Библиографическое описание:

Любалина А. А. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 794-796.



Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и средства речедвигательной ритмики, которая включается в структуру логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы.

Ключевые слова:речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, коррекция нарушенного звукопроизношения, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение.

Звукопроизношение как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы. Эти сложные по структуре механизмы обуславливаются взаимодействием процессов, происходящих в организме человека, в момент реализации речевой деятельности. [1, с. 18]

В реализации процесса звукопроизношения участвуют как центральные (центральный речевой аппарат), так и периферические (периферический речевой аппарат) органы речеобразования. Таким образом, произношение каждого звука человеческой речи включает в себя совокупность таких психофизиологических актов, как порождение импульсов в головном мозге, вдох (расширение грудной клетки, опускание диафрагмы), выдох (сжатие грудной клетки, поднимание диафрагмы), фонация (раскрытие и закрытие голосовой щели, вибрация голосовых складок), процесс резонанса (прохождение воздушной струи через ротовую полость, носоглотку и полость носа), а также движения языка, зубов, губ, мягкого и твердого неба — органов артикуляции (Рис. 1). [3, с. 90]

Рис. 1. Схема процесса звукопроизношения

Произнесение любого речевого звука является результатом сложной скоординированной мускульной работы. Группы мышц, участвующих в процессе порождения звука, приводят в действие те органы периферического речевого аппарата, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют процесс звукопроизношения. Движение каждого такого орган вносит свой определенный вклад в произнесение звуков.

Движения органов, участвующих в образовании речи, имеют специфический характер, который объясняется тем, что речевая деятельность человека является социально направленной и служит основным средством связи, взаимодействия и адаптации в окружающей среде. От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит плавность и правильность речевого высказывания, что способствует правильному восприятию окружающими смысла передаваемых сообщений, а значит и комфортной коммуникации в целом. [2, с. 5]

У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. [4, с. 84]

Речедвигательная ритмика (гимнастика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. [5, с. 38]

Научная основа речедвигательной гимнастики складывается из совокупности научных дисциплин, которые имеют необходимые данные о взаимосвязи движения и речи. Биологические, смежныеестественнонаучные, а также педагогические дисциплины(физиологияи анатомиячеловека,патофизиология,педиатрия,невропатология,нейрофизиология, специальная педагогика, логопедия и т. д.) изучаютпроцессыбиологическогоразвитиячеловека,и позволяютпонимать закономерности формирования двигательных навыков и навыков речевой деятельности. [2, с. 12]

На важность и необходимость применения в логопедической работе приемов речедвигательной гимнастики указывает большое количество исследователей таких, как Т. М. Власова, Г. А. Волкова, А. Я. Мухина и многие другие. В своих исследованиях они дали обоснование эффективности применения данного метода в коррекции речевых нарушений.

Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения. Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, развитие координационно-регулирующих функций речи и движения.

Г. А. Волкова отмечает особенности логопедической ритмики, которые заключаются в следующем:

1) в создании благоприятных условий для реализации речедвигательной гимнастики;

2) в особой дозировке речедвигательных упражнений;

3) в индивидуальном подходе к каждому ребенку и к целому коллективу при планировании занятий;

4) в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных,

5) ритмических процессов, развитии умения сосредоточения.

6) в планировании работы и ее содержания в зависимости от

7) возраста занимающихся (дети, подростки, взрослые), от речевого

8) нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции. [2, с. 14]

В речедвигательной ритмике можно выделить два основных звена:

 развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, координации движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания;

 развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения. [4, с. 85]

В методике речедвигательной гимнастики особое место занимает направление по работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой рассматриваются как средство для достижения цели (формирование речи или ее коррекция). Конечная цель занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений. Следует особо отметить, что движение является мощнейшим фактором профилактики и коррекции нарушений речи и, в частности, звукопроизношения. [5, с. 38]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речедвигательная гимнастика является важнейшим современным методом коррекции речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения, который имеет свои формы и средства реализации, и не уступает в эффективности традиционным логопедическим методам.

Литература:

  1. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. — М.: МПГУ, 2012. — 104 с.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высших учеб. Заведений. — М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. — 272 с.
  3. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 680 с.
  4. Есаян С. Н. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста / С. Н. Есаян, Г. И. Статва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 84–86.
  5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: [для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. — пед. фак. вузов] / А. Я. Мухина. — М.: Аст: Астрель, 2009. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речедвигательной гимнастики, речевых нарушений, коррекции речевых нарушений, коррекции речи, периферического речевого аппарата, Речедвигательная ритмика, разных этапах коррекционной, этапах коррекционной работы, речедвигательной ритмики, коррекции нарушений речи, нарушений звукопроизношения, средство коррекции, Речедвигательная гимнастика, средство коррекции речи, речевой деятельности, фонетическая сторона речи, речевой аппарат, звука человеческой речи, фонетической стороны речи, мелкая моторика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос