В статье анализируются регулятивная и юрисдикционная функции избирательных комиссий Российской Федерации. Регулятивная деятельность направлена на обеспечение единообразного применения законодательства и устранение правовых пробелов, что способствует стабильности и прозрачности избирательного процесса. Юрисдикционная деятельность включает рассмотрение жалоб, контроль за соблюдением прав избирателей и применение мер ответственности к нарушителям. Автор обращает внимание на существующие правовые неопределенности и предлагает пути их устранения через реформы законодательства и унификацию правоприменительной практики на всех уровнях избирательных комиссий.
Ключевые слова: избирательные комиссии, правоприменительная деятельность, регулятивная деятельность, юрисдикционная деятельность, избирательное законодательство.
Регулятивная деятельность избирательных комиссий в Российской Федерации направлена на обеспечение соблюдения законодательства в процессе организации и проведения выборов и референдумов. Основой для правового регулирования являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Эти нормативные акты определяют принципы и правила, обеспечивающие демократическую легитимность выборов и референдумов.
Избирательные комиссии, в первую очередь Центральная избирательная комиссия России, наделены полномочиями по изданию инструкций, обязательных для исполнения всеми участниками избирательного процесса. Однако законодательство не всегда четко определяет нормативный характер этих актов, что создает неопределенность в правоприменении. Это может вызвать сложности в толковании и применении инструкций ЦИК, что требует доработки правовой базы для устранения таких двусмысленностей [3, с. 166].
Существуют споры относительно правового статуса актов, издаваемых ЦИК. Некоторые исследователи считают, что такие акты следует считать нормативными, поскольку они направлены на унификацию правоприменительной практики. Однако данный вопрос остается открытым, и его решение имеет большое значение для обеспечения единообразного применения избирательного законодательства.
Кроме того, проблемы могут возникать и в связи с отсутствием четкой правовой классификации решений, принимаемых на уровне субъектов Федерации. В некоторых случаях акты избирательных комиссий субъектов рассматриваются как нормативные правовые акты, что требует уточнения в законодательстве, чтобы избежать противоречий и неправомерного толкования.
Отсутствие четкой структуры нормативных актов избирательных комиссий также усугубляется несогласованностью в использовании терминов [1]. Например, в практике ЦИК часто взаимозаменяемо употребляются термины «нормативный акт» и «нормативный правовой акт», что может вести к путанице и подрывать доверие к избирательной системе [6, с. 14].
Для решения этих проблем необходимо более четкое законодательное закрепление нормативного статуса актов избирательных комиссий. Это поможет устранить двусмысленности в их применении, что в свою очередь укрепит доверие к избирательному процессу и обеспечит более прозрачные и предсказуемые выборы.
Введение четких понятий и регламентов также окажет положительное влияние на работу нижестоящих избирательных комиссий. Это обеспечит координацию их деятельности, а также способствование эффективному контролю за соблюдением законодательства на всех уровнях выборов, что является ключевым аспектом регулятивной деятельности избирательных органов.
Юрисдикционная деятельность избирательных комиссий Российской Федерации направлена на разрешение правовых споров и обеспечение соблюдения избирательного законодательства. Основными задачами таких комиссий являются рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства, а также принятие решений по различным вопросам, возникающим в ходе избирательного процесса [2, с. 196].
Одной из ключевых функций избирательных комиссий является обеспечение защиты избирательных прав граждан и предотвращение нарушений, которые могут повлиять на результаты выборов. В рамках этой деятельности комиссии занимаются проверкой жалоб на действия или бездействие кандидатов, избирательных объединений и других участников избирательного процесса. Важное место занимает решение вопросов о правомерности отказа в регистрации кандидатов, списков кандидатов или аннулирования регистрации.
Избирательные комиссии наделены правом применять санкции за нарушение законодательства. Среди таких мер можно выделить предупреждения, аннулирование регистрации кандидатов или списков кандидатов, а также исключение кандидатов из избирательного процесса в случае установления фактов грубых нарушений. Эти меры направлены на поддержание правопорядка и законности в процессе проведения выборов.
Юрисдикционная деятельность комиссий также включает рассмотрение дел, связанных с использованием финансов в избирательных кампаниях. Комиссии осуществляют контроль за финансированием избирательных фондов, проверяя соответствие расходов кандидатов установленным законодательным нормам. Нарушение этих норм может привести к отказу в регистрации или аннулированию регистрации кандидатов.
Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов, касающихся агитационной деятельности. Избирательные комиссии следят за соблюдением законных рамок агитации и принимают меры в случае нарушений, таких как использование административного ресурса или незаконная пропаганда. Важно, что такие дела рассматриваются оперативно, чтобы предотвратить негативное влияние на избирательный процесс [5, с. 215].
Комиссии также играют важную роль в обеспечении прозрачности выборов. В их полномочия входит рассмотрение жалоб на нарушения в процессе голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений, которые могут повлиять на результаты выборов, избирательные комиссии имеют право признать итоги выборов недействительными на отдельных избирательных участках или в целом [4, с. 70].
Таким образом, правоприменительная деятельность избирательных комиссий в Российской Федерации, включая их регулятивные и юрисдикционные функции, играет ключевую роль в обеспечении законности и справедливости избирательного процесса. Регулятивная деятельность направлена на унификацию применения норм избирательного законодательства и устранение правовых пробелов, а юрисдикционная — на защиту избирательных прав граждан и контроль за соблюдением законодательства на всех уровнях. Для повышения эффективности работы избирательных комиссий необходимы реформы, направленные на устранение правовых двусмысленностей, улучшение координации между комиссиями различных уровней и усиление независимости этих органов.
Литература:
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 15 июня.
- Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров / под ред. В. И. Захарова, А. Н. Кокотова. — М.: Норма, 2014. — 330 с.
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред. А. А. Вешняков; науч. ред. В. И. Лысенко. — М.: Инфра-М, 2007. — 718 с.
- Нормография: теория и технология нормотворчества: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю. Г. Арзамасова. — М.: Норма, 2018. — 390 с.
- Правовые акты: учеб. практ. и справ. пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. — М.: Норма, 1999. — 718 с.
- Судакова С. В. К вопросу о юридической природе актов, принимаемых избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации / С. В. Судакова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 5. — С. 14–29.