В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом законодательства о доступе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
При написании статьи применялись следующие методы: анализ, обобщение, а также использовался системный подход.
Ключевые слова: анализ, доступ к информации, деятельность судов, нормативные акты.
Россией приняты и ратифицированы ряд международных нормативных актов, на основании которых приняты законы, составляющие основу законодательства о свободе информации. Целью данного исследования было выявление тенденций развития законодательства о доступе к информации как в международной сфере, так и в национальном законодательстве.
Вопрос о доступе к информации о деятельности государства в целом и судебной системе в частности, во всем мире рассматривается как одно из основных прав человека.
Фундаментальные информационные права и свободы человека и гражданина закреплены в следующих нормах Конституции Российской Федерации [1]: право на доступ к информации реализуется посредством обязательного официального опубликования законов (ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 108); провозглашается неприкосновенность частной жизни (ст. 23, 24); а также свобода мысли и слова (ст. 29); устанавливается право на обращение граждан с целью получения информации (ст. 33); указывается на ответственность за сокрытие информации (ч. 3 ст. 41); провозглашается гласное и открытое судопроизводство (п.1 ст. 123).
На 65 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 14 декабря 1946 года была принята резолюция 59 (I) «О Созыве международной конференции по вопросу о свободе информации» [2]. В данном акте Генеральной Ассамблеи ООН определяются важность и значение свободы информации. В резолюции затрагивается вопрос о злоупотреблении правом, свободно получать и распоряжаться информацией. Ещё одним важным аспектом, который принимается во внимание, является существование мирового общественного мнения, наличие которого зависит от свободы доступа к информации. Данный акт стал первым международным актом в сфере обеспечения распространения и получения свободы информации.
Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая главами государств и правительств «G8» 22 июля 2000 года на острове Окинава, подчеркивает значимость информационных технологий и информации в целом в формировании современного общества и акцентирует внимание на мерах, необходимых для сокращения цифрового неравенства, а также направлениях, способствующих развитию информационного общества.
Указанные международные акты послужили основой для «целого ряда доктринальных, концептуальных и правовых положений, способствующих развитию информационного общества в России, среди которых необходимо отметить Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002–2010», Государственную программу «Информационное общество 2011–2020», Стратегию развития информационного общества на 2017–2030 годы» [3], а также федеральные законы.
Считаем нужным начать обзор национального законодательства с Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», поскольку в нем закреплены основные понятия в рассматриваемой сфере. Законодатель дает следующие определение информации. Информация — «это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [4]. На основании п.1 ст. 4 анализируемого акта приходим к выводу, что законодатель выделяет данный закон среди иных федеральных законов и ставит его в качестве основополагающего, которому не могут противоречить иные федеральные законы. В нем приведены основные принципы регулирования в сфере информации, такие как ее свобода и открытость [4]. В ст. 5 указано, что информация может выступать в качестве объекта правовых отношений, и на основании этого можно сделать вывод, что ей придается особое значение. В ст. 8 конкретизируется и раскрывается провозглашенное Конституцией Российской Федерации право на информацию, а именно: «Граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» [4]. В ст. 9, ст.ст. 15–1–15.9 регламентируется ограничение на доступ к информации и порядок применения таких ограничений. А в ст. 17 установлена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за незаконные действия в сфере информации.
Основными актом в сфере доступа к информации о деятельности судов является Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [5]. Он закрепляет основные понятия, касающиеся рассматриваемой сферы, в том числе дано определение информации о деятельности судов, как информации, подготовленной в пределах своих полномочий судами и относящийся к деятельности судов. Помимо этого, в Законе отражены конституционные принципы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, а также их защиты в сфере обеспечения доступа к информации.
В рамках реализации Постановления ПравительстваРФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.02.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» [6] во многом реализованы следующие направления:
– открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов Российской Федерации (в частности, опубликование судебных актов, внепроцессуальных обращений);
– предоставлена возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов Российской Федерации, так и на каждом этапе судебного процесса, начиная с даты обращения в суд и до окончания судебного процесса.
Анализ вышеприведенных актов о доступе к информации показал, что данный вопрос широко обсуждается мировой общественностью и это нашло отражение в изученных нами актах. Мы пришли к выводу о том, что доступ к информации о деятельности судов способствует достижению гласности и открытости судебной системы для общества, что позволяет укрепить независимость судебной власти и увеличить доверие к судебным органам среди граждан.
На данный момент во многих судах возможно подать документы в электронном виде, что увеличивает доступность к правосудию. Успешно реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».
Достижения судебной реформы, проводимой в России, были отмечены в докладе Европейской комиссии Совета Европы по эффективности правосудия, а примененные методы признаны наиболее технологически развитыми и наименее финансово затратными в сравнении с судами 47 западных государств [7].
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что проблема доступа к информации является глобальной. Развитие этого направления в международном праве приходится на послевоенное время и идет уже более 70-ти лет, а в России — на протяжении более 20 лет.
Российская Федерация восприняла мировые тенденции в сфере доступа информации, что нашло отражение в национальном законодательстве. Кроме того, органы Судейского сообщества разработали концепцию о дальнейшем развитии обеспечении доступа к информации о деятельности судов [8]. В ней указывается на необходимость популяризации знаний о судебной системе и истории её развития в России, намечено более эффективное взаимодействие со СМИ, путем создания пресс-служб, а также делается акцент на обучение студентов юридических факультетов, в частности предлагается создание обучающего модуля в системе ГАС «Правосудие».
В указанной концепции установлены ожидаемые результаты по итогам реализации её на практике. Одними из основных достижений ожидаются: совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере управления информационными ресурсами судов, а также создание единого информационного пространства для судов всех уровней [8].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения 01.01.2021);
- Резолюция 59(I) Генеральной Ассамблеи ООН «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации» 14 декабря 1946 года URL: https://medialaw.asia/document/-430 (дата обращения 01.11.2020);
- Магдилова Л. В.; Ярбилов Ш. П. Международные стандарты в области развития глобального информационного общества URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-v-oblasti-razvitiya-globalnogo-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 04.11.2020);
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. 08.06.2020)// СПС КонсультанПлюс (дата обращения 01.11.2020);
- Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» //СПС Консультант Плюс (дата обращения: 04.11.2020);
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 (ред. от 21 мая 2020 года) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы»URL: https://base.garant.ru/70292624/(дата обращения 07.11.2020);
- Владислав Куликов Судим правильно//Российская газета — Федеральный выпуск № 250(8304) URL:https://rg.ru/2020/11/05/sudebnaia-sistema-rossii-priznana-naibolee-effektivnoj-v-evrope.html (дата обращения: 08.11.2020);
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/ (дата обращения 01.11.2020).