В данной статье исследуется современная модель государственного управления в сфере внутренних дел. Особое внимание уделяется механизмам управления, регулированию деятельности правоохранительных органов и административному регламенту, который позволяет регулировать порядок взаимодействия между ведомствами. Понимание сложности и важности основных задач органов внутренних дел Российской Федерации, а также их нормативное закрепление, в том числе в административных регламентах, способствуют повышению результативности государственного управления в правоохранительной сфере.
Ключевые слова: государственное управление, современная модель, органы внутренних дел, государство, нормативные и законодательные акты, функции.
This article examines the modern model of public administration in the field of internal affairs. Particular attention is paid to management mechanisms, regulation of the activities of law enforcement agencies and administrative regulations, which allow regulating the order of interaction between departments.
Keywords: public administration, modern model, internal affairs bodies, state, normative and legislative acts, functions.
Государство, будучи сложной социальной системой, осуществляет социальное управление при помощи правоохранительных органов. Поэтому изучение организации государственного управления в рамках органов внутренних дел РФ является важным и актуальным вопросом.
Управление в современном обществе имеет две основные формы: общественное управление и государственное управление. Нормативные и законодательные акты устанавливают полномочия государственных органов, что обеспечивает целеустремленную и упорядоченную деятельность. Современные исследования указывают на смешение понятий «государственное управление» и «государственное регулирование» в определенных сферах деятельности государства. В своем исследовании С. С. Маилян пишет, что управленческие функции являются специализированными видами деятельности административного характера и включают взаимодействие информационного характера между объектами и субъектами социального управления [1, с. 171]. Ученый подчеркивает, что каждый государственный орган имеет свои специфические задачи управления, отражающие цель его функционирования. Операционные функции представляют собой технологию управленческих процессов, общую для всех органов.
Согласно пунта 5 Положения о МВД России [2], органы внутренних дел Российской Федерации представляют собой определенный комплекс государственных органов управления. Изучение текущего государственного управления органами внутренних дел в России позволяет выделить различные модели управления. Одной из них является классическая модель, в рамках которой анализируются проблемы управления органами внутренних дел на уровне регионов, таких как области или края. В рамках этой модели проводится анализ проблем специфического характера в системе управления органами внутренних дел в конкретном регионе России.
Смешанная модель управления включает в себя анализ областей, краев, республик и регионов. Основное внимание уделяется выявлению проблем в управлении внутренними делами в региональных системах Российской Федерации. При этом осуществляется анализ основных территориальных единиц, входящих в состав регионов, республик, краев и областей.
Таким образом, анализ вышеупомянутых моделей управления может привести к появлению новой модели государственного управления в органах внутренних дел Российской Федерации. Это может быть модель межрегионального или окружного управления, где проводится анализ региональных образований на уровне федеральных округов.
Федеральная модель управления предполагает анализ системы управления органов внутренних дел РФ как части государственного управления. В рамках этой модели изучаются основные проблемы правовой и организационной структуры системы органов внутренних дел в Российской Федерации.
Также функционирование органов внутренних дел в Российской Федерации подвергается регулированию через принятие соответствующих административных регламентов. В соответствии с доктриной российского административного права, административные регламенты рассматриваются как особый тип управленческих правовых актов. Они обладают сходными характеристиками с другими нормативно-правовыми актами данного вида [3, с. 165].
Таким образом, административный регламент является юридическим документом, который устанавливает стандарты выполнения государственных функций. Коллективное соблюдение этих элементов позволяет эффективно осуществлять государственные функции исполнительными органами государственной власти. Административный регламент необходим для обеспечения прозрачности и четкости деятельности государственных органов, а также для защиты прав граждан и предпринимателей. В целом, административный регламент играет ключевую роль в обеспечении законности и справедливости в деятельности государственных органов. Поскольку понятие является общим, оно не учитывает уникальные особенности, присущие конкретным видам деятельности, которые могут иметь свои особенности. Общий термин сохраняет только один общий элемент, который объединяет все разновидности регламентов — это административные процедуры.
Все разновидности нормативных актов, ориентированных на конкретную сферу деятельности, объединены в общую систему управленческих документов органа исполнительной власти, что облегчает их классификацию по различным параметрам. Например, В. Ф. Ломакина считает, что необходимо разделять административные регламенты на виды в соответствии с видами административных процедур [4, с. 93].
Создание внутриорганизационных норм и правил связано с желанием современизировать предмет и методы административно-правового регулирования. [5, с. 89]. Для достижения этой цели происходит децентрализация государственного управления, усиление управленческих функций государственного контроля и надзора. Также в исполнительных органах появляется новый элемент — предоставление государственных услуг.
Среди всех нормативно-правовых актов, определяющих законодательную основу административных регламентов, первоначально были приняты акты, регулирующие вопросы оформления внутриорганизационных регламентов. В то время как административный регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между ведомствами, был принят значительно позже.
Регламенты, ориентированные на внешнее управление, включают определенное количество внутриорганизационных процедур. исследователи утверждают, что указанные различия легко заметны, особенно когда речь идет о степени «проявленности» определенных процедур [6, с. 12].
При более детальном сравнении последних можно обнаружить разнообразие различий не только в общих критериях, но и в содержании и форме. Административные регламенты различаются по юридическим признакам и структуре. Кроме того, внутренние и внешние регламенты могут занимать разное положение в системе административных нормативно-правовых актов. И внутриорганизационные и внешнеуправленческие регламенты являются административными актами, цель которых заключается в установлении четкой системы административных процедур.
Помимо деления административных регламентов на два вида, существует предложение теоретиков права классифицировать эти нормативно-правовые акты в зависимости от уровня уполномоченного органа исполнительной власти [7, с. 90]. Таким образом, можно выделить федеральные, региональные и муниципальные административные регламенты. Если регламенты утверждены федеральными органами исполнительной власти, то их можно классифицировать по организационно-правовой форме (например, регламенты федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств).
Таким образом, понимание сложности и значимости основных задач органов внутренних дел в Российской Федерации, а также их закрепление в нормативных актах, включая административные регламенты, способствует улучшению эффективности государственного управления в сфере правоохранительной деятельности. Анализ современного государственного управления органами внутренних дел в России позволяет выделить несколько моделей управления, таких как классическая, смешанная, межрегиональная и федеральная. Рассмотренные в данной статье модели государственного управления в сфере внутренних дел определяют границы ответственности государства при решении ключевых проблем правовой и организационной структуры системы органов внутренних дел в России.
Литература:
- Маилян С. С. Роль правоохранительных органов в системе государственного управления // Вестник экономической безопасности. 2020. № 4.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (ч. 5). Ст. 7614.
- Аушев И. Б. К вопросу об организационных основах управления в органах внутренних дел Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 4.
- Ломакина В. Ф. Развитие института административных процедур (на примере формирования нормативной правовой базы административных регламентов федеральных органов исполнительной власти) // Труды Института государства и права РАН. 2022. № 5.
- Захватов И. Ю. Правовые и организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел. М.: Академия управления МВД России, 2020.
- Никитин Д. Н. Актуальные проблемы организации стратегического управления в территориальных органах МВД России на региональном уровне // Академическая мысль. 2022. № 3.
- Маркушин А. Г. Современные проблемы управления в органах внутренних дел и некоторые направления их решения // Вестник Нижегородской академии МВД России.2020. № 2.