Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя предприятия на эффективность его деятельности и деятельности трудового коллектива.
Ключевые слова: личность, имидж, руководитель, профессионально-важные качества, эффективность деятельности.
Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь — её руководителя. Не случайно изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей.
Многочисленные публикации, выполненные в рамках психологии управления, социальной психологии (Д. В. Березин, А. В. Быков, Б. А. Душкова, Л. В. Минаев, Г. Н. Сартан, Я. В. Толмачев, А. А. Шестаков и др.), отражают уровень разработанности данной проблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя и особенностей его имиджа зависят не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др.
Применительно к личности руководителя компании М. И. Колоскова рассматривает имидж как целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю. Основной проблемой, встающей перед руководителем, является проблема построения взаимоотношений с подчиненным ему коллективом и вышестоящим руководством. Эти взаимоотношения должны строиться так, чтобы способствовать налаживанию эффективной работы всего коллектива, достижению целей, поставленных перед организацией в целом [1].
Г. Н. Сартан показывает, что основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.
На формирование имиджа руководителя влияют внешность, стиль поведения и стиль руководства. Внешность человека включает в себя не только внешний вид, но и способ самоотдачи, самопрезентации личности, во многом зависящий от коммуникативной компетентности человека. Стиль поведения показывает индивидуальность поведения и деятельности человека и обусловлен личностными особенностями и спецификой эмоционально-волевой сферы. Огромное значение в формирование стиля поведения имеет направленность личности и позиция по отношению к окружающим, речевые особенности: лексика и невербальное поведение. Стиль руководства является неотъемлемой чертой руководителя, и, в зависимости от используемого стиля руководителя, идет формирование имиджа.
Положительный имидж руководителя обусловлен направленностью личности руководителя. Согласно исследованиям В. М. Шепель руководитель, отличающейся активно-положительным типом установки по отношению к подчиненным, обладает авторитетом и положительным имиджом. Такой руководитель учитывает и деловые качества, и личностные особенности человека в постановке задачи и оценке деятельности подчиненных. Руководитель способен создать в коллективе благоприятный психологический климат, атмосферу инициативного и творческого поиска, влияющих на повышение эффективности совместной деятельности трудового коллектива.
Формированию положительного имиджа руководителя способствует властно-лидирующий стиль межличностного общения. Отношение руководителя к подчиненным строится на равном сочетании доминирования и дружелюбия с проявлением добросердечия, отзывчивости, требовательности [2].
Неэффективный руководитель отличается отрицательно-манипулятивным типом установки по отношению к подчиненным. Характерна категоричность в решениях, выводах и суждениях о других людях: непримиримость к недостаткам, склонность к авторитарному влиянию. Руководитель испытывает трудности в создании здорового психологического климата в коллективе, не способен создать атмосферу инициативного творческого поиска и обеспечить эффективность совместной деятельности педагогического коллектива. Преобладание прямолинейно-агрессивного стиля межличностного общения препятствует формированию положительного имиджа руководителя. Отношение такого руководителя к подчиненным характеризуется высоким уровнем доминирования и низким уровнем дружелюбия. Высокий уровень требовательности сочетается с низким уровнем уступчивости и доверчивости.
Формированию положительного имиджа руководителя способствует ряд профессионально-важных качеств: умение создавать эффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. [3].
Существенное значение имеют такие черты характера руководителя, как определенность, цельность, уравновешенность, твердость. Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных ситуациях; цельность — единство слова и дела, логичность поступков; уравновешенность — сдержанное, терпеливое отношение к людям, ровное поведении, умение контролировать себя; твердость — обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия [2].
Можно говорить о ведущей роли эмоционально-волевой саморегуляции в формировании имиджа руководителя.Успешные руководители, пользующиеся авторитетом у подчиненных, имеют высокий уровень волевой саморегуляции, настойчивости, стремление к завершению начатого дела, высокий уровень самообладания. Они характеризуются эмоциональной зрелостью, активностью, независимостью, самостоятельностью. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки.
Таким образом, имидж руководителя — это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности. Личность руководителя — это прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств и мотивационно-потребностных отношений. Каждый руководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и как индивидуальность, но далеко не всякому удается стать субъектом профессионального развития, сформировать свой «адекватный» имидж. Изучение имиджа руководителя невозможно без исследования его профессионально-важных качеств, среди которых можно выделить способность к целеполаганию, планированию, разрешению конфликтов, стрессоустойчивость, тактичность, мотивационные, ценностные ориентации, интеллектуальные умения и др.
Литература:
- Кузнецова Л. Э. Теоретический анализ проблемы влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на формирование имиджа руководителя предприятия / Л. Э. Кузнецова, М. М. Коншина // Проблема безопасности человека в современном мире: сборник материалов по итогам научно-практической Всероссийской конференции, 11 апреля 2017 г. / под ред. А. М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. — Новочеркасск: Лик, 2017. — С. 45–49.
- Кузнецова Л. Э. Эмпирическое изучение влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя предприятия / Л. Э. Кузнецова, М. М. Коншина // Проблема безопасности человека в современном мире: сборник материалов по итогам научно-практической Всероссийской конференции, 11 апреля 2017 г. / под ред. А. М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. — Новочеркасск: Лик, 2017. — С. 49–52.
- Минаева, Л. В. Имидж руководителя / Л. В. Минаева // Государственное управление. Электронный вестник. — 2003. — № 1. — С. 5–8.