Менеджмент современного российского музея | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 19.06.2020

Статья просмотрена: 746 раз

Библиографическое описание:

Петринич, Е. Ю. Менеджмент современного российского музея / Е. Ю. Петринич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71824/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях современной России управление музеями является одной из проблем в сфере развития культуры.

По определению, менеджмент — это совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно. Исходя из определения менеджмента, мы можем вывести, что музейный менеджмент — это система принципов, способов, средств и форм управления музейным учреждением, его персоналом, позволяющий использовать его наиболее эффективно. Основной задачей менеджмента является создание и совершенствование управленческой деятельности, увеличение эффективности работы команды, создание и внедрение новых результативных методов управления и создание миссии, целей и задач компании, в данном случае музея. Существуют функции менеджмента, которые относятся непосредственно к социально-культурной сфере, и, следовательно, к музеям, в том числе. Такими функциями являются: отслеживание социально-культурных потребностей людей, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, выстраивание целей организации, основываясь на тенденции развития данных потребностей.

Сама деятельность многих музеев не предполагает такого понятия как менеджмент. Эффективность управления музеем во многом заключается в его способности зарабатывать средства для поддержания экспонатов, оплаты труда сотрудников, создание новых выставок и так далее. Чем лучше и эффективнее система управления в музее, тем выше его бюджет, и тем больше он создает выставок и тем выше его уровень по сравнению с другими музеями. Но руководители некоторых музеев считают, что музей — это исключительно учреждение культуры, которое должно приносить эстетическое наслаждение и нести в себе знания, но не зарабатывать деньги. В реальности же музею необходимо зарабатывать деньги и содержать себя, потому что нельзя полагаться исключительно на финансирование государства. Отрицание надобности создания эффективного управления музеем, для зарабатывания денег, приводит к тому, что многие музеи находятся в ветхих зданиях, их экспонаты не реставрируются и постепенно разрушаются, специалисты уходят туда, где больше платят, и сам музей постепенно перестает быть интересен для общества и просто доживает свои дни. В музее менеджмент в основном воспринимается лишь как управление людьми. Это управление позволяет каждому выполнять свою работу, и выполнять ее качественно.

Проблема состоит в том, что у многих директоров музеев, чаще всего это музеи регионального уровня, просто нет понимания того, что у музея, как и у любой организации должно быть эффективное управление, музей не может существовать просто как учреждение, несущее знания, он должен себя содержать. На данный момент в стране даже нет такой специальности, как музейный менеджер. То есть люди обучающиеся на менеджеров не имеют культурологического или музейного образования, а культурологи и музейщики не разбираются в менеджменте, что влечет за собой отсутствие адекватного и разумного управления, так как нет полного понимания специфики управления музеем.

Однако в условиях современной России есть музеи, в которых понимают значимость музейного менеджмента и применяют его для улучшения эффективности работы своего учреждения. В таких учреждениях основным инструментом менеджмента является перспективный план. В нем формулируются желаемые цели и намечаются пути их достижения. Использование такого плана помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию, распределить с учётом ситуации финансирование и расстановку сотрудников. Необходимо, чтобы в разработке перспективного плана участвовали сотрудники музея, поскольку именно они составляют важную аудиторию, которой этот план адресован. Так же к созданию плана привлекаются лица, имеющие непосредственное отношение к музею, его политике и работе. Это местные власти или центральное правительство, которое часто является основным источником финансирования музея и в общих чертах определяет его политику. Так же это вышестоящие руководящие органы, посетители, спонсоры, «друзья музея». Успеха музей добивается в том случае, когда ему удается учитывать и сочетать интересы каждой из групп, не отдавая предпочтение одной конкретной. Перспективное планирование предполагает постоянную корректировку уже написанного на основе накопленного опыта, пока все части плана не станут согласованным целым.

Так же для эффективности управления крупные российские музеи СВОД анализы. СВОД анализа — это Слабые стороны, Возможности, Опасности и Достоинства музея. В данном случае сопоставляются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие музея. К внутренним факторам относятся: число посетителей, коллекции, выставочная деятельность, обслуживание посетителей, финансирование, генерирование дохода. К внешним факторам относят политические, экономические, социальные и технологические. СВОД анализ позволяет установить, не объединились ли против музея его слабые стороны и опасности внешнего характера, неся реальную угрозу существованию музея. Сопоставительный анализ внутренних и внешних факторов позволяет понять степень эффективности прошлой работы музея, выявить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения. Однако повторюсь, что в приведенные выше методы музейного менеджмента, используют, в основном крупные музеи России, такие как Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж и т. д.

Как я уже сказала ранее важной часть музейного менеджмента является не просто управление кадрами в музее, но и зарабатывание денег. Для того чтобы привлечь посетителя у российских музеев есть ряд специальных программ и методов. Во-первых, музеи проводят различные мероприятия, которые будут интересны посетителю и покажут то, чего они не смогут увидеть каждый день при посещении музея. Например, показ коллекций из фондов. Во-вторых, музеи могут для привлечения посетителей работать в нестандартное время суток. Примером такой работы является «Ночь в музее». Эта программа привлекает намного больше посетителей, так как вечернее время удобно многим людям и они, посетив музей в рамках «Ночи в музее» обычно возвращаются в музей снова, чтобы рассмотреть экспозицию более внимательно. В-третьих, музеи, воздавая временные выставки стараются организовать нестандартное выставочное пространство. Ярким примером такого пространства может служить временная выставка в Новой Третьяковке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Для этой выставки специально были созданы декорации, которых не было еще ни в одном музее и ни на одной выставке в России. Эти декорации привлекали достаточно много посетителей. В-четвертых, многие музеи для привлечения посетителей кооперируются с другими музеями и создают временные выставки сроком на два-три месяца, выставляя работы очень известных художников. Такие выставки вызывают огромный ажиотаж среди посетителей. Недавним ярким примером такой выставки может служить выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Это совместный проект культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже. Выставка пользовалась огромной популярностью, очередь на нее занимали до открытия и электронные билеты раскупались на недели вперед. Этот ажиотаж был вызван коротким сроком проведения выставки (28 января — 16 марта) и тем, что некоторые выставляемые там экспонаты были представлены широкой публике впервые.

В заключении хочется отметить, что управление музеем — особый вид деятельности, который требует тщательного изучения его особенностей и специфики. Наиболее сложно управлять музеями, находящимися в регионах, так как там в больше степени отсутствует понимание музейного менеджмента и специалисты, в области музейного управления. Для решения этой проблемы необходимо первоначально донести до многих руководителей необходимость совершенствования управления своим музеем, чтобы этот музей вел эффективную работу как с посетителем, так и с сотрудниками.

Литература:

  1. Барри Л. Менеджмент в музейном деле: Учеб. пособие / Барри Лорд, Гэйл Д. Лорд; Пер. с англ. Э. Н. Гусинского [и др.]. — М.: Логос, 2002. — 254, [1] с.
  2. https://www.culture29.ru/upload/medialibrary/815/815f17ac8721ef1129cf7a777ff0b692.pdf
  3. http://moscowmanege.ru/vystavka-salvador-dali-magicheskoe-iskusstvo/
  4. https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
  5. http://refwin.ru/525791076.html.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейный менеджмент, выставка, зарабатывание денег, менеджмент, перспективный план, привлечение посетителей, современная Россия, эффективное управление, эффективность управления.


Задать вопрос