Логопедическое кинезиотейпирование как средство активизации мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.10.2021

Статья просмотрена: 2159 раз

Библиографическое описание:

Михальченко, П. М. Логопедическое кинезиотейпирование как средство активизации мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / П. М. Михальченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84526/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: кинезиотейпирование, активизация мышц, мимическая мускулатура, артикуляционная мускулатура, дети старшего дошкольного возраста, дизартрия.

Одним из самых главных условий полноценного развития ребенка является его речь. Именно от четкой, красивой и грамотно поставленной речи ребенка зависят его способности правильно излагать свои мысли, общаться с близкими людьми и познавать окружающий вокруг мир.

Ознакомившись с данными заключений психолого-медико-педагогической комиссии четко заметно, что в настоящее время значительно возросло число детей с дизартрией. Волкова Л. С. определяет понятие «дизартрия» как «нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата» [2, с. 191].

Для детей с дизартрией характерно: ограниченность объема движений мимической и артикуляционной мускулатуры; неспособность определить и разграничить отдельные прикосновения к частям лица и артикуляционного аппарата; нарушения звукопроизношения и просодики.

Согласно исследованиям, важнейшим условием логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является активизация мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Четкая, красивая, грамотно поставленная речь главным образом связана с точными движениями мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Для правильно развитой мимической и артикуляционной мускулатуры характерно, чтобы движения мышц: щек, лба, рта, губ, языка, нёба, нижней челюсти были точными и правильными.

Для выявления статуса подвижности мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией мною было проведено логопедическое обследование 8 детей. Обследование проводилось по методике В. М. Акименко.

По итогам логопедического обследования было выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с дизартрией доминирует первый уровень (низкий) — 5 детей (62,5 %), двое детей (25 %) имеют второй уровень (ниже среднего) и всего один ребенок (12,5 %) имеет третий уровень (средний) подвижности мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Подводя итог обследования подвижности мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, можно отметить следующий характер движений мышц: объем движений неполный; темп движений замедлен; преобладает повышенный тонус мышц; невозможность удержания заданной позы; саливация; сопутствующие непроизвольные движения (синкинезии); движения неточные; трудности изменения заданного положения речевых органов; отсутствует последовательность движений.

К современным вспомогательным классическим методам формирования точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика) у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях настоящего времени можно отнести логопедическое кинезиотейпирование.

Согласно авторам Касаткину М. С., Беляковой А. М., Ачкасову Е. Е. логопедическое кинезиотейпирование понимается как «способ рецепторного воздействия на различные органы и системы специально разработанным эластическим пластырем, который наносится с определенным натяжением на поверхностные ткани тела (кожу)» [1, с. 9].

Первым, кто предложил методику кинезиотейпирования был японский доктор Кензо Касе. В 1973 году Кензо Касе разработал концепцию будущего метода, а уже в 1979 году он представил описание мышечного кинезиологического тейпирования.

Термин «кинезиотейпирование» происходит от латинского слова «kinesio» — движение и английского слова «tape» — лента. Таким образом, можно подчеркнуть, что данный метод стимулирует нефункционирующие мышцы речевого аппарата работать.

Кинезиологический тейп — это специально разработанный тейп из 100 % хлопка и покрытый специальным гипоаллергенным слоем для наложения на покровные ткани тела с целью влияния на разные органы или системы органов.

Принцип действия тейпа состоит в том, что будучи наклеенным на кожу, он активизирует рецепторы, находящиеся в мышцах и коже, что и позволяет мозгу «заметить нефункционирующие мышцы». Наклеенный тейп придает непривычное положение органам артикуляции, что и побуждает человека пошевелить органами артикуляции, дабы вернуть их в комфортное положение.

Перед применение кинезиотейпа необходимо убедиться, что на коже отсутствуют раны, царапины; убедиться в том, что у ребенка нет аллергии на клейкую основу тейпа — акрил. Далее следует обезжирить кожу и дать высохнуть.

Работу по формированию точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией необходимо проводить на каждом индивидуальном логопедическом занятии. С целью достижения более высокого результата коррекционной работы по формированию точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией стоит применять кинезиотейпы после проведения логопедического массажа, перед артикуляционной гимнастикой. Тейпы абсолютно не мешают работе мимической и артикуляционной мускулатуры, а наоборот повышают работу речевого аппарата, облегчая выполнение движений для постановки правильной артикуляционной позы.

Кинезиотейпы накладываются на отдельные участки поверхности кожи ребенка, а также его лица промежутком на несколько дней или недель (как правило: до четырнадцати дней). Далее необходим перерыв на несколько дней, после которого вновь можно применять тейпы. Число процедур по применению кинезиотейпов зависит от определенной проблемы.

Для формирования точных движений мышц губ рекомендуется произвести тейпирование круговой мышцы рта. Для этого используется кинезиотейп шириной 2.5 сантиметра, который накладывается сначала над верхней губой, далее под нижней губой с небольшим натяжением. В результате стягивания круговой мышца рта происходит раздражение её рецепторов, вследствие чего ребенок начинает шевелить губами.

Для коррекции саливации также можно проводить кинезиотейпирование. Тейп приклеивается на мышцы, которые непосредственно принимают участие в акте глотания. Для этого берется две ленты шириной 2.5 сантиметра и измеряются от подъязычной кости до области ключицы. Ребенок должен занять положение сидя. Затем одна лента приклеивается от подъязычной кости до ключичной кости по левой стороне, при этом не затрагивая щитовидную железу. Вторая лента приклеивается по аналогии с первой, только уже с правой стороны. Такой способ нанесения кинезиотейпов помогает ребенку невольно сглатывать слюну.

Чтобы сформировать точные движения мышц языка необходимо провести кинезиотейпирование подъязычной мышцы. Для этого применяются малоразмерные кросс-тейпы с целью воздействия на точки выходов нервов. Кросс-тейп приклеивается с двух сторон нижнечелюстного треугольника, а также с двух сторон около угла нижней челюсти.

Применять методику кинезиотейпирования может только тот логопед, который прошел специальные курсы по обучению кинезиотейпированию. Так как только специально обученный специалист может определить нужную степень натяжения тейпа для конкретного ребенка.

Таким образом, можно подчеркнуть тот факт, что применение кинезиотейпирования в совокупности с логопедическим массажем и артикуляционной гимнастикой значительно повышает и ускоряет результативность коррекционной работы по формированию точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Литература:

  1. Ачкасов Е. Е., Белякова А. М., Касаткин М. С. и др. Клиническое руководство по кинезиологическому тейпированию / Под ред. М. С. Касаткина, Е. Е. Ачкасова. М., 2017.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  3. Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. Основы кинезиотейпирования. Учебное пособие / Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. М.: Спорт, 2016.
  4. Зайцева Е. С. Логопедия. Тейпирование подъязычного нерва. — https://www.youtube.com/watch?v=dnN356l8p7M
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная мускулатура, старший дошкольный возраст, ребенок, точное движение мышц, дизартрия, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, речевой аппарат, коррекционная работа, логопедическое обследование.


Ключевые слова

дети старшего дошкольного возраста, дизартрия, Кинезиотейпирование, активизация мышц, мимическая мускулатура, артикуляционная мускулатура

Похожие статьи

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии...

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является: 1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат...

Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, артикуляционный аппарат, ребенок, дефект звукопроизношения, звук, кончик языка, нарушение, подъязычный нерв, тонкая моторика, фонетическая сторона речи.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой... По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика, проводимая в групповой форме имеет цель: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и обеспечить их мышечную активность, поэтому в неё включаются упражнения доступные всем детям и для мышц, которые обеспечивают работу языка, нёба, гортани.

Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата. Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей, снижает интерес к гимнастике, а значит, эффективность упражнений уменьшается.

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата...

Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. артикуляционную гимнастику проводим с сопротивлением, с нагрузкой.

На основании проведенной работы с целью улучшения мышечного тонусу и подвижности речевого аппарата у дошкольников старшего возраста со тертой дизартрии можно говорить об эффективности подобранной формы работы.

Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, ребенок, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, мелкая моторика, коррекционная работа, артикуляционная моторика, грудная...

Использование инновационных приемов по развитию...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;  объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады

Практика проведения артикуляционной гимнастики... Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В основе патогенеза дизартрии находится недостаточность иннервации мышц, обеспечивающих артикуляцию, голосообразование, темп, ритм, интонации, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизношения, которое является следствием нарушения в системе иннервации речевого аппарата.

Каждое логопедическое занятие с детьми с дизартрией должно начинаться с упражнений на активизацию дыхания и выработкe правильного физиологического и речевого дыхания.

Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат...

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов (губ, языка, зубов, твердого и мягкого неба, челюстей), состояние тонуса мышц в покое и в активной речевой деятельности. У детей с дизартрией

В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии... Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

Артикуляционная гимнастика — это неотъемлемый компонент коррекционной работы логопеда. И никто как логопеды знают о важности специальных упражнений для речевой моторики. Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять простые движения в сложные. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, она не только способствует коррекции звукопроизношения, но и улучшению дикции.

Похожие статьи

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии...

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является: 1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат...

Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, артикуляционный аппарат, ребенок, дефект звукопроизношения, звук, кончик языка, нарушение, подъязычный нерв, тонкая моторика, фонетическая сторона речи.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой... По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика, проводимая в групповой форме имеет цель: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и обеспечить их мышечную активность, поэтому в неё включаются упражнения доступные всем детям и для мышц, которые обеспечивают работу языка, нёба, гортани.

Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата. Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей, снижает интерес к гимнастике, а значит, эффективность упражнений уменьшается.

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата...

Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. артикуляционную гимнастику проводим с сопротивлением, с нагрузкой.

На основании проведенной работы с целью улучшения мышечного тонусу и подвижности речевого аппарата у дошкольников старшего возраста со тертой дизартрии можно говорить об эффективности подобранной формы работы.

Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, ребенок, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, мелкая моторика, коррекционная работа, артикуляционная моторика, грудная...

Использование инновационных приемов по развитию...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;  объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады

Практика проведения артикуляционной гимнастики... Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В основе патогенеза дизартрии находится недостаточность иннервации мышц, обеспечивающих артикуляцию, голосообразование, темп, ритм, интонации, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизношения, которое является следствием нарушения в системе иннервации речевого аппарата.

Каждое логопедическое занятие с детьми с дизартрией должно начинаться с упражнений на активизацию дыхания и выработкe правильного физиологического и речевого дыхания.

Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат...

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов (губ, языка, зубов, твердого и мягкого неба, челюстей), состояние тонуса мышц в покое и в активной речевой деятельности. У детей с дизартрией

В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии... Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

Артикуляционная гимнастика — это неотъемлемый компонент коррекционной работы логопеда. И никто как логопеды знают о важности специальных упражнений для речевой моторики. Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять простые движения в сложные. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, она не только способствует коррекции звукопроизношения, но и улучшению дикции.

Задать вопрос