Школьное образование является основой для будущего развития личности. Сегодня система российского образования переживает процесс трансформации. «Я же придерживаюсь позиции, что наша отечественная система образования — выдающаяся. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является одной из лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании», — говорил В. А. Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Президент Российского Союза ректоров, академик РАН. В 2020 году руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех» и член-корреспондент Российской академии естественных наук Сергей Комков отметил, что одной из важнейших задач в системе образования является подготовка квалифицированного учителя [5].
В современной педагогической практике все больше внимания уделяется наставничеству. Благодаря этому подходу молодые педагоги, только начинающие свой профессиональный путь, получают возможность обучаться и развиваться, опираясь на опыт коллег. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Ушинского Указом Президента России 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года заключалась в признании особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность [4].
В исследованиях современных ученых наставничество рассматривается как:
— кадровая технология, позволяющая передавать информацию, знания и опыт от квалифицированных сотрудников менее квалифицированным или молодым специалистам, заинтересованным в повышении своей квалификации;
— средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста;
— механизм оперативного реагирования на профессиональные дефициты педагогических работников и запросы общества на них [3].
В МОБУ Лицее № 95 г. Сочи им. К. Э. Циолковского наставничество существовало всегда. Более опытные педагоги обеспечивают руководство, продвижение, обеспечивают ресурсами и развивают навыки менее опытных коллег. Самые распространенные формы наставничества: «педагог — педагог», «педагог — ученик», «ученик — ученик». Цель миссии наставника для педагогов — получение бесценного опыта, знаний, умений, навыков ориентироваться в динамично меняющейся среде, повышение мотивации педагогов и стимулирование активности в образовательной среде. В лицее педагоги-наставники ставят перед собой следующие задачи: включение менее опытных коллег в работу методических объединений, координация работы, составление траекторий профессионального роста, расширение кругозора молодых специалистов посредством цифровых технологий, рецензирование работ и их публикация на сайтах и в журналах, помощь в подготовке к аттестационным и конкурсным мероприятиям. Учащиеся-наставники стремятся брать пример с учителей, стараются учиться организации, анализу и контролю в своей деятельности. Во время работы они оттачивают лидерские качества, получают опыт в научной и творческой деятельности [1].
Особенности реализации разных форм наставничества в Лицее № 95 связаны с особенностями обучения. В Лицее образовательные услуги предоставляются с 8-го по 11-й класс, профильное обучение реализуется в 10-м и 11-м классах. Для поступления в Лицей школьники проходят отбор в форме экзаменов. Обучающиеся поступают в 8-й класс из 12 школ обширного Лазаревского района. В 8-м и 9-м классах осуществляется предпрофильная подготовка обучающихся для успешной сдачи основного государственного экзамена. В каникулярное время организован профильный лагерь «Эрудит» для дальнейшего самоопределения. После успешной сдачи выпускного экзамена в форме ОГЭ по профильным предметам начинается зачисление в старшие 10-е классы. В целях сплочения школьного коллектива, погружения в традиции образовательного учреждения, его атмосферу и осознание ценности знаний проводится мероприятие «Посвящение в лицеисты». На протяжении старшей школы учащиеся Лицея получают углубленные знания по предметам: физика, математика, химия, биология, обществознание.
В Лицее активно используются такие формы наставничества, как «педагог — педагог», «педагог — ученик», «ученик — ученик». Рассмотрим их более подробно.
1. Форма наставничества «педагог — педагог»
За великими людьми стоят мудрые наставники. Великими педагогами не становятся в одночасье. С самого начала карьеры молодому педагогу назначают наставника (обычно из того же методического объединения), способного эффективно осуществлять всестороннюю методическую помощь и сопровождение в преподавании учебных дисциплин. Наставник разрабатывает свой индивидуальный план работы с молодым педагогом. При успешном взаимодействии молодой учитель быстро включается в работу и становится единым целым с коллективом в достижении образовательных целей. Отметим, что педагог-наставник в своей работе использует открытые уроки, консультации, семинары, мастер-классы, посещение уроков молодых коллег [1].
Результат работы педагогов-наставников нельзя оценить одним учебным годом. Профессионализм, уровень вовлеченности, успешности молодых педагогов проявляется по мере зрелости и уверенности специалиста. В Лицее № 95 достигли мастерства педагоги, за которыми стоят заслуженный учитель РФ, почетные работники сферы образования РФ. С гордостью можно говорить о высоких результатах наставляемых педагогов: лауреат конкурса «Учитель года» (Сочи), победитель конкурса «Мой лучший урок», лауреат приоритетного национального проекта «Образование», победитель конкурса «Педагогический дебют».
2. Форма наставничества «педагог — ученик»
Лицеисты получают предпрофильное образование. Понятно, что у них есть наставники, которые сопровождают обучение в урочное, внеурочное, каникулярное время. Очень важно, что наставник своим воодушевляющим и вдохновляющим примером успешного педагога учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру в собственные силы.
Для работы учителя́ пользуются следующими методами в работе:
1) «дорисовывать» сильные стороны. Автор идеи — кандидат педагогических наук Шалва Амонашвили. В общении и обучении замечаем сильные стороны учащегося, осознанно «дорисовываем» их;
2) использовать разные стили наставничества. В зависимости от уровня подготовки обучающегося и задачи, которая перед ним стоит, наставнику нужно по-разному общаться, чтобы лучше передать знания. Выделяют три стиля наставничества: инструктаж, объяснение и развитие;
3) правильно ставить цель. Цель — это образ будущего результата. Необходимо формулировать задачу понятно, упрощенно;
4) давать эффективную обратную связь. Обратная связь — один из главных инструментов наставника. Она помогает разобрать ошибки обучающегося, скорректировать работу и вдохновить на результат;
5) показывать, как работа учащегося влияет на успеваемость класса, успех школы [3].
3. Форма наставничества «ученик — ученик»
Данная форма наставничества используется в профильном лагере «Эрудит» в каникулярное время. В смене есть три группы учащихся: физико-математического, химико-биологического и социально-экономического направлений обучения. В каждой группе выбирают учащегося-наставника (старше сверстников на год) для координации работы с педагогом-наставником. Наставник-обучающийся для своих сверстников выступает тьютором. Он должен обладать лидерскими качествами, иметь опыт коллективной работы, знания того же предметного направления, что и его подопечные. Наставник-ученик проводит больше времени с группой, передавая им опыт, знания, практические навыки, организуя их деятельность вне профильных мероприятий [2]. Методы работы ученика-наставника: беседы, круглые столы, игры. Педагог-наставник в смене профильного лагеря осуществляет планирование, контроль и анализ деятельности учащихся-наставников, которые потом координируют работу своих групп.
За время обучения в профильном лагере лицеисты могут приступить к работе над индивидуальным проектом. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, в любой выбранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной и др. В Лицее на практике используется технология тьюторского сопровождения. Ее реализация особенно важна в процессе планирования, подготовки и реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. В период самоопределения, закрепления знаний по профильным предметам важна поддержка педагогов-тьюторов и учеников-тьюторов.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации во многом определила направления проектных работ учащихся. Выбор тем всё больше связан с компьютерными технологиями: большие данные, компьютерное моделирование, игровые технологии [6]. Обучающиеся химико-биологического профиля в Лицее представляли проекты по моделированию сердечного клапана, стоматологических имплантов и протезов. Эти проекты содержали аналитические исследования, а также изучение современных программ 3D-моделирования. Компьютерное моделирование широко применяется обучающимися физико-математического профиля. Такие направления, как искусственный интеллект в быту, создание игр, анимации, дизайн, становятся все более популярными.
В заключение отметим, что рассмотренные формы реализации наставничества в Лицее приносят свои результаты. Отмечается рост профессионализма молодых педагогов, замечена мотивация к деятельности, желание карьерного роста и саморазвития. Обучающиеся, выступающие в роли наставников, получают жизненный опыт, который помогает им становиться лидерами и в обучении в ведущих высших учебных заведениях страны. Тьюторское сопровождение учащихся в процессе получения знаний по профильным предметам, в процессе выполнения индивидуальных проектов помогает лицеистам в самоопределении, мотивирует к творческому росту. Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах показывают эффективность работы наставников и обучающихся.
Литература:
- Мухаметзянова Ф. Ш., Исланова Н. Н. Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8, № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN520.pdf
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» // КОДИФИКАЦИЯ.РФ : [сайт]. — URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/
- Пять приемов наставничества. Как обучать новичков в два раза быстрее // iSpring : [сайт]. — URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/five-mentor-life-hacks
- Год педагога и наставника // Министерство Просвещения РФ : [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika
- Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 401 // Администрация Президента России : [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/47958
- Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/499067348

