В современном мире люди все чаще стали обращаться к истории, искусству, культуре. Поэтому музеи становятся важной частью социальной жизни общества. Только государственных музеев в России насчитывается около 2,7 тысяч, количество частных музеев подсчитать уже труднее. У каждого музея своя специализация и тематика, что позволяет выбрать то, что наиболее подходит конкретному человеку.
В связи с этим, сегодня музей это одна из наиболее доступных и динамично развивающихся институтов. Они являются важным инструментом сохранения не только культурных ценностей народов России, но и мирового искусства в целом. А если музеи адаптированы под доступность разным слоям общества, они становятся эффективным инструментом воздействия на культурное и образовательное просвещение. Ни одна из отраслей жизни не может существовать за счет себя полностью, в том числе и музее. Поэтому стоит разобраться, как происходит финансирование музеев.
Основным источником финансирования являются субсидии. Субсидии выделяются либо из государственного бюджета, либо из муниципального бюджета. Это зависит от поступающего заказа. Но из-за ограниченности бюджетов, приходится отдавать предпочтения каким-то определенным музеям, что в будущем означает неравномерность в распределении бюджетных средств между музеями.
Средства, выделяемые из бюджета, распределяются между текущими расходами музея. Это могут быть такие статьи расходов, как хранение коллекции, заработная плата персонала (оклады штатного персонала, премиальный фонд и пр.), оплата аутосорсинга (охрана, уборка и т. д.), налоги, расходы на ведение дел и прочее.
Несмотря на то, что государственные и муниципальные музеи финансируются из соответствующих бюджетов, этого финансирования не хватает для их полноценного функционирования. Поэтому музеям приходится искать иных, внебюджетных источники доходов.
К таким источникам можно отнести спонсирование музеев сторонними компаниями, организациями и пожертвованиями частных лиц. Они поступают в музеи в качестве добровольных пожертвований на нужды музейных учреждений. Такой тип финансирования в социально-культурной сфере принято разделять на пожертвования, меценатство и спонсорство. Данный способ финансирования не может дать музею финансовой стабильности, поскольку, чаще всего, они носят эпизодический характер. Тем не менее, музеи готовы принимать такие пожертвования и указывают это на своих официальных страницах.
Так же есть множество грантов, которые музей может получить для реализации какой-либо программы. Для этого нужно подать заявку и составить план по распределению полученные средства. На данный момент, на официальном сайте ИКОМ есть список из девяти конкурсов, участие в которых может позволить получить грант на развитие музея.
Спонсорскую помощь и гранты чаще всего распределяют между следующими статьями расходов: выставочная деятельность, реставрация, научные исследования и мероприятия.
Помимо этого, есть такое понятие, как целевые творческие заказы. Этот способ характерен каким-то конкретным заказчиком, с которым будет составляться договор. Чаще всего таким заказчиком выступают иные объекты социально-культурной деятельности. Такие заказы могут быть направлены на проведение фестивалей, выставок, конкурсов, концертов и т. п. Для музея такие заказы являются важным условием для финансовой стабильности, поскольку они развивают творческую деятельность музея, тем самым повышая свой культурный потенциал. Помимо социально-культурных учреждений, заказчиками могут выступать и коммерческие организации, но данный источник заказов не несет стабильного финансирования, поскольку носит разовый характер.
Одной из важных статей самостоятельного дохода музеев являются платные услуги. К таким услугам относятся плата за билет на основную экспозицию или временные выставки (чаще всего музеи разделяют их); проведение экскурсий, как групповых, так и индивидуальных; так же это могут быть кафе и буфеты, которые работают на территории музеев; специальные мастерские, где проводятся мастер-классы для желающих; продажа сувенирной продукции; а также проведение различных мероприятий (концерты, встречи, лекции и т. д.).
Дополнительные доходы музея не редко используются для пополнения фондов, то есть закупки предметов, проведения рекламных кампаний, а также распределяется между остальными статьями расходов.
Чаще всего музеи не выбирают какой-то конкретный источник внебюджетного дохода, они сочетают все вышеописанные способы.
Описанная система распределения является неким идеалом, к которому музеям следует стремиться. Но на деле, данная система не работает. Дело в том, что в музейных реалиях преобладают поступления от учредителей, а в расходах — обеспечение текущей деятельности. Поэтому, чтоб придти к идеальной системе распределения бюджета, нужно не только жить в данный момент, но и строить долгосрочные планы.
Следует обратить внимание на то, что, говоря о бюджетных организациях, надо понимать, что расходы музея рассчитываются в зависимости от общих расходов на культуру. Очень часто происходят различные сложности с такими поступлениями.
Музей вовлекается в сложные финансовые отношения, что требует грамотного специалиста, который будет правильно распределять финансовые средства для стабильной работы. Иногда, вместо надлежащего финансирования, например, в условиях дефицита бюджетных средств, осуществляются особые условия хозяйствования: вводятся льготы по оплате коммунальных расходов, выделяют новые помещения на безвозмездной основе и др. Данная ситуация касается только бюджетных учреждений. Что касается частных, общественных, корпоративных и ведомственных учреждений, то здесь ситуация проще. Собственник выделяет определенную сумму на содержание музея и предъявляет определенные финансовые требования, которые будут касаться комплектования, посещаемости, расходам и т. п.
Согласно статистике, большинство музейных учреждений пытаются увеличить свои доходы за счет платных услуг. Так, с 2012 года доходы музеев в этой категории увеличились в 2,5 раза. На этот счет, директора крупных музеев, таких как Эрмитаж и Русский музей, высказали свое мнение о том, чтоб музеи не понижали планку и не ставили своей главной целью получение прибыли.
Литература:
- Лорд Б. Менеджмент в музейном деле: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 254 с.
- Макушева, О. Н. Особенности музейного маркетинга / О. Н. Макушева, К. Н. Белякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 394–396. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60661/ (дата обращения: 01.06.2021).
- Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика М.: Высшая школа, 2009. 275 с.
- ИКОМ России: [Электронный ресурс]. URL: https://icom-russia.com (Дата обращения: 10.05.2021)
- РИА НОВОСТИ: [Электронный ресурс]. Российская культура в цифрах и фактах. URL: https://ria.ru/20200125/1563824771.html (Дата обращения: 22.05.2021)