В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с иными государственными органами. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики выявляются основные проблемы в данной сфере и предлагаются пути их решения. Особое внимание уделяется вопросам координации деятельности правоохранительных органов и механизмам межведомственного взаимодействия.
Ключевые слова: прокуратура, коллегиальные органы, межведомственное взаимодействие, координация, правоохранительные органы, государственное управление.
Эффективное функционирование системы государственного управления в современных условиях невозможно без налаженного механизма взаимодействия между различными органами государственной власти. Особая роль в этом процессе принадлежит органам прокуратуры, которые, согласно законодательству, осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления и систематизации накопленного опыта взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с иными государственными органами, а также потребностью в разработке новых подходов к организации такого взаимодействия в условиях цифровизации государственного управления и появления новых вызовов в сфере обеспечения законности и правопорядка.
Взаимодействие коллегиальных органов прокуратуры с иными государственными органами представляет собой основанную на законе деятельность, направленную на достижение общих целей по обеспечению законности и правопорядка. В современных условиях развития государственности данное взаимодействие приобретает особую значимость в контексте усиления роли прокуратуры как координирующего органа в системе обеспечения законности.
Как отмечает Ф. М. Кобзарев [1], такое взаимодействие характеризуется следующими фундаментальными признаками:
- согласованность действий по целям, месту и времени;
- направленность на решение общих задач;
- самостоятельность каждого органа в пределах своей компетенции;
- равенство субъектов взаимодействия.
Данные признаки формируют концептуальную основу механизма межведомственного взаимодействия и требуют детального теоретического осмысления. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Согласованность действий по целям, месту и времени предполагает четкую координацию усилий всех взаимодействующих структур. Это означает, что каждый участник процесса должен иметь ясное представление о своей роли, сроках выполнения поставленных задач и территориальных границах своей компетенции. В практической плоскости данный принцип реализуется через систему совместного планирования мероприятий, проведение координационных совещаний и выработку единых подходов к решению возникающих проблем.
Направленность на решение общих задач выступает системообразующим фактором взаимодействия. При этом важно понимать, что общность задач не означает их тождественность для всех участников процесса. Каждый государственный орган, взаимодействуя с коллегиальными органами прокуратуры, решает свои специфические задачи, но все они в конечном итоге направлены на достижение единой цели — обеспечение законности и правопорядка.
Самостоятельность каждого органа в пределах своей компетенции является важнейшей гарантией эффективного взаимодействия. Данный принцип исключает подмену одних органов другими и обеспечивает четкое разграничение полномочий. Особенно важно соблюдение этого принципа в контексте надзорной деятельности прокуратуры, которая не должна превращаться в прямое вмешательство в оперативную деятельность поднадзорных органов.
Равенство субъектов взаимодействия означает отсутствие иерархической подчиненности между взаимодействующими органами в рамках совместной деятельности. При этом следует отметить, что речь идет именно о процессуальном равенстве, которое не исключает особой координирующей роли прокуратуры в определенных сферах деятельности.
Правовую основу взаимодействия составляет комплексная система нормативных правовых актов различного уровня. Фундаментом этой системы выступает Конституция Республики Узбекистан, закрепляющая базовые принципы организации государственной власти и определяющая место прокуратуры в системе государственных органов.
Закон «О прокуратуре» [2] конкретизирует конституционные положения и устанавливает основные формы и методы взаимодействия прокуратуры с иными государственными органами. Особое значение имеют положения закона, определяющие полномочия коллегиальных органов прокуратуры в сфере координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.
Ведомственные нормативные акты детализируют механизмы взаимодействия и определяют конкретные процедуры его осуществления. К их числу относятся приказы Генерального прокурора, положения о координационных совещаниях, регламенты взаимодействия и совместные инструкции различных ведомств.
Особое значение в системе правового регулирования взаимодействия имеет Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» [3]. Данный документ определил приоритетные направления совершенствования системы государственного управления и заложил основы для качественного обновления механизмов межведомственного взаимодействия.
В контексте реализации положений Стратегии действий особую актуальность приобретают следующие направления совершенствования взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с иными государственными органами:
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс межведомственного взаимодействия. Это предполагает создание единых электронных платформ для обмена информацией, проведения видеоконференций, совместного планирования мероприятий и контроля их исполнения.
В современных условиях особую значимость приобретает развитие превентивных механизмов взаимодействия, направленных на предупреждение правонарушений и устранение причин, им способствующих. Это требует более тесной координации аналитической работы различных ведомств, совместного прогнозирования рисков и угроз, выработки согласованных мер реагирования.
Важным аспектом совершенствования взаимодействия является развитие его организационных форм. Наряду с традиционными координационными совещаниями все большее значение приобретают такие формы, как межведомственные рабочие группы, совместные аналитические центры, постоянно действующие совещания по отдельным направлениям деятельности.
Перспективным направлением развития взаимодействия является расширение практики совместного обучения и повышения квалификации сотрудников различных ведомств. Это способствует формированию единого понимания целей и задач взаимодействия, выработке общих подходов к решению возникающих проблем.
Таким образом, теоретические основы взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с иными государственными органами представляют собой сложную систему принципов, норм и механизмов, требующую постоянного совершенствования с учетом современных вызовов и тенденций развития государственного управления.
Координационная деятельность является ключевой формой взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с правоохранительными органами. Данная форма взаимодействия приобретает особое значение в условиях усложнения криминогенной обстановки и появления новых видов правонарушений, требующих комплексного межведомственного подхода к их предупреждению и пресечению.
По мнению О. С. Капинус [4], эффективность координации зависит от следующих ключевых факторов: качество планирования совместных мероприятий; своевременность обмена информацией; согласованность принимаемых решений; контроль за исполнением совместных решений.
Рассматривая указанные факторы более подробно, следует отметить их системную взаимосвязь и взаимообусловленность. Качество планирования совместных мероприятий выступает базовым элементом эффективной координации. Оно предполагает тщательный анализ криминогенной ситуации, выявление приоритетных направлений совместной деятельности, определение конкретных исполнителей и сроков реализации запланированных мероприятий. При этом особое значение имеет обеспечение баланса между текущими задачами и стратегическими целями координационной деятельности.
Своевременность обмена информацией является критически важным фактором успешной координации. В современных условиях это требует не только налаживания эффективных каналов коммуникации между ведомствами, но и разработки единых стандартов обработки и передачи информации, обеспечения ее достоверности и актуальности. Особую роль играет оперативность передачи значимой информации, способной повлиять на принятие управленческих решений.
Контроль за исполнением совместных решений замыкает цикл координационной деятельности и позволяет оценить ее эффективность. Он должен носить системный характер и включать как текущий мониторинг исполнения решений, так и итоговую оценку достигнутых результатов. При этом важно обеспечить объективность контроля и его нацеленность на выявление не только недостатков, но и положительного опыта, подлежащего распространению.
В современных условиях особую значимость приобретает информационное взаимодействие между государственными органами. Как указывает Д. В. Шабаров [5], цифровизация процессов межведомственного взаимодействия открывает новые возможности для повышения его эффективности и позволяет: оптимизировать документооборот; ускорить процесс принятия решений; повысить эффективность контроля за исполнением решений; обеспечить оперативность реагирования на выявленные нарушения.
Цифровизация межведомственного взаимодействия предполагает создание единой информационной среды, обеспечивающей безопасный и оперативный обмен данными между всеми участниками координационной деятельности. Это требует решения ряда технических и организационных задач, включая: разработку и внедрение специализированных информационных систем; обеспечение информационной безопасности и защиты данных; стандартизацию форматов обмена информацией; обучение персонала работе с новыми информационными технологиями.
На основе анализа практики можно выделить следующие ключевые проблемы в сфере взаимодействия:
Несовершенство нормативно-правовой базы. Действующее законодательство не в полной мере регламентирует процедурные аспекты взаимодействия, что создает определенные сложности в правоприменительной практике. В частности, отсутствуют четкие критерии оценки эффективности координационной деятельности. Это приводит к субъективизму в оценке результатов совместной работы и затрудняет выработку мер по ее совершенствованию.
Данная проблема требует комплексного решения, включающего:
- разработку и принятие специального закона о координации деятельности правоохранительных органов;
- утверждение единой методики оценки эффективности координационной деятельности;
- совершенствование ведомственной нормативной базы в части регламентации порядка взаимодействия.
Проведенное исследование теоретических основ взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с другими государственными органами позволяет сделать следующие выводы.
- Эффективность взаимодействия коллегиальных органов прокуратуры с иными государственными органами определяется четкой регламентацией их совместной деятельности, основанной на принципах согласованности действий, направленности на решение общих задач, самостоятельности каждого органа в пределах своей компетенции и равенства субъектов взаимодействия.
- В современных условиях ключевое значение приобретает цифровизация процессов межведомственного взаимодействия, которая способствует оптимизации документооборота, ускорению процесса принятия решений и повышению эффективности контроля. При этом требуется решение ряда организационно-технических задач, связанных с созданием единой защищенной информационной среды.
- Выявленные проблемы в сфере взаимодействия, включая несовершенство нормативно-правовой базы и дублирование полномочий, требуют комплексного подхода к их решению. Необходима дальнейшая систематизация законодательства, регулирующего вопросы координации деятельности правоохранительных органов, разработка четких критериев оценки эффективности их взаимодействия.
Литература:
- Кобзарев Ф. М. О конституционно-правовых и организационных основах координационной деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией и мерах по их совершенствованию. Издательство: КГУ им. Н. А. Некрасова, Кострома. 2010. С. 138–142.
- Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» от 29.08.2001 № 257-II // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001, № 9–10, ст. 168.
- Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, № 6, ст. 70.
- Прокуратура в системе национальной безопасности России: учебное пособие / Капинус... — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 32.
- Шабаров Д. В., Алексеева Ю. Б., Повжик О. Г. Цифровая трансформация органов прокуратуры России: современное состояние и перспективы развития. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, №. 3, 2023, С. 5–15.