Прокурорская проверка как основа прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.09.2021

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Михеева, И. В. Прокурорская проверка как основа прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах / И. В. Михеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83895/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена обзору отдельных аспектов прокурорской проверки, выступающей главным инструментом прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах: научной обоснованности, упорядоченности и разнообразию ее видов.

Ключевые слова: прокурорская проверка, элементы и виды прокурорской проверки.

Полномочия прокурора в сфере надзора обычно регламентированы большим количеством нормативных и подзаконных актов, что усложняет ситуацию. Организационные аспекты прокурорской деятельности наиболее эффективно реализуются в рамках прокурорских проверок. Кроме соответствующих положений закона, прокуроры при осуществлении своей деятельности используют собственный опыт практической деятельности и тот, что был аккумулирован коллегами. Естественно, направление прокурорского надзора, предопределяемое сферой жизнедеятельности и типом общественных отношений, внутри которых осуществляют свои полномочия прокуроры, устанавливают особенности деятельности. При этом нельзя отрицать наличие общих подходов и приемов, которые необходимо использовать при разработке и использовании методики проведения прокурорской проверки как раз для нивелирования субъективизма и определенного застоя, свойственного однотипному виду деятельности.

Разработка научно обоснованного подхода к проведению проверок также строится с учетом сочетания общих черт этого способа использования правовых средств прокурора и отличительных особенностей, свойственных предмету исследования. Сказанное позволяет сделать вывод о возможности и даже необходимости создания единообразной базы для проведения проверок, которая получила название «методика» и (или) «тактика» [3], устанавливающей наиболее важные аспекты рассматриваемой процедуры, соблюдение которых гарантирует законность, полноту и в итоге эффективность всего мероприятия в рамках надзорной деятельности.

Дифференцирование тактики и методики в качестве средств прокурорского надзора ученые проводят различными путями. Есть версия, согласно которой тактика отвечает за организационную составляющую проверки, а методика — за субъективную деятельность прокурора [11]. Другое описание соотношения указанных категорий сводится к следующему утверждению: «Если методика показывает, что должен сделать прокурор (изучить законодательство, получить информацию о проверяемом объекте, провести проверку и т. д.), то тактика подсказывает, как эти действия наилучшим образом могут быть выполнены, выступает своего рода регулятором применения правовых средств осуществления общего надзора» [13]. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что и тактика, и методика отражают сущностные моменты, включенные в общие условия проведения проверки, а потому, их разделение носит условный характер.

Традиционно к тактике относят: «образ действия, линию поведения, совокупность приемов и способов» [8], а к методике «совокупность приемов и методов, алгоритм или процедуру действий» [8]. Таким образом, речь идет действительно об однородных явлениях, описываемых в недрах разных наук: военного дела и обычных гуманитарных либо естественных. Исходя из специфики дисциплины «прокурорский надзор», методика относится к первичному инструменту в проведении проверки, так как представляет собой готовый свод правил и последовательность выполнения действий, призванный обеспечить качество прокурорской деятельности. Подготавливаемые специально для разных видов проверок методики, имеют, обычно общую схему (или тот самый алгоритм), отвечающий критерию единообразия поведения прокуроров в разных регионах. К числу основных принципов, в соответствии с которыми должны разрабатываться и использоваться методические рекомендации, принято относить, в частности, принципы законности, эффективности, научности, этичности [2].

Специальная юридическая литература описывает типичные структурные элементы методики проведения прокурорской проверки, встречающиеся практически во всех видах рекомендательных документов:

– цели и задачи прокурорской проверки;

– объекты и предмет прокурорской проверки;

– совокупность законодательства, исполнение которого подлежит прокурорской проверке;

– источники информации о нарушении закона;

– типичные нарушения, допускаемые на практике при исполнении закона;

– этапы (стадии) прокурорской проверки;

– круг вопросов, на которые следует ответить при проведении проверки;

– полномочия прокурора при проведении проверки;

– особенности взаимодействия со специалистами и контролирующими органами;

– рекомендуемые акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов [9].

Например, «Методические рекомендации по организации и осуществлению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства» [1] Отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тамбовской области, содержат разделы:

  1. Организация и методика проведения прокурорских проверок исполнения законодательства о налогах и сборах. Здесь определяются цели, задачи, указываются основные инструменты и этапы проведения проверок.
  2. Вопросы межведомственного взаимодействия по налоговым вопросам, правовое и информационное и программное обеспечение деятельности инспекций ФНС России различных уровней.
  3. Типичные нарушения законодательства о налогах и сборах и меры прокурорского реагирования. Широкий спектр наиболее распространенных примеров нарушения законодательства, сгруппированных по сходным признакам, с рекомендациями по наиболее предпочтительным приемам выявления подобных случаев и противостояния им средствами прокурорского реагирования.
  4. Список нормативных правовых актов.

Таким образом, наглядно представлены необходимые структурные элементы проверки, обеспечивающие методически выверенный подход к ее проведению.

Научная литература [4,5,10] предлагает различные виды классификаций прокурорских проверок в порядке систематизации и учета их существенных свойств. Так, в зависимости от предмета приято классифицировать на: осуществляемые в рамках одного направления деятельности и комплексные. Под комплексными понимаются проверки, проводимые для достижения целей и решения задач, стоящих перед прокурорами, осуществляющими деятельность в двух и более направлениях [5]. С позиции заявленной классификации в области прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах приняты оба варианта.

В тоже время стоит отметить, что в силу специфики, объема документации, сокращенных сроков надзорных проверок и других объективных и субъективных причин комплексные проверки, охватывающие полностью весь объем работы проверяемого органа по оценке состояния законности в экономической (в том числе налоговой) сфере, зачастую малоэффективны [10]. В связи с этим прокурорам обычно рекомендуется на системной основе проводить узкие, предметные проверки, позволяющие выявить конкретные нарушения и принять адекватные меры прокурорского реагирования, основной целью которых является реальное поступление налоговых платежей в соответствующий уровень бюджета и обеспечение при этом законных прав налогоплательщиков.

Каждый прокурор на подведомственной территории самостоятельно определяет приоритетные направления надзора за исполнением налогового законодательства в определенный временной период исходя из состояния дел в налоговой сфере. Вместе с тем, есть несколько проблем, которые являются общими для всех регионов, требуют особого внимания прокуроров и активизации их деятельности по определенным направлениям, к которым можно отнести следующие: соответствие федеральному законодательству правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области налогов и сборов; своевременность и полнота взыскания налоговыми органами налоговой задолженности по результатам проведенных налоговых проверок (ст. 46–48 НК РФ); исполнение законодательства о принудительном взыскании налоговой задолженности службой судебных приставов; исполнение законодательства о взыскании страховых взносов должностными лицами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования [10].

В зависимости от круга участников проверки могут подразделяться на проводимые: единолично прокурором; группой прокуроров; прокурором (прокурорами) с участием специалистов [5]. Первая разновидность отличается простотой организационных деятельности, так как все вопросы и этапы выполняются одним человеком, а методические рекомендации охватывают поступательное линейное движение. Варианты второго и третьего типов содержат не только значительно большую организационную составляющую, но и включают процессы обеспечения взаимодействия между субъектами проведения проверки. Привлечение к участию в проверке специалистов делает необходимым разработку рекомендаций, которые обеспечат не только своевременное, но и наиболее объективное и обоснованное решение. Проведение прокурорских проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах часто предполагает использование специальных знаний, а, потому, и участие специалистов. Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а так же п. 1.6. Приказа Генерального прокурора N 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» в процессе проверки в рамках надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, в том числе и выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Например, деятельность специалиста в данной области поверки может носить характер консультации или содействия прокурору, оказания ему различной технической помощи в случае непосредственной работы с документами бухгалтерской отчетности.

В зависимости от инициатора проведения проверки они могут быть плановыми и внеплановыми [6]. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры. Решение о внеплановой проверке принимается территориальным прокурором только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наиболее распространенные ситуации внеплановых проверок — по жалобам о нарушении прав. Например, при необоснованном принятии решения налоговыми органами о применении мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (на основании ст. 47 НК РФ). Информацию о подобного рода нарушениях прокурор может почерпнуть как из конкретных жалоб налогоплательщиков, адресованных в прокуратуру, так и путем изучения сообщений и публикаций в СМИ и сети «Интернет», статистической отчетности налоговых органов и др. Для поддержания прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли на должном уровне рекомендовано ежемесячно проверять исполнение закона при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о налоговых преступлениях, законность и обоснованность принятых по ним процессуальных решений; требовать своевременного проведения налоговыми органами и органами налоговой полиция сверок переданных и поступивших материалов [12].

В зависимости от целей проверки она может относиться к категории документарной или выездной. Первый вариант предполагает изучение документов проверяемого, находящихся в доступе органа государственного контроля (надзора), а также затребованных у проверяемого копий документов. Выездные мероприятия проводятся только тогда, когда выявить необходимую информацию путем документальной проверки не представляется возможным. Например, выездные проверки могут выявить причину системных нарушений в налоговом органе [7]. Так, именно на месте, получается установить формальное отношение сотрудников налоговой службы к обязанностям по принятию мер к отслеживанию фактически уплаченных налогов и несвоевременное сообщение об этом судебным приставам. В результате сохраняется избыточная загруженность последних, и нередко появляется двойная выплата одного и того же налога — добровольная и принудительная.

Обобщая сказанное, можно сделать ряд выводов.

  1. Прокурорская проверка относится к наиболее выигрышному способу осуществления прокурорского надзора, сочетая в себе как индивидуализированные навыки прокурора в поиске и анализе информации о состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах, так и универсальные инструменты, полученные в результате обобщения многолетнего опыта большого числа сотрудников в разных регионах РФ.
  2. Научно обоснованный и методически упорядоченный механизм проведения прокурорской проверки гарантирует законность и высокую степень эффективности при реализации прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах, позволяет выявить системные нарушения и их причины.
  3. Разнообразие видов прокурорских проверок создает благоприятные условия для маневров в рамках прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах, позволяя выбирать наиболее подходящие к той или иной сложившейся ситуации.

Литература:

  1. «Методические рекомендации по организации и осуществлению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства». Отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тамбовской области. Тамбов. 2019.
  2. Барсегова Э. Л. Особенности организации и методики прокурорского надзора // Вестник науки и образования. 2019. № 10–4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-i-metodiki-prokurorskogo-nadzora (дата обращения: 13.08.2021).
  3. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2016.
  4. Курс прокурорского надзора / Под ред. В. И. Баскова. — М., 2000.
  5. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учеб. пособие / под общ. ред. О. Н. Коршуновой. — Санкт-Петербург: С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2014.
  6. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1: практич. пособие / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.
  7. Прокуратурой области проанализировано состояние законности и результаты надзорной деятельности за исполнением законодательства о налогах и сборах в истекшем периоде 2019 года. Официальный сайт прокуратуры РФ [Электронный ресурс] URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1687948/
  8. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/19/ma433526.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 21.08.2021).
  9. Смирнов А. Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверки // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 8 (60). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodike-i-taktike-prokurorskoy-proverki (дата обращения: 28.08.2021).
  10. Титова В. Н. Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства: учеб. пособие / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2016.
  11. Шинд В. И. О соотношении методики и тактики прокурорского надзора // Вопросы теории законности прокурорского надзора: сб. статей. М., 1994.
  12. Щербаков A. M. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. Пособие; Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005.
  13. Ястребов В. Б., Григоренко В. Н., Рябцев В. П., Чернова К. Т. Проблемы тактики общенадзорной деятельности прокуратуры // Вопросы борьбы с преступностью: сб. статей. Вып.45. М.,1987.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорская проверка, прокурорский надзор, сфера соблюдения законодательства, налог, проверка, прокурор, прокурорское реагирование, исполнение законодательства, нарушение, проведение проверки.


Ключевые слова

прокурорская проверка, элементы и виды прокурорской проверки

Похожие статьи

Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов

Данная статья посвящена анализу роли прокуратуры РФ в осуществлении надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются особенности надзорной деятельности и полномочия прокуроров, приводится статистика правонарушений в сфере э...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве

В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются ...

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности

В статье проведен анализ нормативной базы и юридической доктрины с целью выявления роли прокуратуры в процессе обеспечения законности при производстве оперативно-розыскной деятельности в современных реалиях.

Похожие статьи

Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов

Данная статья посвящена анализу роли прокуратуры РФ в осуществлении надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются особенности надзорной деятельности и полномочия прокуроров, приводится статистика правонарушений в сфере э...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве

В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются ...

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности

В статье проведен анализ нормативной базы и юридической доктрины с целью выявления роли прокуратуры в процессе обеспечения законности при производстве оперативно-розыскной деятельности в современных реалиях.

Задать вопрос