Библиографическое описание:

Долгова А. В. Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 207-209.



Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений, новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Описанные ниже упражнения проводятся в игровой форме (игра — основной вид деятельности дошкольников), вызывая интерес у детей, удерживая внимание на протяжении всего занятия. Упражнения могут использоваться родителями, так как они не требуют специальной подготовки и материально не затратны, что существенно для семейного бюджета. В системе упражнений соблюдаются научные принципы: научность, систематичность и последовательность (от простого к сложному), доступность, наглядность, индивидуальный подход.

В дополнение к общепринятым артикуляционным заданиям Дьяковой Е. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [1, 3] мы предлагаем следующие нетрадиционные упражнения, которые систематизированы, доработаны, усовершенствованы, апробированы. Желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счет, музыку, с хлопками и т. д. Приведенные ниже упражнения зарекомендовали свою эффективность, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Оборудование: бусина диаметром 2–3 см, шнурок длиной 30 см. Шнурок продет через сквозное отверстие бусины. Взрослый, во время выполнения упражнений, контролирует и удерживает шнурок в руках.

  1. «Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания.

Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребенок катает во рту в хаотичном порядке. Педагог следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.

  1. «Коснись языком бусины» — активизация мышц кончика языка.

Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок касается кончиком языка бусины.

  1. «Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка.

Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.

  1. «Удержи бусину» — активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх.

Описание: педагог держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.

  1. «Лифт» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка.

Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.

  1. «Смотри не урони» — активизация мышц средней части языка.

Описание: язык в форме «ковша», бусина находится внутри «ковша», ребенку предлагается удержать её.

  1. «Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица.

Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.

  1. «Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица.

Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.

Упражнения с ложкой

  1. «Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности.

Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки.

  1. «Подвижные губки» — выработка подвижности губ.

Описание:

 Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

 Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.

  1. «Мишка» — отработка тонких дифференцированных движений кончика языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребенку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.

  1. «Похлопаем по щёчкам» — массаж щёк.

Описание: взять по чайной ложке в правую и левую руки и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Упражнения с бинтом

Оборудование: бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры 25*5 см.

  1. «Лягушка» — выполняется при слабости губ.

Описание: сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10–15 секунд.

  1. «Голодная лягушка» — укрепление мышц языка, выработка подъёма языка вверх «чашечкой» и опускания его вниз «лопаткой».

Описание:

 Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша. При этом рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10–15 секунд. Повторяется 10 раз.

 Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме «лопатки». Далее упражнение выполняется так же, как упражнение № 1.

Систематическое выполнение представленных упражнений, способствует быстрейшему переходу к следующему этапу коррекционной работы: постановка звуков.

Литература:

  1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 104 с.
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: ГНОМ и Д, 2001. 136 с.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп — топ -2. Нетрадиционные приемы коррекционно-логопедической работы с детьми 6–12 лет. М., 2009. 16 с.
  4. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии. Сказка о веселом Язычке. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выработка подвижности, мышц кончика языка, активизация мышц кончика, выработка подвижности губ, выработка подвижности языка, кончиком языка, артикуляционной гимнастики, органов артикуляционного аппарата, укрепление мышц языка, кончиком языка бусины, кончиком языка бусину, выработка движений языка, выработка подъёма языка, выполнения упражнений, коррекция мимики лица, сопротивление мышц губ, выработка полноценных движений, активизация мышц средней, упражнений артикуляционной гимнастики, подвижности органов артикуляционного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос