятельности, на организационном - как условие выполнения поставленных задач, на результативном - усиливает творческое, активное отношение к труду руководителя.

Карьерная успешность руководителя школы - обобщенная оценка деятельности руководителя общеобразовательного учреждения как менеджера и педагога, как репутационная характеристика его стиля работы, т.е. имеющая позитивное общественное мнение, признание его достижений. Под ним мы понимаем общественно значимый и личностно ценный результат деятельности руководителя, определяющий эффективность деятельности как самого руководителя, так и всего школьного коллектива. Кроме того, успех руководителя общеобразовательного учреждения определяется знанием факторов, способствующих достижению карьерного успеха. Выявление факторов успеха и их умелое использование позволит повысить эффективность управленческой деятельности в общеобразовательном учреждении. В связи с этим особый научно-исследовательский интерес представляет теоретико-прикладное обоснование факторов, активно способствующих совершенствованию профессиональной деятельности руководителя школы[1].

Существующие в литературе подходы к определению сущности понятия «факторы успеха» позволили рассмотреть определение факторов карьерного успеха руководителя образовательного учреждения в контексте психологического исследования.

При обосновании данного понятия мы придерживались следующих концептуальных положений:

  1. «Факторы управленческого успеха» базируются не только на субъективно воспринимаемых окружающими преимуществах руководителя и возглавляемого им образовательного учреждения, но и на объективно заданных условиях, в которых непосредственно действует школа.

  2. Идентификация данных факторов успеха и их осмысление позволяют руководителю выделить основные направления совершенствования деятельности образовательного учреждения.

  3. Деятельность руководителя образовательного учреждения не сводится к выполнению управленческих функций и организационных задач. Она представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной, с одной стороны, на обеспечение условий, способствующих достижению целей школы, с другой стороны, на создание стратегии достижения результатов и эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим выбор наиболее значимых (приоритетных) факторов является сложной аналитической задачей и выступает важной составляющей самоанализа и самооценки деятельности руководителя образовательного учреждения.

  4. Выявление и обоснование приоритетных факторов управленческого успеха руководителя исходит из особенностей конкретного образовательного учреждения, а также из соблюдения руководителем требований, предъявляемых современной наукой управления.

  5. Одной из задач руководителя образовательного учреждения является самостоятельное выявление и использование факторов карьерного успеха для сохранения конкурентоспособности школы и ее положительной репутации в среде учащихся, учителей, родителей, местной общественности[3, 6].

В современной науке предпринимались различные попытки выделения подобных факторов. Однако в большинстве случаев подобные факторы выделялись вне четкой системы и основательности, причем выбор и его обоснование, как правило, были продиктованы конкретными, часто ситуативными задачами изложения каких-либо положений конкретной области знания, чаще всего практической психологии и психотерапии.

В зарубежной практической психологии факторы успеха рассматривались такими авторами как Д. Карнеги, Н, Хилл, многочисленными мастерами НЛП — Г. Гриндлером, Р. Бэндлером, М. Аткинсоном, Дж. О'Коннором, Дж. Сеймором. С. и К. Андреасом, Р. Макдональдом и многими другими.

Вышеназванные внутренние факторы приводятся также различными авторами применительно и к деятельности успешного руководителя. Так в социально-психологических исследованиях последних лет представлена идеальная модель современного руководителя, включающая ряд обязательных качеств. Среди них: гуманное отношение к подчиненным, самоутверждение благодаря личным результатам в труде, умение управлять возникающими ситуациями, в том числе и экстремальными, получение удовлетворения от управленческой деятельности, ориентированность на человека при решении профессиональных задач.А.Г. Комендант и Г.С Михайлов отмечают, что обязательным критерием является не только наличие, но истепень развитости установленныхкачествличности руководителя[7].

Эндрю Дж. Дубрин в своей работе « Успешный руководитель» называет тринадцать основных правил на пути к успешному руководству. Среди них по-своему сформулированные авторомцелеполагание, компетентность, искренность, умение взаимодействовать с людьми, мотивировать и убеждать их, способность контролировать свои эмоции и самосовершенствоваться и т.п[4].

Аналогичные факторы представлены в работах таких исследователей, как М.Вудкок, Д.Френсис, Т.Коно, Е.С.Кузьмин, И.П.Волков, E.H. Емельянов, Г.Кунц, С.ОДоннел, В.С.Мерлин, А.Морита и др.

Однако, как отмечалось выше, успех деятельности руководителя нередко определяют или ограничивают не только внутренние, но и внешние факторы.

Среди теоретических и эмпирических работ, посвященных анализу внешних факторов, воздействующих на успешность деятельности руководителя, можно выделить исследования Фуллера Д., Журавлева А.Л., Мартынова С.Д. и др.

Среди внешних (объективных) факторов, определяющих успех деятельности руководителя, авторы выделяют: требования общества и государства, закрепленные в нормативных документах и общественных нормах (мораль, традиции, общественное мнение), специфику сложившейся управленческой системы (ее цели, задачи, структуру, технологию управления), воздействие внешней среды.

С.Ю.Ключников в своем диссертационном исследовании отмечает также такие влияющие на человека внешние факторы, как семья, социальная среда, страна, в которой человек живет, историческая эпоха, профессиональная востребованность, друзья и близкие, конкретные благоприятные и полные возможностей обстоятельства[6].

В целом, можно утверждать, что в разных сферах деятельности значение имеют различные факторы успеха.

Таким образом, опираясь на имеющиеся в науке теоретические подходы к определению «успеха», определено понятие «карьерный успех» факторы карьерной успешности в контексте деятельности руководителя образовательного учреждения, как личностно-нравственную составляющую эффективности управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. Понятие «управленческий успех» определяется как качественная характеристика деятельности, обобщенная оценка деятельности руководителя образовательного учреждения как педагога и менеджера, репутационная характеристика стиля его работы, т.е. имеющая позитивное общественное признание. Она включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю составляющую. Внешняя составляющая связана с результатами деятельности, с общественным признанием достижений личности, с вниманием общества к тому, что он реализует в своей деятельности. Внутренняя составляющая обеспечивает удовлетворенность личности результатами своего труда и связана с достижением желаемого[5].


Литература:

  1. Бакулин И.И. Психологическое содержание управленческих способностей // Прикладная психология и психоанализ. 2002. №3. С.23-34.

  2. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Знание. - 2007. - 327с.

  3. Деркач A.A. Щербина A.B. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. - М.: Наука, 2008. — 268с.

        1. Дубрин. Э.Успешный руководитель. - М.: Астрель, 2005. - С. 1-3

        2. Емельянов E.H. Кузьмин Е.С. Волков И.П. Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк. Л., 194.- 259с.

        3. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: Дисс. ...канд. философ, наук. - М., 2003. — 145с.

        4. Комендант А.Г. Михайлов Г.С. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя. М.: Народное образование, 2006- 189с.

        5. Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех.// Открытая школа. М., 2004 №4. - С52-55.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, карьерный успех, управленческая деятельность, личностно-нравственная составляющая эффективность, обобщенная оценка деятельности руководителя, образовательный процесс, профессиональная деятельность, управленческий успех, Успешный руководитель.

Похожие статьи

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Психологическое сопровождение развития карьерной компетентности государственных служащих в профессиональной деятельности

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Похожие статьи

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Психологическое сопровождение развития карьерной компетентности государственных служащих в профессиональной деятельности

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения