Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 22.06.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Ф. М. Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации / Ф. М. Соколова, К. А. Гайдукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 325-330. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82698/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых сфер у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Ключевые слова: физическая реабилитация, логопедия, ТНР, стертая дизартрия, дошкольники, нарушения речи, ЦНС, поражение головного мозга.

Речевая деятельность является одной из важных функций человека. Проблемы речевого развития отрицательно сказываются на формировании мышления и личности ребенка, замедляют познавательные процессы и, препятствуют общению с окружающими.

В настоящее время количество детей с речевыми патологиями продолжает увеличиваться, что побуждает специалистов искать новые эффективные пути решения в коррекционной работе. Одной из самых распространённых на данный момент является стертая дизартрия. Она обусловлена поражением центральной нервной системы (ЦНС). В связи с этим происходит нарушение моторной реализации, страдает ее двигательный механизм, что влечет за собой ухудшение фонематической стороны речи. У детей со стертой дизартрией наблюдаются сложности в овладении письмом, нарушаются память, внимание, воображение, мышление и восприятие.

Эта проблема была рассмотрена авторами Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина [20], Р. В. Лопатина [22], Р. И. Мартынова, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау,Т. Б. Филичева [35], М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина [35], Н. Х. Швачкин [39] и многими другими. В их работах отмечалась важнейшая роль артикуляционного аппарата. Произносительная сторона речи состоит из сложного комплекса движений, при котором голос, дыхание и артикуляция должны быть четко скоординированы. Данный двигательный навык требует от ребенка воспроизведение артикуляционного уклада, который состоит из комплекса движений, при котором, каждый участвующий орган, занимает особое положение. Когда мы говорим, звуки произносятся плавно, один за другим, поэтому органы речевого аппарата должны быстро менять свое положение. Это возможно при условии нормального тонуса мышц, подвижности органов артикуляционного аппарата и их способности к координационному перестроению.

Для коррекции стертой дизартрии специалисты используют множество средств физической реабилитации. Однако, Семенов К. А. и Архипова Е.Ф. отмечают, что используемые средства не приводят к ожидаемым результатам. Это позволяет искать новые эффективные коррекционно-педагогические технологии, которые базируются на комплексном применении средств и методических приемов физической реабилитации. Что позволит оказать воздействие на центральный и периферический отделы речевого аппарата, что поспособствует повышению эффективности реабилитационных мероприятий при коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

Лежнина Н. П. и Спирина А. В. отмечают взаимосвязь артикуляционной моторики с общей и мелкой моторикой. И считают необходимым создание программы по преодолению стертой дизартрии посредством развития моторных функций, учитывая характер нарушений и развития общей и мелкой моторики и артикуляционного праксиса.

Актуальность работы основывается на поиске эффективных методов, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых сфер у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Исследование проводилось:

— на базе СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района по адресу г. Санкт‑Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 98;

— на базе СПб ГБУ ЦСРИИДИ Приморского района по адресу г. Санкт‑Петербург, Богатырский проспект, дом 48, корпус 1.

В исследовании принимали участие 5 человек (3 мальчика и 2 девочки в возрасте 5–7 лет) со стертой дизартрией.

Комплекс упражнений для экспериментальной группы реализовывался в период с марта 2020 по апрель 2020 года, с январь 2021 по май 2021 года, 3 раза в неделю по 60 минут.

Для проведения исследования были отобраны три мальчика и две девочки старшего дошкольного возраста с диагнозом по ТПМПК «общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития» стертая форма дизартрии. Исходя из анализа медицинских карт, все дети с сохранным слухом, интеллектом и зрением. У всех испытуемых в анамнезе появление на свет путем кесарева сечения, гипоксия, асфиксия, кровоизлияния в мозг, нарушение прикуса. Так же наблюдаются частые респираторные заболевания. У всех детей нарушено звукопроизношение верхнеязычных, переднеязычных, сонорных звуков (к, г, ш, ж, с, щ, ч, р, л). Речь характерна перестановками и усечением слогов, персеверациями, неправильным согласованием частей речи между собой.

В течение всего времени на базах проводились исследования в процессе логопедических занятий, занятий ЛФК, занятиях физической культурой, учебных занятиях и изучении выписок из медицинских карт с целью изучения практической стороны вопроса. Это позволило собрать анамнез об испытуемых и неоднократно наблюдать, насколько успешно дети овладевают различными двигательными действиями, как точно и быстро координируют свои действия, насколько быстро перестраивают двигательные действия, как взаимодействуют со сверстниками и педагогами, наблюдение за пищевым поведением ребенка.

В ходе эксперимента всем детям были предложены одинаковые тесты, основанные на работах авторов М. Ф. Фомичевой, М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, Н. И. Озерецким, Е. Я. Бондаревским, М. В. Серебровской, Л. В. Лопатиной, Г. В. Денюхиной, Н. М. Трубниковой.

Анализ медицинских карт, логопедических обследований и анкетирования родителей позволил выявить, что все испытуемые быстро утомляемы, поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Есть отклонения в пищевом поведении: часто удерживают продукты за щекой, испытывают сложности в пережевывании твердой пищи. Отмечаются неуклюжесть и неустойчивость движений, хождение на носочках, гипертонус.

Исследование речевого дыхания. У всех детей низкий уровень сформированности речевого дыхания. Наблюдается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе. Дыхание поверхностное. Могут отмечаться слишком большой вдох, учащенность дыхания. Отмечается очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Имеет место неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неумелое распределение дыхания по словам. Прослеживается торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Отмечается неравномерный толчкообразный выдох. Голосовые модуляции по высоте и силе недоступны. Фонация быстро истощается. Слова произносятся отрывисто. В длинных предложениях между смысловыми отрезками не отмечается остановки для добора воздуха.

Исследование артикуляционной моторики. Проанализировав результаты, у всех детей выявлен низкий уровень сформированности артикуляционной моторики. Дети имели трудности с удержанием артикуляционной позы, изменены точность и объем движений. Все испытуемые имели трудности в переключении движений. Отмечается девиация языка, синкенезии, чрезмерное напряжение мышц и истощаемость движений. Наблюдалась гиперсаливация. Дети испытывали затруднение в пространственной организации движения, трудности выполнения словесной инструкции.

У всех детей страдает двигательная функция нижней челюсти и языка. Выявлено замедленное переключение с одной артикуляционной позы на другую, объём движений был неполный. Присутствуют синкенезии синкинезии (щурили глаза), дистонии органов артикуляции, гиперкинезы (напряженность и подергивание языка). У всех испытуемых отмечаются нарушения мимической мускулатуры лица, поза удерживалась недостаточно долго, все задания выполнялись со второго раза, некоторые пробы были воспроизведены не совсем точно (изолированное надувание щёк). Во время проб для всех детей характерны недостаточный объём движений языка, в мышцах языка прослеживались гиперкинезы. Это свидетельствует что у данной категории детей имеется неврологическая симптоматика (7 и 12 пары черепно-мозговых нервов — лицевой и подъязычный).

Дети не могли округлить губы, вытянуть их в трубочку. При выполнении проб отмечается чрезмерное напряжение. Дети пытались помочь себе руками при выполнении упражнений. Детям сложно спокойно удержать язык на нижней губе и сменить артикуляционную позу. При обследование мимической мускулатуры, наблюдались вялые движения с неполным объемом. На основание полученных результатов можно сделать вывод, что у детей данной категории меньше страдает двигательная функция мягкого нёба, мимическая мускулатура и кинестетическая основа артикуляционных движений, наиболее выражено нарушение движение губ, языка, челюсти. Можно сделать вывод, что у Кости и Оли наиболее тяжелые нарушения моторики артикуляционного аппарата, у Димы и Сергея нарушения моторики артикуляционного аппарата носят менее выраженный характер.

Исследование общей моторики. Для троих мальчиков характерна средняя степень сформированности общей моторики. У этих детей были ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения, не всегда удавалось сохранить равновесие. У девочки — низкая степень сформированности общей моторики. Статистической и динамическая координация движений сформированы недостаточно. Нарушение статистической координации движений проявлялось в значительной трудности сохранение равновесия, в появлении тремора конечностей. Многие задания выполнялись со второй попытки.

Исследование мелкой моторики. Для двоих мальчиков характерна средняя степенью сформированности мелкой моторики. У детей отмечалась частичное, недостаточно четкое выполнение, напряженность, скованность движений, единичные нарушения темпа выполнения движений. Для девочки и третьего мальчика характерна низкая степень сформированности мелкой моторики характерна. Выполнение движений минимальное, одновременное, чрезмерная напряженность движений, попытки помочь другой рукой при создании позы, выполнение на обеих руках недостаточно.

Исследование внимания и мышления позволило выявить у детей низкий уровень работоспособности, повышенная утомляемость, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память.

Поиском рабочих методик и составлением рекомендаций для проведения коррекционной работы по улучшению мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата у детей старшего дошкольного возраста дошкольного со стертой дизартрией занимались многие авторы. Е. Ф. Архипова, В. А; Т. Б. Филичева; Киселева М. А; Поваляева, Г. В; Чиркина и многие другие. Педагогическая работа основывается на принципах, разработанные Л. С. Выготским; Р. Е. Левиной; П. Я. Гальпериным:

  1. Предполагает необходимость учета ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов; работа по улучшению мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата осуществляется в строгой системе, также с учетом взаимосвязи с крупной и мелкой моториками.
  2. Основывается на этиологии механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
  3. Учитывает закономерность и последовательность формирования различных форм развития двигательных функций органов артикуляции и речи в целом.
  4. Коррекционная деятельность направлена на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у обследованных дошкольников.
  5. Индивидуальный подход. Необходимо учитывать особенности детей, которые влияют на их деятельность. Выбирать методы, формы, приемы воздействия, основываясь на структуре речевого дефекта; сопутствующих нарушениях познавательных процессов и возрасте ребенка. Нужно учитывать основной вид деятельности ребенка — игру.

По мнению З. А. Репиной, «ребенку важно наблюдать за положением органов артикуляции, ощущать их, сравнивать, находить особенности в работе и управлять органами речи, контролировать их работу. Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующим для развития речи. Необходимо развивать статическую и динамическую движений пальцев рук, темпо-ритмическую организацию, пространственную ориентировку».

Коррекционная работа выстраивается с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике развития ребёнка. Она должна быть направлена на стимуляцию развития моторных, сенсорных и психических функций и на предупреждение их нарушений. Реализуется построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития» [3].

Следует учитывать не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и отсроченные его последствия. «Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, выраженные в разной степени. Правильное артикулирование звуков не только обеспечивает чёткость их произношения, но и обслуживает другие функции речи. Затруднения в проговаривании звуков лишают артикуляционной опоры восприятие звуков речи. Чёткость рецепции звуков зависит во многом от способности воспроизводить услышанное. При помощи артикулирования, вступающего во взаимодействие со следами акустического раздражения, уточняется восприятие звука. Нечёткость рецепции звуков может привести к отставанию в овладении звуковым составом слова, что в свою очередь ведет к нарушениям письма, нередко наблюдающимся в таких случаях».

Необходимо использовать кинестетическую стимуляцию в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. В основе этого принципа положение П. К. Анохина «об активном участии обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов».

При разработке комплекса упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, мы опирались на исследование Н. И. Жинкина о том, что «отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накапливать опыт для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи» [3]. Данная работа оказала влияние при составлении комплекса артикуляционной гимнастики.

Одной из основных задач коррекционной работы является развитие тонкой моторики. Анатомическая близость корковых зон иннервации речевых мышц и мышц рук (особенно кисти и большого пальца) обусловливает необходимость развивать функциональные возможности рук. Это будет способствовать функциональному и анатомическому созреванию корковых отделов двигательного анализатора и речи [4; 25].

Таким образом, были подобраны общие подходы к организации работы по преодолению нарушений моторики артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста дошкольного со стертой дизартрией, определенны специальные принципы и условия.

Комплекс восстановительной работы для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией основан на:

1. Снижении степени проявления спастического пареза в мышцах речевой историки:

— борьба с гиперсаливацией;

— нормализация мышечного тонуса с использованием приемов самомассажа, пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Упражнения для жевательных мышц (мет. И. И. Ермаковой):

— движения нижней челюсти вбок;

— открыть рот и закрыть;

— втянуть щеки и расслабить;

— открыть рот и закрыть;

— нижними зубами закусить верхнюю губу;

— открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет. е.Ф. Архиповой, О. И. Крупенчук):

— надувание обеих щек одновременно;

— надувание щек попеременно;

— втягивание щек в ротовую полость;

— сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой, ка при звуке «У», а затем возвращаются в исходное положение;

— улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов;

— удержание губами карандаш.

Пассивная гимнастика для мышц языка — создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О. В. Правдиной).

Образцы упражнений пассивной гимнастики:

— язык помещается и удерживается между зубами;

— кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт.

Активная гимнастика (методика Архиповой).

Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. артикуляционную гимнастику проводим с сопротивлением, с нагрузкой. Например:

— ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ;

— ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ;

— ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения. Таким же образом выполняют и другие упражнения.

Отдельные упражнения из комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова:

— растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

— положить кончик языка на верхнюю губу, при это удерживая палочку языком, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5–7, убрать палочку вернуть в исходное состояние;

— придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5–7, опустить язык.

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова:

— растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой»;

— растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык;

2. Развитии подвижности мышц речевого аппарата:

— развитие амплитуды и скорости переключения произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;

— развитие работоспособности мышц артикуляционного аппарата.

4. Над формированием нормального речевого дыхания с помощью гимнастики А. Н. Стрельниковой и упражнений для развития речевого дыхания:

— развитие глубины физиологического вдоха, длительности физиологического выдоха, используя статические упражнения, динамическую гимнастику;

— развитие продолжительности речевого вдоха и выдоха; работоспособности мышц дыхательного отдела.

Используемые упражнения:

— выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение);

— сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы);

— произведите счет на одном выдохе до 3–5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10–15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...);

— прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

5. Логопедической работе:

— постановка и автоматизация артикуляций искаженных звуков;

— восстановление просодической стороны речи;

6. Развитии моторных сфер:

Развитие тактильных ощущений, кинестетического и кинетического компонентов двигательного акта; работа над координацией движений проходило с использованием данных приемов:

— массаж кистей рук (су-джок);

— пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

— изготовление поделок из бумаги, оригами;

— завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;

— нанизывание бус и пуговиц;

— работа с прищепками, скрепками, пуговицами;

— пантомима (кн. «Расскажи стихи руками», «Психогимнастика» М. И. Чистякова, «Движение и речь» И. С. Лопухина);

— подвижные игры на координацию и согласование движений;

— специальные комплексы физических и ритмических упражнений.

Также были включены занятия с песком, которые позволяют решить такие задачи, как дидактическая, коррекционная, терапевтическая, релаксационная. Если работа планируется в песочнице с использование обычного, не кинетического песка, тогда перед началом работы песок следует обработать. Лучше всего использовать натуральный песок, речной или морской. Такой песок приятнее в работе, так как песчинки имеют закругленную форму, меньше липнут к рукам; лучше впитывает воду; а также более приятен по цвету.

С целью оценки эффективности проведенной коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент. После применения на практике разработанного нами комплекса коррекционной работы по нормализации мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией было проведено исследование речевого развития вторичное диагностирование испытуемых. В обследовании использовались те же методы и приемы, что и на этапе констатирующего эксперимента. Личные результаты улучшились у каждого испытуемого.

На основании проведенной работы с целью улучшения мышечного тонусу и подвижности речевого аппарата у дошкольников старшего возраста со тертой дизартрии можно говорить об эффективности подобранной формы работы. У детей наблюдается положительная динамика не только в состоянии моторной сферы, но и при обследовании звукопроизношения, а также лексико-грамматического строя речи. Продолжая работу по предлагаемому плану, можно значительно улучшить речевые показатели детей и вывести их в относительную норму к моменту их поступления в школу.

Литература:

  1. Аривошкина, Л. Н. Индивидуальный подход при коррекции звукопроизношения [Текст] // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. — 2011. — N 2. — С. 39–48
  2. Артемова, Е. А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия. — 2008. — N 1. — С. 50–53
  3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей: [актуальные проблемы коррекции стертой дизартрии. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией. Этапы логопедической работы в комплексной системе преодоления дизартрии. Авторская методика автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции]. — Москва: АСТ: Астрель, 2010. — 254, [1] с.; 21 см. — (Высшая школа).
  4. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — Москва. — Владимир: АСТ: Астрель: ВКТ, 2010. — 123, [1] с.; 20 см. — (Библиотека логопеда).
  5. Бабушкина, Л. М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 10. — С. 36–39
  6. Валявко, С. М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи // Дефектология. — 2005. — N 6. — С. 54–63
  7. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов. — Москва: Школьная Пресса, 2007. — 48,24 с.; 29 см. — (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып. 42, 2 полугодие 2007 г.). — (Я — человек). — (Коррекция, развитие).
  8. Маршалова, М. В. Формирование артикуляционного праксиса — основа коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2011. — N 9. — С. 37–44
  9. Мохотаева, М. В. Особенности дыхания и голосообразования у младших школьников с дизартрией // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — N 5. — С. 200–205
  10. Руднева Л. В. Оздоровительные технологии для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. В. Руднева, М. В. Куликова // Инновационные фитнес-технологии в физическом воспитании и спорте детей и подростков: Матер. Всерос. науч.-практич. конф.; Под ред. О. П. Панфилова. — Тула, 2015, С. 196–201.
Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, ребенок, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, мелкая моторика, коррекционная работа, артикуляционная моторика, грудная клетка, мышечный тонус.


Задать вопрос