Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 27.06.2021

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Дейнеко, Н. И. Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии / Н. И. Дейнеко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82844/ (дата обращения: 28.01.2022).



В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, речевое дыхание, дизартрия.

Современными научными исследованиями дизартрия определена как сложный дефект, который характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодических характеристик речи. В основе патогенеза дизартрии находится недостаточность иннервации мышц, обеспечивающих артикуляцию, голосообразование, темп, ритм, интонации, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Эти патологические изменения негативно влияют на психофизиологическое развитие детей и становятся причинами осложнения интеграции ребёнка в общество, и освоения образовательных программ.

Одним из путей преодоления дизартрии является коррекция речевого дыхания. Вопросы коррекции дыхания при дизартрии рассматривали в своих исследованиях Л. И. Белякова, А. Н. Стрельникова, Е. Н. Стрыгина, Е. В. Шмидт и др.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизношения, которое является следствием нарушения в системе иннервации речевого аппарата. Дизартрия проявляется клинически выраженной недостаточностью звуковых и просодических характеристик речи, связанных с органическим поражением центральных и периферических структур нервной системы. Среди других характерных особенностей этой группы расстройств можно отметить:

1) нарушение голоса, он становится слабым, неблагозвучным и сопровождается заменой звонких согласных на глухие;

2) расстройства ритма и глубины дыхания;

3) нарушение координации между артикуляцией и дыханием [5].

Е. Ф. Архипова выделяет так называемую функциональную дизартрию, как результат ослабления нейронных связей в мозговых центрах, отвечающих за речь и слух, поражение которых приводит к плохому восприятию речи и её продукции [1].

Дизартрия — это расстройство артикуляции в следствии бульбарного и псевдобульбарного синдромов, а также экстрапирамидных и мозжечковых расстройств [5]. У детей основным этиологическим фактором следует считать перинатальную патологию, прежде всего детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП может возникнуть под влиянием самых разнообразных причин, оказывающих воздействие на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первую неделю внеутробной жизни (родовая травма, гипоксия плода, резус-конфликт, пороки развития, и ряд наследственных патологий). Классификация дизартрии, с одной стороны, основывается на определении уровня поражения нервной системы. С другой стороны, на особенностях клинических проявлений и характерных черт моторной дисфункции. Таким образом различают дизартрии: пробковую, мозжечковую, экстрапирамидную, бульбарную, псевдобульбарную.

Дефект дизартрии заключается в расстройствах формирования системы фонетических средств произношения и образования звуков. В структуре речевого дефекта у детей с дизартрией ведущими нарушениями выступают расстройства формирования системы фонетических средств языка, используемых для образования звуковых единиц родного языка. Несмотря на негрубый характер нарушений звукопроизношения лексический запас, грамматическая структура находятся на грани нормы. В дальнейшем такие дети имеют проблемы при обучении в школе и освоении письменной речи [3].

Для таких детей характерно нарушение просодической стороны устной речи. Отсутствует интонация высказывания, наблюдается слияние фраз, страдает темпоритмичная организация устной речи. Тщательное обследование позволяет выявить природу нарушений и установить форму дизартрии.

При опросе родителей констатируется затруднённый перинатальный период жизни. В процессе развития проявляются недостатки в индивидуальном развитии звукопроизношения. Обследование позволяет найти снижение мышечного тонуса. Отмечается напряжённость корня языка и недостаточная его выраженность. При открывании рта язык «обеспокоен». Особенностью являются неравномерные изменения мышечного тонуса различных частей речевого аппарата — повышение в одной группе мышц и снижение в других. Нарушена точность движений. Развитие речи несколько отстаёт от нормы. Слова появляются после полутора лет, фраза до трёх лет [2].

Однако на первом плане — стойкие нарушения звукопроизношения, которые трудно поддаются коррекции. Для детей с дизартрией характерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи: искажение, замена звуков, различные виды сигматизма, ротацизм, лямбдацизм, дефекты оглушения и др. Больше всего искажаются звуки, связанные с движениями кончика языка: нёбное «Г», упрощённое произношение шипящих и свистящих.

Фонематическое восприятие нарушено в отношении звуков, искажённых при устной речи. Дети могут слышать ошибки других, но не слышат своих. Не всегда является эффективным процесс автоматизации звуков. Голос имеет сиплый, назализованный оттенок, темп речи ускорен. Может быть затруднено глотание и накопление слюны во рту. Речь без пауз, однообразна. Нарушено дыхание — ребёнок делает дополнительные дыхательные движения.

Обучение осознанному управлению всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц, а также регулировку работы дыхательного центра благотворно влияет на оздоровление всего организма в целом. Перед логопедом возникает задача построить свою работу наиболее интересно для детей с дизартрией и с максимальной результативностью. Руководствуясь тем, что в клинической картине дизартрии неизменно присутствует расстройство как речевого, так и неречевого (физиологического) дыхания, которое имеет свои особенности, необходим системный подход в реабилитационной работе [4].

Физиологическое дыхание у детей, как правило, поверхностное, ритм его неустойчив и нарушается даже при небольшом эмоциональном и физическом напряжении. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Перед вступлением в речь дети с диагнозом дизартрия делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает возможности закончить фразу до конца. Фраза обрывается для добора воздуха, либо произносится на вдохе, что ведёт к множественным искажениям, а иногда и невозможности воспроизвести высказывание или звук из-за слабой и неправильно направленной воздушной струи.

Для коррекции речевого дыхания при дизартрии используются дыхательные упражнения. Цель применения дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе при произнесении отрезка фразы или высказывания, то есть при ротовом выдохе. Примерами дыхательных упражнений являются приёмы установления плавности речи, голосовых модуляций, силы и громкости, а также темпа, ритма и тона голоса [5].

При выполнении упражнений, следует помнить, что во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны, грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе, живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться, во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; вдох должен быть мягким и коротким, а выдох — длительным, спокойным и плавным; сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание, говорить только на выдохе.

Особое внимание необходимо уделять гигиене проводимых дыхательных тренировок. Перед проведением дыхательных упражнений необходимо регулярно проводить влажную уборку, проветривать помещение. Сразу после приёма пищи упражнения проводить категорически запрещено, а лишь через час после еды. Необходимо следить, чтобы одежда ребёнка не стесняла движений и не заниматься при острых заболеваниях носоглоточной системы.

Работу по формированию речевого дыхания необходимо начинать, в зависимости от степени нарушений, с формирования умения ребёнком дифференцировать ротовой и носовой вдох — выдох. Особое внимание необходимо уделить детям с ДЦП, так как из-за повышенного тонуса общей и артикуляционной мускулатуры очень трудно выработать устойчивые сенсорные эталоны тактильных ощущений акта дыхания. У детей нарушена координация межу дыханием, фонацией и артикуляцией, контроль за дыханием затруднён на уровне ЦНС [1].

Хорошие результаты позволяет получить динамическая дыхательная гимнастика, которая подготавливает дыхательный аппарат к фонационному, то есть речевому дыханию. Такая гимнастика способствует расширению ёмкости лёгких, укрепляет мышцы, задействованные в акте дыхания, а также происходит усиленная вентиляция лёгких и повышенное обогащение кровеносной системы кислородом, что в свою очередь благотворно влияет на общее состояние здоровья.

Необходимо динамические дыхательные нагрузки сочетать с движениями туловища, рук, ног, что способствует развитию основных групп мышц и задействует в акте дыхания нижние отделы лёгких. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счёт изменения темпа, частоты, а также характера выполнения физических упражнений.

Нарушение эмоционально-волевой сферы, её незрелость является характерным признаком детей с дизартрией, так как является не только следствием незрелости высших психических функций, но и наоборот следствием имеющихся речевых нарушений, которые накладывают отпечаток на характер, восприятие, внимание, воображение, мышление, что в свою очередь способствует развитию застенчивости, негативизму, агрессивности, страхам, заниженной самооценке. Включение в комплекс правильно подобранных тренировочных дыхательных упражнений, имеющих релаксационный или активизирующий эффект, способствуют коррекции эмоционально-волевой и психологической незрелости. Например, расслабляющие движения:

— подражание полёту птиц, бабочек, самолёту;

— имитация «пустые рукава» (поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища);

— поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперёд, назад;

— наклонить голову вперёд, расслабляя мышцы [3].

Традиционные дыхательные упражнения без речевого сопровождения, несмотря на свою простоту, не теряют своей актуальности, проверенной временем:

— подняться на носках, руки вверх — вдох, опускаясь — выдох;

— поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки выдох;

— развести руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох;

— вытянуть руки перед собой вперёд — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох и т. д.

Выработка правильного диафрагмального дыхания — это основа речевого дыхания, а работа над его постановкой имеет ряд других положительных эффектов. Все упражнения для постановки диафрагмального дыхания способствуют правильному функционированию желудочно-кишечного тракта, органов грудной клетки, головы и шеи. За счёт движений мышц пресса происходит массаж органов брюшной полости, улучшается их кровообращение и перистальтика. За счёт движения диафрагмы в игровых упражнениях «Мячик», «Ямочка», «Шарик — ямочка» поступательные движения передаются всему организму [2].

Фонационными упражнениями, наряду с дальнейшим формированием речевого дыхания можно регулировать волновую активность мозга, что выражается в скорости сердцебиения, а значит возбуждения и торможения психических процессов. Дышим медленно — успокаиваемся, дышим быстро — активизируем. Фонационные упражнения являются своего рода как бы упражнениями нетрадиционной медицины (своего рода пение мантр). Умение рационально, экономно, длительно, утрированно артикулируя произносить гласный звук в процессе выдоха необходимо как для постановки звуков, так и для произнесения целостного высказывания. Напряжения и расслабления мышц и тканей способствуют тому, что носоглотка и лёгкие начинают работать в определённом оздоровительном режиме [1].

Также в процессе формирования дыхания важно проводить работу по обучению распределению экономного выдоха на протяжении всего фразового отрезка. Поэтапно вводить в речь слоги, слова, короткие фразы, четверостишия, короткие стихи. Необходимо следить и добиваться темпо-ритмического и слогового оформления высказывания.

Развитию сенсорных эталонов речевого дыхания хорошо способствуют динамические ритмичные упражнения или движения вместе с произнесением четверостишия или слоговой цепочки, а также логоритмические или музыкально-логоритмические игры. Полезно произносить слоги и стихи в сочетании с движением и со сменой интонации и мимики, выражающей различные эмоции. Такие упражнения не только формируют дыхание, но и являются элементами психогимнастики, которая способствует коррекции эмоционально-волевой сферы.

Приёмы театрализации так же способствуют раскрепощению, снятию внутренних зажимов, а также являются своеобразной мотивацией, вызывают интерес и положительные эмоции. Двигательное сопровождение речи у детей с дизартрией можно считать новыми технологиями в коррекции речи, и можно считать кинезитерапией воспитание движением правильно организованного речевого дыхания и координации речи с движениями [4].

Каждое логопедическое занятие с детьми с дизартрией должно начинаться с упражнений на активизацию дыхания и выработкe правильного физиологического и речевого дыхания. Большое значение имеет взаимодействие смежных специалистов: врача невропатолога и психиатра, массажистов, инструктора ЛФК, специалистов сенсомоторного развития, песочной терапии, психолога, воспитателей и других педагогов дополнительного образования. Незаменимую роль в коррекции дизартрии оказывает назначение определённых медикаментозных препаратов и процедур ФТО. Для речевого дыхания необходимо организовать правильное, сбалансированное питание детей, занятия и отдых, соблюдать режим дня, что в свою очередь благотворно влияет на коррекционную работу.

Интересные возможности открывают перед логопедами авторские методики тренировки дыхания. Гимнастика Л. Н. Стрельниковой зарекомендовала себя как хороший метод не только тренировки дыхания, но и как способ укрепления и коррекции общего состояния организма детей и взрослых. Несмотря на то, что данная методика имеет свои ограничения, в работе с детьми можно применять адаптированные для детей упражнения или элементы гимнастики. Такие игровые упражнения: «понюхай, как пахнет цветок», «ладошки». Особенность этой методики состоит в том, что вдох происходит на движениях, направленных на сжатие грудной клетки, что способствует развитию мышц, участвующих в процессе дыхания, усиливает напряжение и расслабление. Методика способствует укреплению сердца и сосудов, дыхательной системы, благотворно влияет на нервную и эндокринную системы, а также работу других внутренних органов. Положительные результаты гимнастика оказывает при заикании [2].

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сказать, что развитие речевого дыхания у детей с дизартрией является одной из форм здоровьесберегающих технологий и основой устной речи. Такие упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у гиперактивных, эмоционально неуравновешенных и агрессивных детей. Таким образом, коррекция речевого дыхания при дизартрии должна быть направлена на решение нескольких задач: развитие голоса и правильного звукопроизношения, осмысленной сенсомоторики и двигательной кинестетики, общее оздоровление всего организма ребёнка. Разнообразные методы и приёмы, включающие в себя игры и игровые упражнения, которые доставляют детям огромное удовольствие, погружая их в особый микромир волшебных сказок, интересных стихов, весёлых песен и интересных игр.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. — 123 с.
  2. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие / Л. И. Белякова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с.
  3. Кубарева Е. В. Исследование функции речевого дыхания дошкольников со стёртой дизартрией / Е. В. Кубарева // Концепт. — 2019. — № 2. — С. 1–7.
  4. Посохова М. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с помощью дыхательных методик / М. А. Посохова, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–7. — С. 181–187.
  5. Шмидт Е. В. Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии / Е. В. Шмидт, Е. Н. Стрыгина // Современные проблемы образования, науки и технологий: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Москва, 30 апреля 2019 года / Под общ. ред. А. В. Туголукова. — Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2019. — С. 11–14.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, дизартрия, ребенок, упражнение, вдох, рука, устная речь, выдох, движение, коррекция.


Задать вопрос