Акцентируется внимание на том, что в период с 2022–2023 года бюджетная политика может быть более проинфляционной, чем ожидалось, полагаем, что этот эффект будет ограничен слабым спросом из-за высокой неопределенности на фоне растущего санкционного давления. Бюджетная политика — один из факторов, которые Банк России учитывает при проведении денежно-кредитной политики. Определение приоритетов расходов бюджетных средств и изменение бюджетного законодательства приобретает особую актуальность в настоящее время.
Ключевые слова: бюджет, бюджетное законодательство, решение проблем бюджетного законодательства, региональные бюджеты, бюджетная политика.
14 февраля в Ульяновске стартовал конкурс молодёжи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», учрежденный в честь 100-летия образования Государственной думы в России в 2005 году.
Принять участие в 18-м Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива» могут активные жители области от 14 до 30 лет. Участникам предлагается создать проект со своими законами и представить его для оценки перед экспертным жюри.
Конкурс состоит из двух этапов — заочного и очного. По правилам можно представить в этом туре только одну работу по одному из девяти направлений конкурса, в том числе бюджетное, налоговое и финансовое законодательство.
Тем самым, видим, что законодатель заинтересован и желает узнать законодательные инициативы со стороны молодого населения нашей страны.
Определение бюджетного законодательства закреплено в ст. 2 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ): «Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований» [5].
Одной из проблем бюджетного законодательства в настоящее время являются вопросы справедливой системы бюджетных отношений и перераспределения доходов в региональные и муниципальные бюджеты, которые стоят очень остро для Российской Федерации [6].
Финансовая поддержка регионов России имеет ряд серьезных недостатков, так как многоканальность финансовой помощи каждому нуждающемуся региону в форме дотаций, субсидий, субвенций и отсутствие комплексного подхода ведет к затруднению контроля за расходованием государственных средств [7].
По нашему мнению, что межбюджетные отношения нуждаются в дальнейшем совершенствовании и реформе, а именно в части перехода от дотационного выравнивания региональных и муниципальных бюджетов к регулированию их доходности с помощью налогов, тем самым предоставляя им более высокий уровень самостоятельности в финансовой сфере.
Реализация предложения о добровольном однократном взносе в бюджет со стороны крупного бизнеса не потребует внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ.
По словам Первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухин «в этом случае не потребуется никаких изменений ни в налоговом законодательстве, ни в БК РФ. Здесь должна быть просто добрая воля, социальная ответственность и желание поддержать народ» [1].
В настоящее время складывается достаточно непростая ситуация в стране, которая приводит к тому, что доходы бюджетной системы сокращаются, также сокращается и расходная часть бюджетов всех уровней [2].
Подобные условия предопределяют важность такой задачи, как обеспечение неукоснительного исполнения бюджетного законодательства при законном и эффективном расходовании бюджетных средств и совершенствования бюджетного законодательства [3].
Нарушениями бюджетного законодательства дестабилизируется и тормозится реализация задач, поставленных государством, и ущемляются права большей части граждан.
Таким образом, на основании предоставленных полномочий органами прокуратуры осуществляется надзор за исполнением законодательства в бюджетной сфере на каждой из стадий бюджетного процесса: начиная с принятия нормативных правовых актов, устанавливающие порядок составления и рассмотрения проектов решения о бюджете и заканчивая непосредственным расходованием бюджетных средств и утверждением отчетности [4].
При этом при осуществлении надзора внимание акцентируется на крупных инфраструктурных проектах, финансировании социальных направлениях, средствах, которые выделяются на реализацию национальных проектов.
В настоящий момент, бюджетное законодательство с неизменным постоянством продолжает процесс совершенствования.
Таким образом, своевременная адаптация бюджетных правоотношений к текущим условиям социально-экономического развития страны должна являться одной из основных составляющих структурного реформирования законодательства Российской Федерации и главным принципом функционирования компетентных в этой сфере органов государственной власти с целью повышения эффективности распределения и использования бюджетных средств, а также улучшения качества напрямую коррелированного с этим процессом уровня жизни населения.
Литература:
- Введение добровольных взносов бизнеса в бюджет не потребует изменения законов — сенатор.– Текст: электронный // Журнал о финансовых рынках: [https://fomag.ru/]. — URL: https://fomag.ru/news-streem/vvedenie-dobrovolnykh-vznosov-biznesa-v-byudzhet-ne-potrebuet-izmeneniya-zakonov-senator/ (дата обращения: 14.02.2023).
- Каминская Л. А., Гаврилов И. В. Перевалов С. Г./Лекция 1.1 — Содержание и значение государственного бюджета, влияние на социально-экономические процессы/Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы. 2018. c. 15
- Прокуратура Оренбургской области разъясняет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/@orenprok_56-prokurorrazyasnyaet (дата обращения: 06.04.23)
- Лермонтов Ю. М. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета. 1998. № 153-154; Российская газета. 2022. № 266.
- Гаджиева, К. А., Мехтиева, Ю. М. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации в условиях реформирования // Сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 19.
- Боброва, А. В, Борзова, Н. А. «О проблемах межбюджетных отношений в Российской Федерации» // Управление в социально-экономических системах. 2018. №3 (19). С. 919.