Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, педагогический колледж, эссе.
Сложившаяся экологическая ситуация это результат безответственного отношения отдельных индивидуумов и человечества в целом к природному окружению. Современное общество пожинает плоды своей многолетней разрушающей деятельности. Подобное потребительское отношение невозможно изменить, издав соответствующее распоряжение или указ. Единственный выход – воспитание подрастающего поколения, обладающего экологическим сознанием и соответствующим поведением. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования является одной из первоочередных задач мировой педагогической общественности.
Не смотря на актуальность этого педагогического направления, ряд проблем экологического образования требует тщательной разработки. Одна из них – формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. К сожалению, практика показывает,что, несмотря на все усилия педагогов-новаторов, общеобразовательная школа, за редким исключением так и не смогла «экологизировать» свою деятельность. Вот почему, вопросыэкологического образования, воспитания экологической культуры будущего педагога так актуальны в современном образовании.
О формировании экологической культуры в настоящее время необходимо говорить, как о социально необходимом нравственном качестве личности, которое проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Согласно Л. П. Печко [3] , экологическую культуру следует рассматривать как:
культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой, являются: семья, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации. Однако ведущая роль все же принадлежит школе, организующей прогресс формирования экологической культуры во время учебной, внеучебной и внеклассной работы на протяжении 11 лет обучения. Причем именно период обучения в начальной школе, согласно мнению психологов (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина), - является сензитивным для экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Главной задачей учителя начальных классов является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков экологической направленности, необходимых для жизни и труда в современном техногенном обществе. Для реализации этой задачи необходима подготовка грамотного, компетентного специалиста, способного пополнять свои знания из естественно-научных дисциплин, пересекающихся в силу широты вопросов, охватываемой экологией, и использовать их на уроке в начальной школе. Поэтому необходимо более ответственно подойти к подготовке будущего педагога начального звена обучения.
В решении этой задачи значительная роль принадлежит учреждениям начального профессионального образования, а именно педагогическим училищам и колледжам. Необходимость экологического образования и воспитания в них очевидна, по многим причинам, укажем некоторые из них:
1) современное состояние окружающей природной среды в значительной степени обусловлено погоней за сиюминутным экономическим эффектом;
2) недостаток экологических знаний и умений не позволяет оценить в полной мере результаты своей деятельности;
3) обязанность заботиться об окружающей среде ложится не только на наше, но и на будущие поколения. А основной задачей учителя как раз и является образование и воспитание подрастающего поколения;
4) человек, не являющийся носителем экологической культуры, не может формировать и развивать ее в других людях.
Всего этого возможно достичь если разумным образом подойти к организации естественно-научной и профессиональной подготовки обучающихся в педагогическом колледже. Согласно О. В.Толкачевой, для учреждения начального профессионального образования содержание должно строиться на разумном сочетании фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки. При этом основной целью, императивом современной начальной профессиональной школы должна являться подготовка не только образованного, но и высоконравственного специалиста, а к подготовке такого специалиста должен привлекаться весь опыт, накопленный Мировым Сообществом [2].
В этом ключе определенный интерес представляет работа,проводимая в Бендерском педагогическом колледже, по нескольким направлениям экологического образования. В первую очередь общеобразовательное направление, которое заключается в изучении естественнонаучных учебных дисциплин с экологической направленностью, таких как: история, обществознание, география, физика с астрономией, химия, биология, экология, экологические основы природопользования - при изучении которых учащиеся получают общие теоретические сведения о проблемах, перспективах экологии. Главной задачей этого направления является необходимость сформировать у обучающихся ясное представление об экологии как о науке, имеющей непосредственную связь с реальной жизнью.
Так же работа экологической направленности ведется при изучении дисциплин предметной подготовки, а именно: естествознания с методикой преподавания и экологическим воспитанием, методики преподавания основ безопасной жизнедеятельности.
Еще одна форма работы - научно-исследовательская деятельность обучающихся, главное условие успешности которой — понимание учащимися личной значимости получаемых результатов. Немалую роль в этом играет подготовка докладов о состоянии природных объектов республики (река Днестр, Кицканский лес, Колкотовая балка и т.д.), о влиянии деятельности производств на окружающую среду (Днестровская ГРЭС, Хлопчато-бумажный комбинат, Рыбницкий металлургический завод и т.д.).
Отдельно хочется отметить такой вид работы, как написать эссе (англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк;от латинского "exagium" - взвешивание) напредложенные темы: «Мое любимое время года», «Мое любимое растение (дерево, животное)». Эссе на экологическую тему способствует формированию культуры духовного общения с природой, в процессе которой, согласно Л.П. Печко, развиваются эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства природы.
Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией, позволяющее выражать индивидуальные впечатления и соображения по конкретному экологическому вопросу. Оно не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета, что позволяет свободно раскрывать какую-либо проблему. Этот вид работыпозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. В зависимости от специфики рассматриваемой темы, формы эссе могут значительно дифференцироваться. Это может быть:
анализ имеющихся статистических данных по изучаемой экологической проблеме,
анализ материалов из средств массовой информации,
подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих рассматриваемую экологическую проблему,
личные впечатления от увиденного природного явления,
анализ собственных поступков в природной среде и т.д.
В любом случае, построение эссе - это ответ на вопрос, позволяющий раскрыть тему с соблюдением классической системы повествования:
введение - суть и обоснование выбора данной темы,
основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса;
заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме [1].
Описанный выше метод очень редко находят применение в педагогических колледжах, традиционно используется лекционно-семинарская, классно-урочная система, т.е. формы организации учебного процесса, основанные на простой передаче знаний. Однако при организации любого вида работы самое главное, чтобы в ходе нее студенты испытывали необходимость высказывать свои мысли (вслух – при обсуждении на практических и семинарски занятиях; на бумаге, при выполнении письменных работ, например, эссе) у них возникали вопросы, и они пытались найти на них ответы. Ведь умение формулировать вопрос – это уже первый шаг к пониманию проблемы.
Вышеизложенное, позволяет говорить нам о том, что для эффективной реализации экологического образования в системе среднего профессионального образования необходима не только теоретическая и практическая деятельность, по воспитанию экологической культуры будущего педагога, но и творческая деятельность, направленная на развитие эстетических, нравственных качеств личности. Что позволит будущему специалисту в дальнейшем следовать правилам экологически целесообразного поведения во всех сферах профессиональной деятельности, вписываясь в законы взаимодействия общества и природы.
Литература:
Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе и рефератов: Учебно-методическое пособие / Сост.: Е.Р. Агадуллина, М.В. Котова, А.В. Ловаков, Е.А. Орел, М.Р. Хачатурова / Под общ.ред. А.В. Ловакова. М. : ГУ-ВШЭ, 2010. 28 с.
Толкачева О.В. Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста [Текст] / О. В. Толкачева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.
Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л.П. Печко.-1984.-135 с.