Принципы деятельности прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.10.2020

Статья просмотрена: 2977 раз

Библиографическое описание:

Боровцов, И. В. Принципы деятельности прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации / И. В. Боровцов, В. В. Сынков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74383/ (дата обращения: 17.12.2024).



Взаимодействие со средствами массовой информации — важное направление деятельности органов прокуратуры в условиях правового и демократического государства. В статье рассматривают основные принципы, на которых строится взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации.

Ключевые слова: прокуратура, средства массовой информации, взаимодействие, принципы.

Одним из важных направлений деятельности прокуратуры России является взаимодействие со средствами массовой информации. Оно позволяет эффективно решать различные задачи — оперативно информировать население о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории, реагировать на факты нарушения закона, осуществлять обратную связь с населением. На это, в частности, обращал внимание В. В. Путин в ходе своего недавнего выступления на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ. Как отметил Президент, «[необходимо] наладить удобные, доступные инструменты обратной связи с гражданами, включая оперативную реакцию на их жалобы, конкретные вопросы, которые у них возникают, обращения, связанные с нарушением их трудовых, социальных прав, предпринимательских свобод» [4].

Любая деятельность должна строиться на определенных принципах, чтобы добиться наибольшей эффективности [5]. Рассмотрим вопрос о том, на каких принципах должно строиться взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации.

В юридической литературе можно встретить следующий перечень принципов взаимодействия прокуратуры со СМИ:

– общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач;

– безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия;

– учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию;

– нахождения объекта приложения совместных усилий по взаимодействию вне партнеров;

– поэтапного достижения согласия между партнерами (должно происходить постепенное продвижение от изначально определенной сферы согласия к все более конфликтным темам, проблемам, зона взаимопонимания должна постоянно расширяться; необходимо различать этапы, стадии «взаимодействия»: ознакомительный этап; «пилотный»; разовый; пробный проект; долговременное сотрудничество) [3, с.14; 8, с.23].

Некоторые принципы, на наш взгляд, носят спорный характер. Так, следует признать, что у прокуратуры и СМИ могут быть различные задачи в процессе освещения того или иного события. Кроме того, при взаимодействии со СМИ, органам прокуратуры недостаточно исходить из презумпции добропорядочности СМИ.

На наш взгляд, перечень принципов, на которых должна основываться деятельность прокуратуры по взаимодействию со СМИ, может выглядеть следующим образом.

Главным и основополагающим принципом в деятельности прокуратуры по взаимодействию со СМИ является общеотраслевой принцип законности . Данный принцип можно признать конституционным принципом, без строгого соблюдения которого невозможно построение правового и демократического общества [6; 7]. Надзирая за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов на территории Российской Федерации, прокуратура, в свою очередь, должна выстраивать свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами. Как отмечает прокурор Чеченской Республики Шарпудди Абдул-Кадыров, взаимодействие государственных органов и общественности должно проводиться с соблюдением ограничений, установленных национальным законодательством, поскольку обнародование данных вопреки запретам может вызвать негативные последствия [1, с.41]. Кроме того, необходимо учитывать положения федерального законодательства относительно иных конституционных прав и свобод граждан.

Также одним из главных принципов деятельности прокуратуры в целом и по взаимодействию со СМИ является принцип гласности . Он означает, что прокуратура должна доводить сведения о результатах своей деятельности до граждан. Информирование населения о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории прямо предписано в качестве одной из задач деятельности прокуратуры со СМИ в п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 г. № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью». При этом принцип гласности не является безграничным. При освещении деятельности органов прокуратуры необходимо помнить про ограничения, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством в части охраны прав и свобод граждан, деятельности СМИ, а также положений законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне. В частности, нужно учитывать положения ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Кроме того, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Не менее важным при взаимодействии со СМИ выступает принцип объективности . Данный принцип означает, что прокуратура должна предоставлять для сведения общественности только проверенную информацию, со ссылкой на источники ее получения и проверки. Как указано в п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России № 296, распространяемые прокуратурой сообщения должны быть выверенными, объективными и не содержать информации ограниченного доступа, в том числе конфиденциального характера. В научной литературе относительно принципа объективности в журналистской деятельности отмечается, что стандарт объективности включает в себя такие понятия, как беспристрастность, нейтральность, достоверность, прозрачность, достигаемые через обращение к авторитетным источникам, документальную точность, разделения факта и комментария, сбалансированность позиций [10].

Следует также выстраивать работу по взаимодействию со СМИ на основе принципа взаимодействия (сотрудничества) . Прокуратуре необходимо проявлять инициативу во взаимодействии со СМИ. Конкретные формы взаимодействия подробно описаны в соответствующей методической и научной литературе [2; 3]. Отметим только, что в выстраивании отношений прокуратуры и СМИ на местах (на уровне прокуратуры субъекта и районной прокуратуры) важна роль руководителя. На наш взгляд, необходимо, чтобы прокурор выстраивал взаимодействие со СМИ, исходя из конкретных потребностей населения, специфики региона.

При взаимодействии со СМИ необходимо придерживаться принципа независимости, беспристрастности и профессионального нейтралитета . Независимость прокуроров при взаимодействии со СМИ выражается, прежде всего, в том, что прокуроры в своей деятельности руководствуются исключительно Конституцией РФ и федеральным законодательством. Никто не вправе требовать от прокуроров принятия какого-либо решения или освещения определенного рода информации в СМИ. Вместе с тем, необходимо помнить и про другую сторону принципа независимости прокуроров. В соответствии с п. 6 Рекомендации № R (2000) 19 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» государства должны принять меры для обеспечения прав прокуроров на свободу высказываний, убеждений, ассоциаций и собраний. В частности, они должны обладать правом принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с правом, отправлением правосудия, содействием в защите прав человека, а также правом на присоединение или формирование местных, национальных или международных организаций и участие в их собраниях в личном качестве, что не может нанести ущерб их профессиональному статусу, так как совершают они законные действия и участвуют в законных организациях [9]. Беспристрастность означает, что прокурор должен взаимодействовать со СМИ, не обращая внимания на форму собственности СМИ, принадлежности его государству или частному лицу. Вместе с тем, это не отменяет того факта, что перед тем, как представить какую-либо информацию в том или ином СМИ, необходимо предварительно провести контент-анализ. Безусловно, например, следует избегать радикально настроенных СМИ.

Немаловажным принципом взаимодействия со СМИ в XXI веке становится оперативность . Необходимо доводить до граждан сведения о результатах деятельности прокуратуры незамедлительно. Так, по нашему мнению, прокурор должен по возможности в режиме реального времени реагировать на резонансные события на поднадзорной территории. Следует признать крайне положительным опыт прокуратуры Чеченской Республики. Анализ Instagram-аккаунта прокуратуры показывает, что материалы о результатах проведения прокурорских проверок, приемов граждан, участия прокуратуры во всех заседаниях правительства и парламента, результатах рассмотрения дел в судах размещается незамедлительно, в день проведения соответствующего мероприятия [1, с.42].

Важным принципом выступает также компетентность соответствующего прокурора, который взаимодействует со СМИ. Что означает данный принцип? При взаимодействии со СМИ на конкретном уровне (например, субъекта или района) необходимо представлять информацию только по тем вопросам, которые входят в компетенцию соответствующего прокурора. Недопустимо давать комментарий относительно действий и решений других лиц, только если это не сопряжено с осуществлением прокурором надзорных полномочий.

Осуществление прокуратурой взаимодействия со СМИ должно выстраиваться на основе принципапостоянности и систематичности . Данный принцип может быть реализован, например, путем ведения постоянных рубрик в тех или иных СМИ, периодического постоянного комментария прокурора о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории по итогам, положим, месяца. Также прокурорам необходимо реагировать на резонансные события, происходящие на поднадзорной территории. Это позволит гражданам понять, что тот или иной вопрос, важность и значимость разрешения которого для населения очевидна, находится на постоянном контроле у органов прокуратуры. В конечном итоге, это приведет к росту доверия граждан к правоохранительным органам.

Отдельного внимания заслуживает принцип методической основы построения взаимодействия органов прокуратуры со СМИ . Прокуратура РФ включает в свою систему образовательные и научные учреждения и органы. К их числу, в частности, относятся: Университет прокуратуры РФ и его филиалы, НИИ Генеральной прокуратуры РФ при Университете прокуратуры РФ. Данные организации занимаются разработкой научных основ деятельности органов прокуратуры РФ. Деятельность органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ должна строиться, в том числе с учетом рекомендаций, данных Университетом прокуратуры РФ.

Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить следующее. Средства массовой информации сегодня выступают важнейшим институтом гражданского общества. Как отмечает Почетный работник прокуратуры Российской Федерации Г. В. Штадлер, СМИ являются коммуникатором и выразителем социально-экономических и политических интересов людей [11]. Кроме того, недостаток информации, поступающей из органов государственной власти (в том числе, прокуратуры), нередко «восполняется» за счет далеко не объективных источников [11]. Не стоит забывать и о том, что грамотное выстраивание взаимодействия органов прокуратуры со СМИ, налаживание каналов обратной связи позволит качественно повысить уровень надзорной деятельности, а также приобрести дополнительные рычаги воздействия на окружающую действительность.

Литература:

  1. Абдул-Кадыров Ш. М. Взаимодействие со средствами массовой информации как важный путь информирования общественности о состоянии законности и правопорядка в Чеченской Республике // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 6 (74). С.41–44.
  2. Андрианов М. С. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. 60 с.
  3. Бессарабов В. Г. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2010. 92 с.
  4. Заседание коллегии Генпрокуратуры // Президент России [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62998 (дата обращения: 19.09.2020).
  5. Куценко Е. И. Аспекты оценки эффективности инновационного проекта // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8 (183). С.73–78.
  6. Малый Д. А. Законность как конституционный принцип // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 6. С.234–235.
  7. Мирзо С. Ш. Принципы законности: соотношение и проблемы применения // Криминологический журнал. 2020. № 1. С.65–68.
  8. Прокуратура и СМИ: состояние и перспективы взаимодействия. М.: Проспект, 2016. 258 с.
  9. Рекомендация № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия»: (Страсбург, 6 октября 2000 года) // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / Консорциум Кодекс [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://docs.cntd.ru/document/90199642 (дата обращения: 19.09.2020).
  10. Смолярова А. С. Творческие и когнитивные ограничения в реализации принципа объективности в журналистике // Журналистский ежегодник. 2014. № 3. С.27–33.
  11. Штадлер Г. В. Прокурор и институты гражданского общества: некоторые аспекты взаимодействия со средствами массовой информации // Актуальные вопросы прокурорской деятельности [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://www.procuror.spb.ru/30112018/18112017.htm (дата обращения: 19.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, взаимодействие, массовая информация, поднадзорная территория, Конституция РФ, принцип, обратная связь, Российская Федерация, Университет прокуратуры РФ, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В период активного развития общественно-политических отношений и улучшения информационной политики государства, средства массовой информации играют важную роль как один из ведущих социальных институтов. Взаимодействие между органами внутренних дел и ...

Методы управления сферой культуры и досуга на муниципальном уровне

Развитие культуры на территории муниципальных образований предполагает реализацию соответствующих программ. С этой целью применяются специальные методы управления сферой культуры и досуга. В статье авторами исследуются основные методы управления сфе...

Сущность государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации

Данная статья рассматривает общие вопросы, а также основополагающие и руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации. В статье рассматривается сам феномен государственной библиотечной полити...

Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности

В данной статье рассматриваются особенности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по административно-правовой защите лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста. Автором указывается, что данный орган занимает в со...

Анализ нормативных актов о доступе к информации о деятельности судов

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом законодательства о доступе к информации о деятельности судов в Российской Федерации. При написании статьи применялись следующие методы: анализ, обобщение, а также использовался системн...

Принципы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.

Координация органами прокуратуры деятельности по борьбе с преступностью

Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В работе обозначены основные проблемы в данной сфере деятельности, предложены меры по повышению ...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Виды правоприменительной деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации

В статье анализируются регулятивная и юрисдикционная функции избирательных комиссий Российской Федерации. Регулятивная деятельность направлена на обеспечение единообразного применения законодательства и устранение правовых пробелов, что способствует ...

Специальные принципы государственного управления в сфере культуры: понятие и особенности

Статья посвящена рассмотрению особенностей специальных принципов управления в сфере культуры, используемых в нашей стране на современном этапе. Особое внимание в ней уделено анализу понятий «принцип», «принципы государственного управления», а также «...

Похожие статьи

Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В период активного развития общественно-политических отношений и улучшения информационной политики государства, средства массовой информации играют важную роль как один из ведущих социальных институтов. Взаимодействие между органами внутренних дел и ...

Методы управления сферой культуры и досуга на муниципальном уровне

Развитие культуры на территории муниципальных образований предполагает реализацию соответствующих программ. С этой целью применяются специальные методы управления сферой культуры и досуга. В статье авторами исследуются основные методы управления сфе...

Сущность государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации

Данная статья рассматривает общие вопросы, а также основополагающие и руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации. В статье рассматривается сам феномен государственной библиотечной полити...

Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности

В данной статье рассматриваются особенности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по административно-правовой защите лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста. Автором указывается, что данный орган занимает в со...

Анализ нормативных актов о доступе к информации о деятельности судов

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом законодательства о доступе к информации о деятельности судов в Российской Федерации. При написании статьи применялись следующие методы: анализ, обобщение, а также использовался системн...

Принципы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.

Координация органами прокуратуры деятельности по борьбе с преступностью

Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В работе обозначены основные проблемы в данной сфере деятельности, предложены меры по повышению ...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Виды правоприменительной деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации

В статье анализируются регулятивная и юрисдикционная функции избирательных комиссий Российской Федерации. Регулятивная деятельность направлена на обеспечение единообразного применения законодательства и устранение правовых пробелов, что способствует ...

Специальные принципы государственного управления в сфере культуры: понятие и особенности

Статья посвящена рассмотрению особенностей специальных принципов управления в сфере культуры, используемых в нашей стране на современном этапе. Особое внимание в ней уделено анализу понятий «принцип», «принципы государственного управления», а также «...

Задать вопрос