Основы финансового обеспечения учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 20.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Головизнин, А. Н. Основы финансового обеспечения учреждений / А. Н. Головизнин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115905/ (дата обращения: 30.06.2024).



В настоящее время правовые и методологические основы финансовой поддержки государственных и муниципальных учреждений сферы образования в Российской Федерации недостаточно разработаны и временами неэффективно реализуются в практической деятельности некоммерческих публичных формирований.

В современный период важнейшие изменения в механизме материального и денежного обеспечения функционирования института предоставления государственных услуг населению, обусловленные принятием более 10 лет назад Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [9], который способствовал значительным правовым преобразованиям норм ГК РФ [2;3], НК РФ [5;6] и БК РФ [4], законов «О некоммерческих организациях» [7] и «Об автономных учреждениях» [8], касающихся юридического обеспечения финансирования казенных организаций, а также юридического статуса бюджетных и автономных учреждений.

При этом специфическое положение относительно развития рыночных механизмов взаимодействия органов власти и общества остается за казенными учреждениями, осуществляющими важнейшие функции в области социальной защиты населения, в сфере государственного (муниципального) управления, системе образования, здравоохранения и др.

Правовой статус публичных учреждений образования имеет настолько ограниченный характер, что включить их в полноценный рыночный механизм взаимодействия, основанный на свободе воли любой созданной организации, не представляется возможным.

В системе осуществления публичных функций и услуг в сфере образования в России учреждения при муниципалитетах и государственного уровня занимают одно из главных мест в реализации различных полномочий и являются важнейшими субъектами финансово-экономических и социальных отношений.

В современных условиях также остаются не разработанными принципы финансового управления и обеспечения государственных учреждений, функционирующих в системе образования, в частности, имеется ряд нерешенных вопросов в действующих нормативно-правовых актах целевых программах и в финансово-экономической политике. Поэтому изучение перспективных направлений финансирования муниципальных и государственных учреждений на примере сферы образования становится актуальным и практически значимым.

Казенные учреждения являются основными публичными субъектами при различной системе хозяйствования, в том числе, построения рыночной модели государственного устройства. Это связано с тем, что данные некоммерческие структуры постоянно обеспечивают удовлетворение различных социально-экономических потребностей населения и общества. Основным отличительным условием функционирования исследуемых учреждений в Российской Федерации на современном этапе является финансирование по смете и ведение бюджетного учета по своему плану счетов. Однако отсутствие инициативности со стороны руководителей некоммерческих организаций, мотивации по повышению рациональности и развитию системы оказания публичных услуг, недостаточная информативная база функционирования, нерациональное использование отдельных материальных ресурсов, — все это снижает эффективность деятельности казенных и бюджетных учреждений образования.

Как указывают ученые и специалисты, актуальность процесса оптимизации системы управления финансами и процесса финансирования публичных учреждений различного уровня (государственного и муниципального) вызвана недостатками правового и индивидуально-нормативного регулирования, а также запросами практики [10–16].

Распорядители финансовых средств бюджетов, среди которых особо выделяются своей спецификой казенные учреждения разных уровней власти, являются субъектами публичных финансовых правоотношений. Целью публичной власти и ее органов управления в муниципалитетах является привлечение значительных инвестиций и эффективное использование финансовых средств местных бюджетов для развития различных секторов рыночного хозяйства, в том числе, муниципальных учреждений системы образования [10].

В целом, общий анализ различных федеральных законодательных актов показал, что для учреждений применяется на практике казначейская система исполнения бюджета. Для обеспечения должного финансирования и использования денежных средств по целевому признаку данными публичными учреждениями существует четкий и административный контроль, в том числе, за рациональным и эффективным расходованием конкретных бюджетных ассигнований в рамках того или иного учреждения. Значит, на практике происходит четкое соблюдение денежно-финансовой дисциплины, так как объемы бюджетных ассигнований, отраженные в смете по каждой статье расходов, являются предельно допустимыми.

Литература:

1 Российская Федерация. Конституция [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ,14.03.2020 № 1-ФКЗ, 4.10.2022 № 5-ФКЗ, 4.10.2022 № 6-ФКЗ, 4.10.2022 № 7-ФКЗ, 4.10.2022 № 8-ФКЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/constitution/, свободный (дата обращения: 28.05.2024). — Загл. с экрана.

2 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 30.11.1994, № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федеральный закон от 26.01.1996, № 14–ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

4 Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 31.07.1998, № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.

5 Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

6 Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федеральный закон от 05.08.2000, № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

7 Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: федеральный закон от 12.01.1996, № 7-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. –1996. — № 3. — Ст. 145.

8 Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006, № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/, свободный (дата обращения: 28.05.2024). — Загл. с экрана.

9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010, № 83-ФЗ (ред. от 25.01.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 19. — Ст. 2291.

10 Абрекова, А. М. Финансирования бюджетных, казенных и автономных учреждений [Текст] / А. М. Абрекова, Ю. А. Криворотько // Молодежь и XXI век — 2019: материалы IX Международной молодежной научной конференции, Курск, 22 февраля 2019 года. — Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2019. — С. 25–28.

11 Алибеков, Ш. И. Сущность и порядок составления сметы расходов казенного учреждения [Текст] / Ш. И. Алибеков, А. Х. Ибрагимова // Управленческий учет. — 2021. — № 9–2. — С. 338–342.

12 Арбатская, Т. Г. Учет и анализ денежных потоков казенных учреждений исполнения наказаний [Текст] / Т. Г. Арбатская // Финансовый журнал. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 107–124.

13 Арустамян, А. С. Правовые особенности сметно-бюджетного финансирования казенных учреждений [Текст] / А. С. Арустамян // Энигма. — 2021. — № 30. — С. 53–56.

14 Богер, И. Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений [Текст] / И. Б. Богер // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 9. — С. 39–42.

15 Васюнина, М. Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования [Текст] / М. Л. Васюнина // Финансы и кредиты. — 2014. — № 19. — С. 48–53.

16 Гасанов, Г. Н. Особенности финансирования казенных учреждений России в современных условиях [Текст] / Г. Н. Гасанов // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 2–1(60). — С. 48–51.

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, Российская Федерация, система образования, сфера образования.


Похожие статьи

Задать вопрос