Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Мельниченко, О. В. Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя / О. В. Мельниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74452/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, сказки, игры; развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.

Все педагоги знают об артикуляционной гимнастике, но не все ее используют в своей работе. Хотелось бы напомнить о данной гимнастике, о ее важности и предложить новые формы использования.

Артикуляционная гимнастика — это неотъемлемый компонент коррекционной работы логопеда. И никто как логопеды знают о важности специальных упражнений для речевой моторики.

Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять простые движения в сложные.

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, она не только способствует коррекции звукопроизношения, но и улучшению дикции.

Так как логопедические занятия посещает только часть детей, хотелось бы, чтобы воспитатели в группе использовали данную гимнастику. Я, как логопед, в помощь воспитателям нашего ДОУ, разработала гимнастику в картинках. Считаю, что использовать ее удобно и эффективно.

На каждую группу был сделан набор карточек — картинок формата А5 (Приложение 1), а также инструкция (Приложение 2).

Гимнастика выполняется со всей группой, подгруппой детей или индивидуально. Сначала идет показ карточки-картинки с демонстрацией данного упражнения. Дети повторяют вслед за взрослым. После нескольких выполнений дети запоминают упражнения и уже через некоторое время способны сами проводить гимнастику. Им это очень нравится, каждый хочет быть ведущим.

Желательно проводить гимнастику каждый день, до еды в утренние часы около 5 минут. Каждое упражнение выполняется 5–10 раз. За один раз все упражнения не берутся. Советую начинать с дыхательных упражнений, после чего переходить к артикуляционным упражнениям. Постепенно количество и темп выполнения увеличивается. Дыхательные упражнения выполняются стоя или сидя, артикуляционные сидя.

С помощью карточек-картинок можно составлять сказки, играть в разные игры.

Артикуляционные сказки.

Задачи:

− развитие логического мышления, памяти, фантазии;

− развитие связной речи;

− развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляции.

Вначале необходимо показать детям, что с помощью отбора и последовательного выкладывания картинок можно придумать интересную историю или сказку.

Примеры сказок.

Чаепитие.

Как-то раз лошадка Лиза решила навестить свою подружку кошку Мурку. Замесила Лиза тесто , напекла блинов и пошла в гости. Мурка обрадовалась своему гостю, достала яблочное варенье , и они стали пить ароматный чай из красивых чашек . (Картинки: лошадка, кошка, тесто, блины, варенье, чашка.)

Мышонок Пип.

Жил-был мышонок Пип. Он не любил чистить зубы. Зато он любил кататься на лошадке, на качелях, играть на барабане и в футбол. Однажды Пип пил чай со сладким яблочным вареньем, и у него разболелся зуб. Мышонок сразу же вспомнил о зубной щетке и побежал чистить зубки. Он тщательно почистил верхние зубы , потом нижние . Зуб перестал болеть. С тех пор мышонок Пип каждое утро и каждый вечер чистит свои зубки. (Картинки: мышка, чистим верхние зубки, чистим нижние зубки, лошадка, качели, барабан, футбол, варенье.)

Сказки должны быть небольшие, чтобы не перегружать органы артикуляции.

Такая форма работы не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает связную речь, фантазию, мышление, память, восприятие.

Игры.

Задачи:

развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.

«Запомни и сделай»

Ведущий последовательно называет 3–5 упражнений (забор, лошадка, барабан). Один из игроков выкладывает картинки к этим упражнениям. И вся группа детей выполняет данные упражнения.

«Отгадай упражнение»

Ведущий показывает упражнение. Игроки дают название и подбирают соответствующую картинку.

«Будь внимателен»

Ведущий называет имя ребенка и упражнение, которое он должен сделать. Усложняя игру, можно назвать несколько детей и несколько упражнений. Воспитатель. Катя сделай «Лошадку», Маша «Вкусное варенье, Артем «Футбол».

«Отгадай загадку»

Ведущий рассказывает про название упражнения (Качели, колобок, часы…) Игроки отгадывают, находят картинку и выполняют упражнение. Воспитатель. Это предмет. У него есть стрелки, циферблат. Дети. Часы. И т. д.

Приложение 1.

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Красный Квадрат - YouTube

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Circle Background 600*600 transprent Png Free Download - Angle ...

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.png

https://raskraskindom.ru/images/malishi/okno/raskraski-okno-7.jpg

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.png https://raskraskindom.ru/images/malishi/okno/raskraski-okno-7.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/302/353.jpg

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.png https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/302/353.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/7/4/0/Kacheli_74001.jpg

https://i.pinimg.com/736x/f8/77/2c/f8772c2fb9579615c8ab952ff472ecf2.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zubnaya-shetka16.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/3/4/1/Koshka_34197.jpg

https://doc4web.ru/uploads/files/76/77218/hello_html_m4ac0abc6.png

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_futbol41.jpg

https://surgut-sp.ru/files/547/5477708516851aebcc4f96bb5d71d8cd.jpg

https://media.istockphoto.com/vectors/kneading-dough-vector-id516770120?k=6&m=516770120&s=612x612&w=0&h=j_do-t91dmxFHmz32CQ0EC9xsLQKIygwpxKEnvfktiw=

http://refua.in.ua/kulikovskaya-t-a-k90-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-i-k/33828_html_46fa985e.jpg https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03c9/0008c9e0-8ef8f873/4/hello_html_m14262ee.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-lopata1.jpg

Раскраска Блины

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zubnaya-shetka16.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/173/179.jpg

https://ams3.digitaloceanspaces.com/coloring/item/parokhod.jpg

Раскраска Чашка - Распечатать бесплатно

https://i.pinimg.com/736x/15/15/8c/15158cd064f2376e782e73e3e65efd43.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-induk26.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-banka15.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_oblaka15.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-baraban35.jpg

https://static4.depositphotos.com/1030387/398/v/950/depositphotos_3986206-stock-illustration-auto-mechanic-car-hood.jpg

Приложение 2.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

1. Упражнение для развития речевого дыхания.

1. Вдох быстрый ртом, руки развести в стороны, живот надуть. На выдохе медленно «отпускаем» звук ААААААА (УУУ, ООО, ИИИ, ЫЫЫ), руки медленно к животу, живот сдуваем.

2. Чередуем на выдохе: А-И-А-И… А-У-А-У.. И-О-И-О…. Ма—ПА…. БА-ПА…

Здесь используем карточки с символами звуков (Приложение 1).

2. Упражнения для развития подвижности губ, челюсти.

  1. Заборчик (улыбнуться, показать зубы с расстоянием)
  2. Окно (широко открыть рот)
  3. Забор — Окно (чередуем)
  4. Трубочка (губы сомкнуты, вытянуты вперед)
  5. Забор — Трубочка (Чередуем)

3. Упражнения для развития подвижности и укрепления мышц языка.

  1. Качели (открыть рот, язык вверх — вниз)
  2. Часы (открыть рот, язык влево-вправо)
  3. Чистим нижние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне нижних зубов)
  4. Кошка выгнула спинку (зацепиться за нижние зубки кончиком и выгибать спинку)
  5. Холодный ветер (губы в улыбке, язык за нижними зубками, звук С)
  6. Футбол (губы сомкнуты, упираемся языком в левую-правую щеку)
  7. Колобок (губы сомкнуты, рисуем языком круг внутри)
  8. Месим тесто (язык мнем губами)
  9. Накажем непослушный язычок (ПЯ-ПЯ-ПЯ губами шлепаем по языку)
  10. Лопаточка (язык спокойно лежит на нижней губе)
  11. Блинчик (язык спокойно лежит на нижней губе)
  12. Чистим верхние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне верхних зубов)
  13. Лошадка (цокаем)
  14. Пароход (широкий кончик языка между зубами и произносим ЫЫЫ)
  15. Чашечка (рот открыт, язык в форме чашечки)
  16. Мышка (АЛ — Сказать А и прикусить кончик языка)
  17. Индюк (БЛ-БЛ-БЛ Языком по верхней губе)
  18. Вкусное варенье (языком облизываем верхнюю губу)
  19. Теплый ветер (губы округлены, язык в форме чашечки за верхними зубами, звук Ш)
  20. Барабан (Вдох и на сильном выдохе ДДД по бугоркам за верхними зубами)
  21. Заводим мотор (делаем БАРАБАН: ДДД кто не умеет произносить звук Р, РРР кто умеет, и помогаем руками заводить мотор)

Литература:

  1. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М.: Изд-во Книголюб, 2007
  2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Изд-во Просвещение, 1989
  3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, артикуляционная гимнастика, язык, зуб, верхняя губа, вкусное варенье, внутренняя сторона, зрительное восприятие, нижняя губа, связная речь.


Ключевые слова

игры, развитие внимания, сказки, артикуляционная гимнастика, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия

Похожие статьи

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных...

Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

До операции проводится такие мероприятия, как: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика

Нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти языком ведет к замедлению роста

Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном

кончик языка, широкий язык, рот, нижняя губа, язык, зуб, стертая форма дизартрии, речевой аппарат, артикуляционная гимнастика...

Конспект НОД «Посуда» по развитию речи в средней группе

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье». Сварили мы ароматное варенье, Вкусное такое, ну просто объеденье.

— Сделайте вдох и подуйте, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. (дети дуют на бумажные полоски, приклеенные к чашке).

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

‒ намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Основные термины (генерируются автоматически): кончик языка, рот, широкий язык, нижняя губа, артикуляционная гимнастика, зуб, речевой аппарат...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука...»

Артикуляционная гимнастика. Упражнение № 1 «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении

Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка. Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и...

Непосредственная образовательная деятельность на тему...

Артикуляционная гимнастика для звука «Ш». Улыбка — хоботок. Покусать, пошлёпать язык.

Широкий язык на верхней губе. То же самое, сдувать с носа ватку. Вкусное варенье (вкусное варенье — рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи...

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

В процессе обследования мы предлагаем ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу.

Похожие статьи

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных...

Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

До операции проводится такие мероприятия, как: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика

Нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти языком ведет к замедлению роста

Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном

кончик языка, широкий язык, рот, нижняя губа, язык, зуб, стертая форма дизартрии, речевой аппарат, артикуляционная гимнастика...

Конспект НОД «Посуда» по развитию речи в средней группе

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье». Сварили мы ароматное варенье, Вкусное такое, ну просто объеденье.

— Сделайте вдох и подуйте, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. (дети дуют на бумажные полоски, приклеенные к чашке).

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

‒ намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Основные термины (генерируются автоматически): кончик языка, рот, широкий язык, нижняя губа, артикуляционная гимнастика, зуб, речевой аппарат...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука...»

Артикуляционная гимнастика. Упражнение № 1 «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении

Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка. Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и...

Непосредственная образовательная деятельность на тему...

Артикуляционная гимнастика для звука «Ш». Улыбка — хоботок. Покусать, пошлёпать язык.

Широкий язык на верхней губе. То же самое, сдувать с носа ватку. Вкусное варенье (вкусное варенье — рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи...

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

В процессе обследования мы предлагаем ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу.

Задать вопрос