Н. И. Пирогов о наставничестве в медицине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 1783 раза

Библиографическое описание:

Алюков, К. А. Н. И. Пирогов о наставничестве в медицине / К. А. Алюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83020/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья посвящена изучению взглядов Н. И. Пирогова о наставничестве в медицине. Раскрывается роль наставников в профессиональном и личностном становлении будущего хирурга.

Ключевые слова: наставник, наставничество, медицина, хирургия.

В последнее время появляется большое число научных работ, посвященных наставничеству в различных сферах, в том числе и в медицине. Наставничество в медицинской среде является неотъемлемым средством передачи знаний, навыков от старшего поколения — младшему, от более опытного специалиста — менее опытному. В этой связи наставничество в медицине представляется как часть профессиональной культуры, которая складывалась на протяжении многих веков.

Особое место в истории развития медицинской науки и практики занимает наследие выдающегося отечественного хирурга Н. И. Пирогова. В 18 лет после окончания с золотой медалью медицинского факультета Московского университета, молодой специалист был направлен в Дерпт для подготовки к профессорской деятельности в хирургическую клинику. В воспоминаниях современников отмечалось, что выпускники Московского университета того времени имели хорошую теоретическую подготовку, но скальпеля почти не держали в руках. Оказавшись в Дерпте, Н. И. Пирогов, полностью погрузился в хирургию, он много времени анатомировал и проводил хирургические операции. Сотрудники клиники поражались его трудолюбию и аскетизму. После защиты докторской диссертации и двухлетней заграничной командировки в 1841 году ученый-медик возглавил одну из ведущих кафедр в Петербургской медико-хирургической академии. В 37 лет был избран членом-корреспондентом Академии наук России. В 1854 году он добровольно отправился на Крымскую войну. Именно здесь он впервые в медицинской практике использовал во время операций анестезию.

В 1856 году Н. И. Пирогова назначили на должность попечителя Одесского учебного округа, где он способствовал открытию Одесского университета, с 1858 по 1861 гг. он был попечителем Киевского учебного округа.

Его неравнодушие к вопросам воспитания и обучения молодого поколения, передовые для того времени идеи позволили занять особое место и в русской педагогике.

Свое профессиональное и духовное развитие, личностное становление Н. И. Пирогов в последствии описал в автобиографической книге «Вопросы жизни. Дневник старого врача». В ней показано то, какую роль сыграли на его жизненном пути наставники, учителя.

По мнению Н. И. Пирогова, хороший наставник — это не тот человек, который добросовестно излагает свой предмет ученику, а тот, который активизирует и развивает внимательность своих воспитанников [1, с. 97]. Упражнение внимания, по мнению Н. И. Пирогова, является первоочередной задачей школы и воспитания. При этом он акцентировал свое внимание на том, что, являясь образцом поведения для своих учеников, наставник должен помнить о том, что в их памяти остаются как добрые, так и «худые дела наставников» [1, с. 117].

Еще будучи ребенком, маленький Николай впервые встретился с Ефремом Осиповичем Мухиным, доктором медицины и хирургии, анатомии, физиологии, судебной медицины и медицинской полиции, заслуженным профессором, который был приглашен в семью Пироговых для лечения старшего брата Николая от ревматизма. И эта встреча во многом определила будущую профессию. Наблюдая за манипуляциями доктора, будущий хирург стал подражать ему, играя в лекаря. Причем, как пишет сам Н. И. Пирогов: «Игра моя в лекаря не была детским паясничаньем и шутовством. В ней выражалось подражание уважаемому, и только как подражание она была забавна, да и то для других, а для меня более занимательна» [1, с. 110].

Далее Н. И. Пирогов пишет: «…предопределено было Е. О. Мухину очень рано повлиять на мою судьбу». Именно Е. О. Мухин, будучи деканом медицинского факультета, после достижения Николаем 14-летнего возраста посоветовал родителям отправить его в Московский университет, а затем, пригласил в профессорский институт [1, с. 164].

В «Вопросах жизни» Н. И. Пирогов приводит пример о прохождении им медицинской практики в Берлине. Вспоминая своих учителей того периода, с особым трепетом он пишет о профессоре Шлемме: «С первого же раза я, еще молокосос (23 года), и пожилой профессор Шлемм полюбили друг друга. Он видел во мне иностранца, любившего его любимые занятия, притом знавшего многое из той части анатомии, которой он мало занимался. Он очень хвалил мои работы…» [1, с. 350]. Профессор Шлемм стал для молодого хирурга не только учителем, носителем профессиональных знаний и навыков, но и другом, старшим товарищем.

Н. И. Пирогов в этот период не только учился у других, но и сам являлся наставником. Так, он описывает совместную работу по вскрытию трупов, ординатора из России В. А. Караваева, будущего профессора хирургии Киевского университета. «Несмотря на … слабую подготовку, Караваев чувствовал в себе особое влечение к хирургии; это я заметил при первом же нашем знакомстве. Я посоветовал ему тотчас же заняться анатомиею … Я могу по праву назвать Караваева одним из своих научных питомцев; я направил первые его шаги на поприще хирургии и сообщил ему уже избранное мною направление в изучении хирургии» [1, с. 361].

Еще одним учителем-наставником для Н. И. Пирогова стал корифей хирургии того времени К. Лангенбек, профессор анатомии и хирургии в Геттингене. По воспоминаниям Н. И. Пирогова, именно Лангенбек научил его не держать ампутационный нож «…полною рукою, кулаком, не давить на него, а тянуть, как смычок, по разрезываемой ткани. И я строго соблюдал это правило во все время моей хирургической практики везде, где можно было это сделать» [1, с. 363].

Сближение с профессорами провинциального германского университета, было гораздо легче, чем в столичном университете. Вокруг Лангенбека часто собирались молодые люди, которым он любил рассказывать о своей жизни, профессиональном становлении.

Размышляя о личности врача-педагога, Н. И. Пирогов полагает, что кроме научных знаний, опыта необходимо обладать еще и способностью к самопознанию, саморазвитию, досконально знать человеческую натуру. «…ничто не препятствует молодым людям быть хирургами, но не учителями хирургии. …напрасно думать, что всякий ловкий и искусный хирург может быть и хорошим наставником хирургии» [1, с. 391].

Занимаясь самоанализом собственной деятельности, будучи самокритичным человеком, Н. И. Пирогов акцентировал внимание на недостаточности у него знаний, опыта и самообладания для того, чтобы быть настоящим наставником хирургии.

Особое внимание ученый уделял научному наставничеству. Он считал, что будущий наставник кроме научной подготовки должен получить специальную педагогическую подготовку. В то же время, преподаватель университета, должен быть и научным деятелем [2]. Он считал важным, чтобы взаимоотношения наставников и студентов были проникнуты гуманизмом в соответствии с общей целью — быть человеком. К личности преподавателя он предъявляет высокие нравственные требования.

Таким образом, идеи Н. И. Пирогова о наставничестве в медицине являются значимыми и созвучны современности.

Литература:

  1. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. — Иваново, 2008. — 427 с.
  2. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. — М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Пирогово, Московский университет, Пирог, будущий хирург, время, личностное становление, медицина, медицинская практика, медицинский факультет, особое место.


Похожие статьи

Первый педиатр России

В статье приведены биографические сведения о жизни, о педагогической, научной деятельности и работе доктора медицины и хирургии, первого российского педиатра Степана Фомича Хотовицкого.

Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова

В данной статье представлены рассуждения о вкладе Григория Ивановича Челпанова в развитие психологии. Также, в статье идет речь об открытии первого Психологического института.

Понятие этиология в деятельности врача-уролога с позиции философской методологии

В статье изложено значение слова «этиология» как основа мировоззренческо-методологических ориентиров врача.

Идеальный педагог-наставник глазами иностранных студентов

В статье поднимается вопрос о чертах идеального педагога-наставника глазами иностранных студентов Курского государственного медицинского университета.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

Выдающиеся медики Германии. Эрнест Альберс-Шенберг

В статье представлены сведения о жизни и научно-врачебной деятельности немецкого врача рентгенолога, первым указавшим на значение рентгеновских лучей в медицине.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Военный инженер Дмитрий Михайлович Карбышев

В статье приводятся результаты исследования деятельности Д. М. Карбышева как военного инженера и его вклада в развитие военно-инженерного дела. Определены основные этапы становления личности инженера, проведен анализ военно-научных трудов, сделаны вы...

Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени

В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.

Похожие статьи

Первый педиатр России

В статье приведены биографические сведения о жизни, о педагогической, научной деятельности и работе доктора медицины и хирургии, первого российского педиатра Степана Фомича Хотовицкого.

Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова

В данной статье представлены рассуждения о вкладе Григория Ивановича Челпанова в развитие психологии. Также, в статье идет речь об открытии первого Психологического института.

Понятие этиология в деятельности врача-уролога с позиции философской методологии

В статье изложено значение слова «этиология» как основа мировоззренческо-методологических ориентиров врача.

Идеальный педагог-наставник глазами иностранных студентов

В статье поднимается вопрос о чертах идеального педагога-наставника глазами иностранных студентов Курского государственного медицинского университета.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

Выдающиеся медики Германии. Эрнест Альберс-Шенберг

В статье представлены сведения о жизни и научно-врачебной деятельности немецкого врача рентгенолога, первым указавшим на значение рентгеновских лучей в медицине.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Военный инженер Дмитрий Михайлович Карбышев

В статье приводятся результаты исследования деятельности Д. М. Карбышева как военного инженера и его вклада в развитие военно-инженерного дела. Определены основные этапы становления личности инженера, проведен анализ военно-научных трудов, сделаны вы...

Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени

В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.

Задать вопрос