Согласно закону Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей является некоммерческим учреждением культуры, созданным для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций. Поэтому музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения данных целей, это значит, что без использования принципов маркетинга музеям не обойтись, и такие понятия как товар, цена, сбыт, продвижение, паблик рилейшнз, фандрейзинг имеют право на использование в музейной практике.
Несмотря на то, что Устав Международного совета музеев определяет музей как некоммерческое учреждение, маркетинговые технологии все активнее входят в музейную сферу.
Современные учреждения сохранения социальной памяти, связывающие между собой поколения, в настоящее время не получает поддержки со стороны государства и очень часто финансируется по остаточному принципу. Именно поэтому музею приходится постоянно искать дополнительные способы получения прибыли и, как следствие, развивать свой маленький бизнес. В этом ему весьма помогает маркетинг, который мы определяем как «умение грамотно продавать». Так что же это такое? И в чем заключается грамотная продажа?
В первую очередь обращаемся к толковому словарю, который характеризует продажу как процесс обмена товара, услуги на его денежный эквивалент. В данном случае грамотная продажа подразумевает под собой изучение интересов потребителей и наличие качественной и продуманной рекламы.
В связи с этим приходим к выводу, что музей как таковой оказывается способным предоставлять посетителю различные услуги, связанные с проведением экскурсий и фестивалей, а также многочисленные товары в виде оригинальной сувенирной продукции.
Поэтому ему необходимо детальное изучение потребностей населения и разработка особой программы для различных категорий гостей. Выяснить это, а также узнать мнение посетителя об экспозиции музея и его отдельных экспонатах, о работе экскурсоводов и смотрителей позволяют различные опросы.
Думается, именно они являются важным шагом в попытке осознать возможные недостатки экспозиционного пространства и в дальнейшем исправить их, изменить способ подачи материала либо усилить акценты на том или ином объекте во время экскурсии или после нее. В качестве примера хочется привести деятельность музейных лавочек и магазинов.
В результате многочисленных опросов сотрудники приобретают возможность вычислить наиболее популярные экспонаты, вызывающие у посетителя интерес и яркие эмоции и заставляющие останавливаться подле себя несколько дольше обычного. Зная об этом, музеологи начинают «продвигать» экспонаты в массы, всячески «обыгрывая» их в сувенирной продукции.
Для этого работники предоставляют посетителю информацию о предметах и увеличивают их количество на витринах музейных лавочек в различных ипостасях (уменьшенные копии, изображения на одежде, каталоги и книги о них). А благодаря активной рекламе на баннерах и билетах и самих экспонатов, и сувенирной продукции, несомненно, повышается интерес посетителей к ним, что приводит к купле-продаже и, следовательно, к повышению дополнительных доходов музея. А это, в свою очередь, положительно влияет на его финансовое состояние и позволяет использовать средства для усиления охраны и оснащения залов интерактивными устройствами, проведения различных реставрационных работ.
Подобное происходит в Третьяковской галерее, где наиболее известные произведения художников становятся объектом сувенирных лавок. Именно там их репродукции замечаем и на обложках документов, на различной посуде, и календарях, и на многочисленных блокнотах, что заставляет людей, испытывающих особую любовь и уважение к тому или иному автору, приобретать «на память» эти предметы.
С данным положением связано и такое понятие маркетинга, как возможность «делать так, чтобы покупали и благодарили». Ведь, изучая интересы аудитории и предлагая впоследствии ей соответствующую сувенирную продукцию, музейные сотрудники тем самым удовлетворяют потребности посетителя и вызывают у него приятные чувства. Например, проводя временную выставку работ А. И. Куинджи, Третьяковская галерея предлагает посетителю многочисленную сувенирную продукцию от репродукций его картин на холстах до репродукций на книжных закладках.
Все это еще более популяризирует творчество пейзажиста и проводит своеобразную рекламу его творчества. И, возможно, привлекает внимание нового посетителя, желающего более подробно ознакомиться с особенностями работ А. И. Куинджи и приобрести что-либо на память. Ведь человек, приходящий в музей, всегда желает получить не только определенные знания, но и сохранить в сердце благодарность за труд организаторам выставки, получить возможность иметь объект, передающий отличительные черты любимого экспоната.
Деятельность маркетинга заключается в том, чтобы «понять клиента, увидеть цель, достичь ее, всегда помня, что в итоге должен потолстеть кошелек». Помимо музейной продукции, многие музеи, изучая потребности посетителя, предоставляют ему возможность прослушивать многочисленные лекции, присутствовать на конференциях и семинарах. В зависимости от направления деятельности музеев все они различаются. Так или иначе, музеи разделяют аудиторию на несколько возрастных категорий и предлагают программы занятий, учитывая возможности усвоения материала, наличие интереса и профессиональных знаний. И тем самым не только просвещают население, но и получают доходы за свою деятельность.
Обращаясь к Третьяковской галерее, которая всем желающим предлагает приобрести абонемент на цикл лекций о русском искусстве, лектор подробно описывает экспонаты, а слушатели знакомятся с вехами развития отечественной культуры и особенностями художественных стилей. Таким образом, эти лекции не только исследуют интерес посетителей, ставя задачей обучение аудитории, но и пополняют казну галереи, потому что цена на абонемент является относительно высокой.
Так, исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что маркетинг играет огромную роль в деятельности музеев. Именно он позволяет этому учреждению культуры, связывающему поколения между собой, развиваться и приобретать дополнительные средства к существованию. Думается, умение грамотно продавать и удовлетворять потребности посетителя привлекает внимание аудитории и способствует развитию хорошей рекламы. А это в современных условиях остаточного финансирования музею просто необходимо!
Литература:
- Новаторов Э. В. Концепция маркетинга услуг учреждений культуры/ Э. В. Новаторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 6. — с. 97–102.
- Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Маркетинг в сфере культуры: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 496 с.
- Назаров П. В., Шубина О. А. Организация музейного менеджмента и маркетинга в региональном музее // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2011. — № 9. — с.17–35.
- Шведова Н. Ю., Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 8000 слов и фразеологических выражений, — М.: А Темп, 2013. — 873 с.